Внимание!
1 февраля 2023 года сайт «Образовательная инициатива» прекратит работу.
Рассматриваем предложения по приобретению действующей платформы.
Овчинникова Наталия Валентиновна +7(985)922-80-14

Формирование цифровой идентичности преподавателей и студентов педагогического колледжа («Ощути себя в цифре»).

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Актуальность и новизна проблемы:

XXI век – это время It-технологий и цифровизации любых процессов. Уже никого не удивляют понятия «цифровые книги», «цифровое телевидение», «цифровые деньги», «цифровая экономика», «цифровая безопасность». Информационные технологии вошли в нашу жизнь стремительно, мощно, повсеместно, и это является закономерным этапом развития цивилизационного общества. Цифровая экономика - это приоритетное и достаточно новое направление на мировой арене.

Правительством Российской Федерации выделило несколько векторов развития в рамках данной сферы:

- современное регулирование (конкурентные и благоприятные условия для участников It-процессов, единые требования по электронным операциям, стимулирование интеллектуальной деятельности в области новых технологий с последующим обеспечением притока инвестиций в подобные проекты);

- информационная инфраструктура (обеспечение доступа в сеть Интернет малочисленных населенных пунктов, органов власти, образовательных и медицинских учреждений);

- кадры (обучение и переобучение специалистов);

- кибербезопасность (создание качественных IT-продуктов);

- развитие цифровых технологий в РФ (работа со сквозными технологиями, усиление позиций спроса на IT-продукты

-  «оцифровка» государственного управления (развитие сферы социальных услуг).

            Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются. Суть цифровизации трансформации в образовании в том, чтобы обеспечить:

- эффективное и гибкое применение новейших технологий для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу;

-  развитие материальной инфраструктуры (строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методологических материалов);

- внедрение цифровых программ (создание, тестирование и применение учебно-методических материалов с использованием цифровых технологий, искусственного интеллекта и др.);

- развитие онлайн-обучения (постепенный отказ от бумажных носителей информации);

- разработка новых систем управления обучением;

- развитие системы универсальной идентификации;

- создание моделей учебного заведения;

- повышение навыков преподавателей и обучающихся в сфере цифровых технологий.

Вместе с тем, следует отметить, что многие россияне не принимают цифровизацию, им некомфортно существовать в айтишном мире. В условиях «зашкаливания» потоков информации, определенные категории людей находятся в шоковом состоянии, не понимая, что вокруг происходит.

К подобной категории людей можно отнести и педагогических работников (учителей, воспитателей, преподавателей). Именно они являются слабым звеном с точки зрения информационных технологий, тогда как, дети и молодые люди, являющиеся индикаторами будущего, в этом информационном хаосе, с одной стороны, легче адаптируются к реалиям цифрового мира, с другой стороны, оставаясь людьми с набором свойственных только им личностно-ценностных, духовно-нравственных качеств, инстинктивно защищаются от огромного инфопотока, порционно воспринимая айтишность.

Технологии четвертой промышленной революции, стремительно ворвавшиеся в повседневную жизнь большинства людей, высвечивают ракурс информатизации, связанный  с формированием цифровой идентичности личности – сетевым обликом человека, формируемым им в рамках онлайн среды с целью самопрезентации и отражения реальных аспектов его личности.

Резюмируя вышесказанное, можно выделить противоречия, актуализирующих проблему исследования:

- между неизученностью феномена цифровой идентичности  с научной точки зрения, и существованием его в повседневной реальности каждого человека, полем для практических экспериментов.

-  между необходимостью формирования цифровой идентичности   у педагогических работников и учащихся образовательных организаций и незнанием механизмов осуществления этой деятельности.

Объект исследования: цифровая идентичность.

Предмет исследования: процесс формирования цифровой идентичности  педагогических работников и учащейся молодежи муниципальных образований.

Концепция исследования (основные теоретические идеи, составляющие основу исследования):

В современном мире профессиональным организациям, чтобы сохранять свое место на рынке труда, необходимо повышать конкурентоспособность ее выпускников – основного продукта профессиональной деятельности. Формирование цифровой идентичности у педагогических работников и учащейся молодежи позволяет достигать данные цели.

Исследованию вопросов цифровизации посвящены многие работы. Например, Л.В. Ивановская называет цифровизацию социума своеобразным укладом, «цифровым социализмом», распространяющегося на все сферы жизни: от государственного управления до семейного быта.

Г.Н. Андреева, С.В. Бадальянц, Т.Г. Богатырева и др. называют причины возникновения цифровой экономики, ее основные методы и технологии, обусловленные необходимостью повышения конкурентоспособности и национальной безопасности страны на мировой арене.

Другие авторы, например, такие как И.В. Дворецкая, А.Ю. Уваров, И.Д. Фрумин говорят о влиянии цифровой экономики на информационную трансформацию образования, проблемах, которые возникают и будут возникать на пути к этому, и предлагают собственные механизмы минимизации сложностей, позволяющих перейти от традиционной классно-урочной системы к цифровой персонализированной организации процесса обучения (прежде всего, в массовой общеобразовательной школе). А.В. Бабкина в своей монографии развивая данную тему, актуализирует риски цифрового образования в России.

О.В. Адмаев, С.А. Бекузарова, В.В. Гордеева, М.К. Садыкова и др. также анализируют влияние цифровизации на жизнь современного общества, в качестве примеров приводя, как содержание мультфильмов, так и требования стейкхолдеров к результатам освоения образовательных программ.

О цифровой идентичности писали такие авторы, как В.А Емелин,  А.М. Кондаков, А.А. Костылева, Л.Н. Соловьева, В.М. Сыманюк, Л.Б. Шнейдер и  др. 

Указанные противоречия определили проблему эксперимента: Каким образом возможно эффективное функционирование модели формирования цифровой идентичности  педагогических работников и учащейся молодежи муниципальных образований?

Постановка цели (что будет достигнуто): Функционирование модели формирования цифровой идентичности  педагогических работников и учащейся молодежи муниципальных образований.

Выдвижение гипотезы (что предполагается сделать, чтобы получить результат):

Эффективное функционирование модели формирования цифровой идентичности  педагогических работников и учащейся молодежи муниципальных образований возможно при условии  внедрения и реализации в практику образовательных организаций муниципальных образований основных направлений «5Ц»: «цифровой ликбез», «цифровая безопасность», «цифровой партнер», «цифровой помощник», «цифровой волонтер».

Основные задачи исследования:

  1. Провести анализ теоретических исследований, передового педагогического опыта о цифровой идентичности и особенностях ее формирования у педагогических работников и учащейся молодежи.
  2. Спроектировать модель формирования цифровой идентичности педагогических работников и учащейся молодежи муниципальных образований.
  3. Внедрить в практику образовательных организаций муниципальных образований основные направления «5Ц»: «цифровой ликбез», «цифровая безопасность», «цифровой партнер», «цифровой помощник», «цифровой волонтер».
  4. Создать методические рекомендации «Инструментарий формирования цифровой идентичности педагогических работников и учащейся молодежи муниципальных образований».

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования