Психологическое сопровождение социализации подростков с ОВЗ посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.

0 публикаций Публикации
1 обсуждение Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
2 экспертизы Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 

 

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

В нашем обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны.

Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее, главной целью которых является социализация детей с ОВЗ.

Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Кроме того, осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика.

Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация ее социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

Доказано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок [1].

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность.

Для практического изучения проблемы формирования духовно-нравственных ориентиров у подростков с ОВЗ  был поставлен педагогический эксперимент. 

Гипотеза – у подростков с легкой степенью умственной отсталости недостаточный уровень осмысления таких понятий, как "семья", "дружба", "любовь", "свобода", "добро", "терпимость", "здоровье", "счастье", и предложенная нами система коррекционных мероприятий будет влиять на сформированность духовно-нравственного компонента в сторону повышения.     

Исследование проводилось на базе ОАУ С(К)О школы-интерната III - IV вида г. Липецка. Контрольная группа детей: подростки в возрасте от 13 до 15 лет, 4 мальчика и 4 девочки. (см Приложение 1) Занятия были составлены на основе реализуемой в учереждении  программы первичной профилактики рискованного поведения «Ладья – в ладу с собой», адаптированы и дополнены. [2]

Целью исследования  является формирование системы духовно-нравственных ориентиров.

Для достижения данной цели были выделены следующие  задачи: 

1. Содержательные задачи 

Формирование представлений об этических ценностях; создание условий для интериоризации этих представлений; обеспечение ассимиляции предлагаемых ценностей нравственным самосознанием подростков; развитие стремления опираться на них при осуществлении жизненных выборов. 

Формирование психологической компетентности, которая является важным ресурсом духовно-нравственного роста. Эта задача решается путем: 

Развития у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения.

Создания условий для формирования навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями.

Создания условий для формирования навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.

Создания условий для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности.

Создания условий для формирования навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения.

2. Организационные задачи

Для успешного осуществления программы необходимо вовлечь в работу не только подростков, но и представителей их ближайшего окружения, прежде всего представителей администрации учебного заведения, педагогов и родителей. 

Работа с администрацией и педагогами учебного заведения предполагает информирование их о целях и содержании занятий, формирование позитивного имиджа программы. 

Работа с семьей подростка подразумевает просвещение родителей и других членов семьи о психологических особенностях подростка. Кроме того, родным подростка необходимо оказывать помощь в осознании их собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, которые способствуют преодолению внутрисемейных проблем – в частности, проблем взаимоотношения с детьми. 

Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана: 

• счастье

• общение и дружба

• семья

• здоровье, 

• толерантность

• добро и зло

• ценности

• свобода

Каждая тема прорабатывается в рамках отдельного занятия, причем любое занятие является законченным по форме, что допускает возможность изменения предложенной последовательности тем.

Занятия построены в соответствии с подростковыми особенностями восприятия информации, спецификой вхождения подростков в групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а также с учетом задач формирования мотивации на углубленную работу в программе. 

В программе условно выделено несколько блоков:

a) Мотивационно-смысловой. (Занятия 1,2)

Его цель – включение подростков в работу, осознание задач программы, формирование мотивации на участие. 

b) Блок, раскрывающий понятия «Я-концепции», общения со сверстниками и противоположным полом, любви, дружбы, полоролевой идентификации, а также понятия семьи, рода и культуры с точки зрения современной психологии и системы духовно-нравственных ценностей. (Занятия 3,4)

c) Блок, касающийся жизненных кризисов и их преодоления, а также эмоционального стресса. В нем раскрываются понятия здоровья и болезни, дается информация о толерантности. (Занятия 5,6)

d) Блок, формирующий нравственные категории – такие, как потери и надежда, добро и зло, ценности и цели, смысл, свобода, выбор. (Занятия 7,8,9). В это блок входит также заключительное занятие (10).

Основным методом работы является личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними духовно-нравственных изменений. 

Каждое занятие программы включает несколько обязательных этапов:

Начало работы – разминка. Целью разминки, помимо создания рабочего настроя в группе, является обращение к изучаемой на занятии теме. Разминка может также выполнять мотивирующую функцию – в том случае, если она заканчивается экспресс-обсуждением. (10 мин.)

Работа по теме. Упражнения, предлагаемые для работы по каждой теме требуют обязательного обсуждения, в ходе которого группа проводит аналогии между поведением в упражнении и поведением в реальной жизни, а затем выходит на обсуждение этических аспектов происходившего. Ведущему важно тактично акцентировать те моменты обсуждения, которые являются значимыми для формирования адекватных этических представлений. (30 мин.) 

Обобщение результатов преследует две цели: содержательное подведение итогов занятия (основной формой является мини-лекция ведущего) и вербализация подростками нового опыта в форме обсуждения «нового», «интересного» и «неожиданного».  (10 мин.)

Домашнее задание направлено на закрепление результатов работы группы. Его сутью является письменная вербализация собственного мнения подростка по поводу обсуждаемых этических проблем. Письменная форма предпочтительнее прежде всего потому, что она способствует более эффективному осознанию собственной точки зрения. Анализ содержания письменных работ является методом оценки эффективности проведенного занятия. 

Оценка эффективности программы включает в себя два взаимосвязанных блока, которые предполагают: 

1) Сравнение этических представлений подростков после окончания занятий с исходным уровнем.

Оценку изменений в духовно-нравственной сфере подростков можно проводить с помощью психосемантических методов – например, метода свободного ассоциативного ряда. Для этого до начала и после окончания занятий подросткам предлагается выполнить ассоциативное задание, стимулами для которого являются основные этические категории, заложенные в программе. Анализируется глубина этических представлений, для чего полученные ассоциативные ряды сравниваются с «основными понятиями», анализируемыми в рамках каждой темы. Показателем эффективности программы является расширение этических представлений, включение в них новой, по сравнению с первоначальным содержанием ассоциативных рядов, проблематики. (см Приложение 2)

2) Анализ отзывов о программе со стороны подростков (их родителей, педагогов и администрации учебного заведения).

Отзывы подростков, родителей, педагогов и администрации учебного заведения анализируются с опорой на результаты беседы или письменного опроса. Показателем эффективности является признание программы интересной, полезной и соответствующей заявленным целям. Форма анкеты. (см Приложении 3)

По итогам  исследования были получены следующие результаты. Ожидания группы в основном связаны с эмоциональным подъемом, межличностным общением, и в меньшей степени с познавательным  интересом подростков. Общий эмоциональный фон имеет прямую корреляцию со сложностью задания. Наиболее сложными формами работы являются дискуссии-обсуждения, письменные задания, анкетирование; а наиболее легкими и ожидаемыми – разминки, игры, творческие задания, они же и более запоминаемые, по словам участников. Тяжелыми в освоении и закреплении были понятия "свобода" и "терпимость",  наиболее легкой была тема "Добро".

 Оценка изменений в духовно-нравственной сфере подростков проводилась посредством  метода свободного ассоциативного ряда. Для этого до начала и после окончания занятий подросткам предлагается выполнить ассоциативное задание, стимулами для которого являются основные этические категории, заложенные в программе. Показателем эффективности программы является расширение этических представлений, включение в них новой, по сравнению с первоначальным содержанием ассоциативных рядов, проблематики. Личные достижения испытуемых неоднородны, как это видно из таблицы. (см Приложении 4)

Для каждого подростка был подсчитан средний процент по всем показателям вводной и итоговой анкеты, а затем из их разницы выведен процент личного достижения каждого испытуемого.  

Анкетирование родителей и педагогов дало следующий результат:

• 100% опрошенных имеют верное представление о целях и задачах исследования;

• 80% опрошенных получили только положительные отзывы от испытуемых;

• 90% опрошенных отметили положительное изменение в испытуемых.

Исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В результате вводного анкетирования у подростков с легкой степенью умственной отсталости выявлен недостаточный уровень осмысления таких понятий, как "семья", "дружба", "любовь", "свобода", "добро", "терпимость", "здоровье", "счастье".

2. Данные, полученные в ходе анкетирования, свидетельствуют о необходимости проведения  коррекционной работы.

3. После проведения  коррекционной программы по формированию духовно-нравственного компонента личности умственно отсталых детей подросткового возраста можно проследить положительную динамику.

4. Наиболее сложными формами работы являются дискуссии-обсуждения, письменные задания, анкетирование; а наиболее легкими и ожидаемыми – разминки, игры, творческие задания, они же и более запоминаемые, по словам участников. Тяжелыми в освоении и закреплении были понятия "свобода" и "терпимость",  наиболее легкой была тема "Добро".

5. Наиболее высокая динамика прослеживается в формировании понятий: "Дружба" – 38%, "Счастье" –  25%, "Терпимость" –  25%. В остальных показателях также заметна тенденция к повышению.

