Актуальные проблемы формирования и развития УУД у детей с ОВЗ

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой довольно большую и различную по видам нарушений, группу. Это та категория детей, состояние здоровья которой препятствует освоению ими основной образовательной программы в полном объеме: дети с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющие задержку психического развития, а также проблемы соматического здоровья.

Мы уже начали реализацию ФГОС НОО, однако, требования к результатам освоения ООП НОО и к структуре ООП НОО должны учитывать особенности контингента учащихся специальной (коррекционной)   школы.           Сложность заключается в том, что  окончательные критерии по данным разделам могут быть сформулированы лишь по результатам реализации стандарта в экспериментальном режиме. Поэтому нами  делается попытка найти оптимальное сочетание требований Стандарта к НОО и специфики контингента обучающихся.

Та же работа проводится сегодня и по разработке ООП ООО для 5-х классов.  Особые сложности вызывает раздел «Программа формирования УУД».

Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным  уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:

- знаний и представлений об окружающем мире;

- умственных операций, действий и навыков;

- речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;

- познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;

-  регуляции поведения. 

У детей с ОВЗ все это сформировано  в разной степени и, как правило, дефицитарно. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и  технологии  в обучении. 

Так например, протекание основных познавательных процессов (восприятие, представление, память, мышление) у глухих детей подчиняется общим закономерностям, однако имеет свою специфику, связанную, прежде всего, со снижением общей и познавательной активности, некоторой заторможенностью и трудностями накопления чувственного опыта из-за дефекта слуха.

Коррекция проводится преимущественно на начальной ступени обучения, а в основной школе начинается формирование и дальнейшее развитие общеучебных навыков, закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой для получения профессионального образования и успешной социализации в обществе.

Требования  ФГОС к  метапредметным  результатам освоения ООП ООО заставляют пересмотреть привычные подходы к обучению детей с ОВЗ, признать активную роль обучающегося в учении,  изменение представлений о содержании взаимодействия учителя и ученика. В этом очень помогает использование современных педагогических технологий: проектной и исследовательской  деятельности, информационных технологий, технологии критического мышления др. на доступном детям уровне. Это дает положительные результаты. Обучающиеся с ОВЗ овладевают навыками работы в группе,  учатся слышать и учитывать разные мнения, осуществлять поиск информации с использованием Интернета и ресурса библиотек, проводить наблюдения и эксперименты под руководством учителя, делать самостоятельные выводы, заключения.

Вместе с тем, мы понимаем, что овладение УУД в полной мере и без поддержки специалистов,  различными категориями детей с ОВЗ, существенно затруднено.

Для овладения УУД в полном объёме учащимся школ I  II вида потребуется значительно больше времени, чем учащимся массовых школ. Подтверждением  могут служить низкие стартовые возможности глухих  и слабослышащих первоклассников по сравнению с их нормально видящими сверстниками.  Это было определено по результатам выполнения входной диагностической работы, психологического обследования, направленного  на определение наличия предпосылок для формирования УУД, низким результатам выходного тестирования, а также по недостаточно высоким результатам аналогичного тестирования учащихся 5-х классов.

У детей с тяжелыми нарушениями слуха    прогноз   усвоения УУД по темпу более благоприятный, но имеющиеся речевые нарушения у любой другой категории детей с ОВЗ, создают  схожие проблемы, а именно:

        - в категории личностных УУД особую сложность составляет ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений, формирование основ социально-критического мышления, потребности в самовыражении и самореализации. Дети с ОВЗ понимают, что отличаются от сверстников. Это формирует комплексы и снижает мотивацию;

- регулятивные УУД тесно связаны с формированием произвольной деятельности детей. Именно эта составляющая развития психики, существенно страдает  у учащихся с ОВЗ. Отсюда, сложности с  выполнением поставленных целей, умением контролировать свое время,  реальной оценкой своих возможностей, умением принимать самостоятельно решения. Всему этому надо учить долго и кропотливо.

        - развитие коммуникативных УДД  существенно зависит от уровня речевого развития.  Ограниченность словарного запаса, нарушения лексико-грамматического строя речи, страх речевой коммуникации (скажу не так, меня не поймут или поймут неправильно), не позволяет адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, интегрироваться в группу нормальных сверстников и строить взаимодействие, подбирать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов, потребностей.

       - познавательные УУД во многом зависят от уровня понимания обучающимися устной и письменной речи. Сложно работать с любой информацией, когда нужно все время «переводить с русского языка на русский»,  обобщать понятия, осуществлять сравнение, классификацию признаков. Ребенок с ОВЗ в процессе обучения все время преодолевает бесконечные трудности. Справляется с одними, а  на подходе другие, т.к. программа усложняется, увеличивается объем информации.

Понимая сложность проблемы,   создание Программы формирования УУД, должно быть результатом коллективного творчества, всех  педагогов  ОГКОУ  школы- интерната №87.

Таким образом, коррекционным школам, принимающим участие в эксперименте по введению ФГОС ООО в 5-х классах, предстоит большая аналитическая работа по планированию результатов усвоения обучающимися с ОВЗ универсальных учебных действий, в зависимости от вида и степени выраженности нарушения. 

      

 

 

 

 

 

ГАРИПОВА  Л.М.  учитель математики

                                  ОГКОУ  «Школа-интернат  №87

 

                                   г. Ульяновска

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования