Об инициативе
Мастер-класс для педагогов «Квест - игра как современная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников».
Цель: распространение педагогического опыта по использованию квест - технологии в работе с детьми.
Задачи:
1.Конкретизировать представление педагогов о принципах организации и содержании квест - игры.
- Предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективности использования квест - технологии.
- Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Актуальность
Для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Особенно интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра, которая предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные перед ними задачи.
Ход мастер- класса
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы хотим с вами поделиться опытом по использованию квест - технологии в работе с детьми.
Что такое квест?
Квест (англ. quest), или приключенческая игра
Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью.
Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).
Чем привлекателен квест-игра?
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:
- Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
- Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
- Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
- Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Темы квестов могут быть самыми различными:
- Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).
- Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма).
- Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб).
- С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от клоуна ».
- Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему).
- Физкультурные праздники.
Придумать квест не сложно, важно правильно его спроектировать. Форма квеста идеально подходит решению задач формирования экологической культуры. формирования экологического сознания дошкольника.
Загадки для воспитателей
- «Назовите сказку, в которой один из главных героев пострадал из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил» / «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/
- «Назовите сказку, в которой описывается уничтожение уникального растения по прихоти девушки». / «Аленький цветочек»/
- «Назовите сказку об овоще – гиганте» / «Репка»/
- «Назовите сказку, в которой описывается сбор первоцвета для букета» / «Двенадцать месяцев» /
- «Назовите сказку, в которой описывается редкий /волшебный/ вид птиц с ярким оперением» / «Конек - горбунок»/
- «Назовите сказку, в которой рыба наделена способностью, не присущей ей на самом деле» / «По щучьему велению»
Тех, кто отгадал сказки приглашаю с нами поиграть.
Ведущий: Итак, наша команда собрана.
Тема сегодняшней квест - игры "Природе спасательный круг".
Ведущий: Уважаемые игроки, посмотрите пожалуйста на экран.
(На экране нарисованы спасательные круги.) Что же нам нужно спасать? (Именно общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).За каждое правильно выполненное задание вы получите фишки и сможете заполнить круги рисунками Слушайте задание.
Станция "Угадайка".Задание «Природоохранные знаки».
-Как же нам дойти до цели не зная природоохранные знаки. Нужно вспомнить , что нельзя делать в природе (На экране в мнемодорожках нарисованы схемы. Участвующие должны назвать эти знаки. Молодцы, быстро справились с заданием. Эта фишка покажет вам, куда идти дальше.
Станция "Лесная".Задание "Правила поведения в лесу"
Ведущий: Вам даются карточки, на которых изображены знаки. Расставьте эти знаки на свои места. "Игра с экобордом". Молодцы. Вот вам фишка. Она укажет вам путь.
Станция "Речная." Задание «Наведи чистоту»
На «болоте» сидит грустная лягушка, вокруг разбросана бумага, пластиковые бутылки и стаканчики.
Царевна-лягушка: Посмотрите, во что моё родное болото превратила злая кикимора лесная! Набросала мусора, оставила посуду! Как мне теперь здесь жить? Да ведь ещё и мусор не простой, разный. Вот у меня тут есть какие то коробки. Вы не знаете что, куда собрать? (Мусор собирается в специальные контейнеры: для бумаги, для батареек, для пластика. Вспоминаются некоторые правила сбора мусора).Лягушка благодарит за помощь. Дарит фишку.
Станция "Знайки"Задание "Выберите правильный ответ:"
Если правильно отгадаете, то получите последнюю фишку вашей картины.
- Куда деть пустую консервную банку?
- Бросить в костер
- Бросить в кусты
- Положить в мешок забрать с собой, потом бросить в мусорное ведро.!!!
- Что будет, если разорить муравейник?
- Ничего не будет, муравьи его опять построят
- Не будут кусаться
- Деревьям и животным станет хуже!!!!
- Куда деть фантики от конфет, если ты дома?
- Бросит в открытое окно
- Бросить в мусорное ведро!!!!!
- Положить в карман, потом выбросить под куст
- Что делать, если мы в лесу?
- Идти наступая на цветы
- Идти по тропинке и громко петь
- Идти по тропинке, любоваться красотой, тихо разговаривать!!!!!
- 5. Что делать на природе?
- Все ломать, рвать, разорять
- Беречь и любоваться!!!!!!
- Сажать цветы, деревья
За выполнение команда получает последнюю фишку.
Ведущий: Замечательно, мы получили все фишки! И сейчас мы знаем, что же мы, дети можем беречь в природе.
Детям можно подарить спасательные круги - эмблемы.
Заключение
Образовательная деятельность в формате квест - игры является отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.