6. Благодаря проведенной коррекционной работе, уровень сформированности духовно-нравственного компонента личности  повысился, что подтверждают данные итогового анкетирования.

Гипотнза исследования подтверждена, задачи выполнены, цель достигнута.

Уровень цивилизации общества во многом оценивается именно его отношением к детям с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, адаптации и интеграции в обществе относятся к числу важнейших задач любого государства.

В течение долгого времени в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью внимание специалистов было направлено в основном на познавательное развитие, в то время как проблема становления их личности изучена недостаточно как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Между тем одной из важнейших задач обучения и воспитания таких детей является их успешная социализация в обществе, что предполагает сформированность у них готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний и возможностей с требованиями, предъявляемыми к ним со стороны окружающих и общества

В результате проведённой работы подтвердилось, что дети с отклонениями в умственном развитии нуждаются в психолого-педагогическом воздействии, так как посредством системы мероприятий психолого-педагогической направленности происходит увеличение процентного показателя сформированности  духовно-нравственного компонента личности подростков с ОВЗ.

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие. – М., 1998г.

2. Сирота Н. А., Воробьева Т. В.,Ялтонская А. В. и др. Ладья - «В ладу с собой», М., 2009г.

 

Приложение 1

 

Список испытуемых.

 

п\п

Возраст

Диагноз

1

13 лет

Умственная отсталость легкой степени, миопия III степени с астигматизмом

 

2

14 лет

Умственная отсталость легкой степени, гиперметропия

 

3

15 лет

Умственная отсталость легкой степени, миопия I степени

 

4

14 лет

Умственная отсталость легкой степени, сходящиеся косоглазие, смешенный астигматизм,  паралич отводящего нерва

5

13 лет

Умственная отсталость легкой степени, миопия II степени, амблиопия

6

13 лет

Умственная отсталость легкой степени, сходящиеся косоглазие, миопия IIIII степени амблиопия

7

13 лет

Умственная отсталость легкой степени, смешенный астигматизм

8

13 лет

Умственная отсталость легкой степени, расходящиеся косоглазие, хореоретинит, нистагм

 

Приложение 2

 

 

Ассоциации подростков на каждое слово-стимул классифицируются по следующим основаниям:

 

 

Слова-стимулы

Показатели содержательного наполнения

Семья

Уважение, помощь, забота, поддержка,                ответственность, корни

Дружба

Помощь, поддержка, альтруизм

Любовь

Уважение, забота, ответственность

Свобода

Возможности, ответственность, ценность

Добро

Добрые дела, помощь, поддержка

Терпимость

Уважение, понимание, принятие, отсутствие дискриминации

Здоровье

Ценность, забота, ответственность, возможности

Счастье

Соучастие в жизни других, стремление к целям, нематериальность счастья

 

Приложение 3

 

Оценка мнения  родителей, педагогов и администрации учебного заведения

 

Цель: оценка мнения о результатах программы  тех людей, которые реально контактируют с подростками.

Необходимые материалы: бланки анкет.

Процедура проведения: опрашиваемым предлагается в свободной форме ответить на следующие вопросы:

Что Вы знаете о закончившейся программе? Каковы были ее цели и задачи? 

Какие отзывы о программе Вы слышали от детей, принимавших в ней участие? 

Заметили ли Вы какие-либо изменения в детях – участниках программы? Какие именно? 

Каково Ваше общее впечатление о программе? 

Ваши пожелания? 

 

 

Приложение 4

 

Понятие

Вводная анкета, %

Итоговая анкета, %

Изменение,%

Счастье

38

63

+25

Дружба

25

63

+38

Семья

25

25

0

Здоровье

38

50

+12

Терпимость

13

38

+25

Добро

75

88

+13

Свобода

25

38

+13

Суммарный %

34

52

+18

  

Приложение 5

 

Испытуемые,

 № п\п

Вводная анкета, %

Итоговая анкета, %

Изменение,%

1

57

61

4

2

0

14

14

3

43

49

6

4

29

76

47

5

57

71

14

6

14

29

15

7

14

43

29

8

57

71

14

Суммарный %

34

52

18

Уважаемые коллеги!

Нам очень интересен Ваш опыт и мнение относительно психологического сопровождения образовательного процесса и работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Делитесь, комментируйте, оценивайте.

С наилучшими пожеланиями 

Чекрыжова О.А. 

Широбоких А.П.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования