Формирование умений коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения.

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 

Формирование  умений коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения.

 

 

 

В современной модели образования особую важность при работе с  детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений.

 

Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у  детей с особыми образовательными потребностями происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся. Дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.

 

Своеобразие речи детей с нарушением интеллекта обусловлено недостаточностью их интеллектуального  развития, бедностью получаемой и перерабатываемой ими информации. Овладение умениями коммуникации происходит через формирование и развитие связной устной и письменной речи. Для многих детей  нарушением интеллекта характерны позднее и медленное развитие активной речи, недостатки произношения, ограниченное понимание обращенной к ним речи. Основным  условием развития умения коммуникации является умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, со средствами информации и с самим собой, которое происходит через увеличение словарного запаса, объема высказываний, развитие связной речи, понимание обращенной речи.

 

Владение умениями коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия невозможно без развития и совершенствование речи детей с особыми образовательными потребностями, что является актуальной проблемой преподавания чтения в СКОУ VIII вида.

 

Какие упражнения и задания выбрать для работы? Как обеспечить дифференцированный подход в работе по развитию речи, а следовательно и коммуникативных навыков? Это те вопросы, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения чтению.

 

Возможность активно «включать» всех детей в доступные им формы взаимодействия с окружающими дают игровые модели обучения, прежде всего разворачивание речевых ситуацией в форме сюжетно-ролевых игр, инсценировки прочитанного, чтения по ролям.

 

На уроках чтения  можно использовать и такой вид работы, как восстановление деформированного диалога. Учащимся предлагается восстановить небольшой фрагмент диалога из разрезанных и перемешанных реплик. Реплики распечатываются на отдельных листочках, без указания кто говорит. Учащиеся вместе с учителем устанавливают последовательность реплик, объясняют, кому они принадлежат, находят этот отрывок в тексте и сравнивают со своим вариантом. Выразительно читают отрывок.

 

Также способствует развитию коммуникативных качеств работа с пословицами и поговорками. Эта работа может проводиться на разных этапах разбора художественного произведения. Например, перед началом чтения произведения:

 

Прочитайте пословицу (поговорку). Объясните ее смысл. Попробуйте догадаться, о чем будет произведение (на какую тему), которое мы начнем читать сегодня на уроке.

 

После анализа произведения возможна работа в парах. Каждой паре дается часть пословицы и ее окончание в двух вариантах. Каждая пара, обсудив задание, должна выбрать нужное окончание, объяснить смысл пословицы и подумать над тем, подходит ли она к тексту, и если подходит, то объяснить почему.

 

Работая над развитием коммуникативной функции речи учащихся, следует отдельно остановиться на обучении школьников умению самостоятельно составлять и задавать вопросы к тексту. Например:

 

Игра «Почемучка». Задай вопрос, который бы начинался со слова почему.

 

Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).

 

Достаточна сложно  для детей с ОВЗ использование элементов драматизации. При включении данного приема в урок учащимися преодолевается робость, стеснительность, они активнее и точнее начинают выражать свои мысли, взаимодействовать с окружающими, чувствовать себя увереннее, контролировать свои эмоции.

 

При использовании приема драматизации нужно иметь в виду, что формы драматизации могут быть различной степени сложности. Их нужно вводить постепенно. Все более усложняя, но с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также цели урока. Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

 

  • анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на ней героев;

  • постановка групповых или индивидуальных «живых картинок» (момент из произведения, запечатленный в позе, выражении лица;

  • произнесение отдельной реплики героя с использованием нужной интонации, мимики, жестов, движений;

  • чтение по ролям.

  • игры мимики и жестов.

    Тематика таких игр может быть разнообразна и подобрана к тематики изучаемого произведения.

    Например:

    Игра, «Какой на вкус». При помощи невербальных средств общения покажи кислый лимон, сладкую конфету, горячее, холодное  и др.

    Подводя итог урока, можно попросить учащихся задать вопросы друг другу:

 

  • какое задание показалось самым легким и почему;

  • какой персонаж произведения ей больше всего понравился и почему;

  • какой вывод ты сделал для себя, прочитав этот рассказ и почему;

  • ребята, кто сегодня на уроке задал самый интересный вопрос.

    Важным аспектом в развитии навыков коммуникации представляется создание на уроках атмосферы, благоприятствующей этому процессу. А. А. Леонтьев (1970), определяя оптимальное педагогическое общение, отмечал, что в процессе обучения необходимо создавать наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности, это создает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности детей и подростков.

    И конечно, не стоит забывать о том, что речевое партнерство в процессе обучения в значительной степени зависит от коммуникативного поведения учителя. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес к ученикам, их словам, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как ученики откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении, т.е. станут речевыми партнерами.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования