« Книги каждому нужны"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Педагогический проект « Книги каждому нужны"

 

Паспорт проекта

Тип проекта:

По продолжительности – краткосрочный, две недели

По составу участников проекта – групповой, семейный.

Возраст детей: 2-3 года.

Проблема

В результате анкетирования родителей, выяснилось: всего 32% родителей каждый день читают книги своему ребенку, 68% имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц (из – за нехватки времени, сложного ритма жизни).В свою очередь мировой опыт показал, что необходимо как можно раньше  начинать читать детям художественную литературу. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Цель

Формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческого задания - самодельной книги.

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.

Обогатить знания детей об истории возникновения книги.

Расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей.

Развивающие:

Развивать коммуникативные умения детей.

Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Воспитывать у детей умение радоваться своему успеху и успеху друзей.

Актуальность проекта

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.

Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.

Почему возникла идея проекта «Книги разные важны, книги каждому нужны» для детей в младшей группе? Мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её). Данный проект начался с вопроса «Часто ли родители читают им книги?» Многие из воспитанников группы ответили - что нет.

Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. У каждого произведения нужно раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.

Ожидаемые результаты:

От детей:

  • Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
  • Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
  • Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.

От родителей:

  • Привлечение родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.
  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, организации семейного чтения.
  • Активное участие родителей в жизни детского сада.
  • Установление  доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
  • Возрождение чтения в кругу семьи.

От педагогов:

  • Ведение активной работы по развитию познавательных, творческих способностей детей.
  • Использованиеразличные формы работы, интеграцию образовательных областей.
  • Распространение и обобщение опыта.
  • Совершенствование  техники проектной деятельности.

 

 Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап:

ü  Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

ü  Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных праздников, викторин, турниров, КВН.

ü  Разработка перспективного  планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

  • Обновление развивающей среды(подбор дидактического  и  методического материала по проекту).

-   Проведение педагогической диагностики с детьми на начальном этапе.

-  Знакомство  родителей с  целью и задачами проекта.

-  Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.

  • Оформление папок–передвижек для родителей: «Какую книгу выбрать для ребенка», «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», «Литературное воспитание ребенка в семье».
  • Домашние задания: совместное нахождение и чтение литературы, рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок
  • Консультация  «Как организовать домашнее чтение»
  • Анкетирование родителей «Чтение дома»
  • Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга»
  • Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.

 

  1. Основной  (практический) этап.
  • НОД по ознакомлению с окружающим миром «Откуда приходят книги» (дети узнали о происхождении и изготовлении книги). НОД по развитию речи «Книжка заболела». НОД по изобразительной деятельности «Закладки».
  • Внедрение перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

-  Внедрение перспективного плана  взаимодействия с родителями.

-  Проведение семинара-практикума, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

  • Игровые упражнения, игры, инсценировки, выставки книг, творческие работы детей.
  • Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
  • Мероприятия с родителями, папки-передвижки, консультации для родителей по реализации проекта.
  • Оформление альбома «Книга о книгах».
  • Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?».
  • Беседа «Правила обращения с книгой».
  • Выставка «Разнообразный мир книг», выставка произведений  самых любимых детских авторов: В.С.Сутеева, А.Л.Барто, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака.
  • Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин».
  • Создание в группе больницы для книг, при помощи которой дети вместе с воспитателем смогут «лечить» книги. Так же раздавались книжки на дом, где дети «лечили» их вместе с родителями. («Книжкина больница»)
  • Конструирование «Книжки-малышки».

3.Заключительный  этап

-  Проведение педагогической диагностики детей на заключительном этапе.

-  Обработка результатов реализации  проекта.

-  Оформление методической рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

Продукты проекта.

Книжная выставка «Моя любимая книга»

Книжки-малышки, выполненные родителями совместно с детьми.          

Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.

Альбом: «Книга о книге».

Папки-передвижки для родителей «Какую книгу выбрать для ребенка», «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», «Литературное воспитание ребенка в семье».

Презентации «Откуда возникла книга», «Книги разные важны, книги каждому нужны».

Коллективная работа «Книжное дерево»

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования