Об инициативе
Педагогический проект « Книги каждому нужны"
Паспорт проекта
Тип проекта:
По продолжительности – краткосрочный, две недели
По составу участников проекта – групповой, семейный.
Возраст детей: 2-3 года.
Проблема
В результате анкетирования родителей, выяснилось: всего 32% родителей каждый день читают книги своему ребенку, 68% имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц (из – за нехватки времени, сложного ритма жизни).В свою очередь мировой опыт показал, что необходимо как можно раньше начинать читать детям художественную литературу. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Цель
Формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческого задания - самодельной книги.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.
Обогатить знания детей об истории возникновения книги.
Расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей.
Развивающие:
Развивать коммуникативные умения детей.
Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Воспитывать у детей умение радоваться своему успеху и успеху друзей.
Актуальность проекта
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
Почему возникла идея проекта «Книги разные важны, книги каждому нужны» для детей в младшей группе? Мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её). Данный проект начался с вопроса «Часто ли родители читают им книги?» Многие из воспитанников группы ответили - что нет.
Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. У каждого произведения нужно раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
Ожидаемые результаты:
От детей:
- Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
- Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
- Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
От родителей:
- Привлечение родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, организации семейного чтения.
- Активное участие родителей в жизни детского сада.
- Установление доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
- Возрождение чтения в кругу семьи.
От педагогов:
- Ведение активной работы по развитию познавательных, творческих способностей детей.
- Использованиеразличные формы работы, интеграцию образовательных областей.
- Распространение и обобщение опыта.
- Совершенствование техники проектной деятельности.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап:
ü Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
ü Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
ü Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Обновление развивающей среды(подбор дидактического и методического материала по проекту).
- Проведение педагогической диагностики с детьми на начальном этапе.
- Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
- Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.
- Оформление папок–передвижек для родителей: «Какую книгу выбрать для ребенка», «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», «Литературное воспитание ребенка в семье».
- Домашние задания: совместное нахождение и чтение литературы, рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок
- Консультация «Как организовать домашнее чтение»
- Анкетирование родителей «Чтение дома»
- Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга»
- Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.
- Основной (практический) этап.
- НОД по ознакомлению с окружающим миром «Откуда приходят книги» (дети узнали о происхождении и изготовлении книги). НОД по развитию речи «Книжка заболела». НОД по изобразительной деятельности «Закладки».
- Внедрение перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Внедрение перспективного плана взаимодействия с родителями.
- Проведение семинара-практикума, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
- Игровые упражнения, игры, инсценировки, выставки книг, творческие работы детей.
- Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
- Мероприятия с родителями, папки-передвижки, консультации для родителей по реализации проекта.
- Оформление альбома «Книга о книгах».
- Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?».
- Беседа «Правила обращения с книгой».
- Выставка «Разнообразный мир книг», выставка произведений самых любимых детских авторов: В.С.Сутеева, А.Л.Барто, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака.
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин».
- Создание в группе больницы для книг, при помощи которой дети вместе с воспитателем смогут «лечить» книги. Так же раздавались книжки на дом, где дети «лечили» их вместе с родителями. («Книжкина больница»)
- Конструирование «Книжки-малышки».
3.Заключительный этап
- Проведение педагогической диагностики детей на заключительном этапе.
- Обработка результатов реализации проекта.
- Оформление методической рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
Продукты проекта.
Книжная выставка «Моя любимая книга»
Книжки-малышки, выполненные родителями совместно с детьми.
Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.
Альбом: «Книга о книге».
Папки-передвижки для родителей «Какую книгу выбрать для ребенка», «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», «Литературное воспитание ребенка в семье».
Презентации «Откуда возникла книга», «Книги разные важны, книги каждому нужны».
Коллективная работа «Книжное дерево»