«Особые дети в обществе»

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
1 экспертиза Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 

«Особые дети в обществе»

 

 

 

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как важный аспект в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

На современном этапе организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении рассматривается как обязательный аспект образовательного окружения ребёнка дошкольного возраста. Особую роль предметное пространство приобретает в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях инклюзивного образования в дошкольных учреждениях появились дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с комплексными нарушениями. Интеграция особых детей в общеразвивающей детский сад подразумевает, что пространственная организация дошкольного учреждения должна служить удовлетворению потребностей и интересов каждого ребёнка, давать возможность свободно передвигаться, иметь доступ к средствам детской деятельности, обеспечивать психологический комфорт каждому воспитаннику и способствовать коррекции недостатков развития.

 

В современной практике дошкольного воспитания всё активнее внедряются идеи развивающего образования, основанные на личностно-ориентированной модели взаимодействия между педагогом и воспитанниками. Требованиями, предъявляемыми к развивающей предметной среде, как системе материальных объектов деятельности ребёнка, являются мобильность, взаимозаменяемость, информативность, комфортность, обогащенность, доступность, наукоёмкость.

 

В последнее время мы наблюдаем стабильный рост количества детей с тяжелыми речевыми нарушениями. До 70% контингента речевой группы имеет заключение "алалия". Кроме этого, в нашем микрорайоне, и, как следствие, в ДОУ, увеличилось число дошкольников с разной степенью нарушений слуха: от тугоухости до глухоты и, приводящее, как правило, к тяжелому речевому недоразвитию. Территориальная удалённость и суровые климатические условия крайнего севера значительно осложняют реабилитацию этих детей, даже после успешного слухопротезирования. Поэтому дети данной категории попадают в общеразвивающую или логопедическую группу. Задача педагогов – помочь детям успешно влиться в коллектив сверстников и способствовать психическому и речевому развитию воспитанников.

 

Традиционно дети с ОВЗ получали помощь через систему специальных учреждений. В условиях инклюзии педагоги общеразвивающий групп сталкиваются с дошкольниками имеющими особые образовательные потребности, не знают как организовывать взаимодействие с такими детьми, способствующее их развитию. Поэтому в нашем ДОУ была организована «Страна Смешария» - центр познавательно-речевого развития. Всё оборудование центра изготовлено руками специалистов ДОУ из безопасных для здоровья детей материалов. «Страна Смешария» занимает большую площадь, что позволяет группе детей свободно разместиться и перемещаться во время игр.

 

Игровая модель «Карта страны Смешарии» объединяет всех персонажей мультфильма «Смашарики» и решает несколько задач. Каждый персонаж несёт определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Например, играя с Нюшей, дети уточняют и расширяют словарный запас, усваивают на практике упостребление грамматических форм. С Лосяшем усваивают обобщающие понятия и классификации. С Барашем учатся делить слова на слоги и подбирать рифму. С Крошем отрабатывают речедвигательную координацию  и развивают мелкую моторику. С Ёжиком учатся саморегуляции и развивают эмоционально-волевую сферу. С Совуньей учатся дышать «животиком» и формируют речевой выдох. С Пином развивают зрительное внимании, память, воображение и мышление. С Кар Карычем учатся выполнять артикуляционные упражнения. В зависимости от ситуации и целей, стоящих перед педагогом, персонажи могут объединяться, учить друг друга. Роль персонажей могут взять на себя дети. Для дошкольников младшего возраста модель оборудована озвученными мягкими игрушками, для подвижных игр – мячами, флажками, ленточками.

 

Игровая модель «Играем с Ушариком» предназначена для развития слухового восприятия и обучения звуковому анализу и синтезу. Главный герой –Ушарик, позаимствованный в пособии для развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха, разработанном в Санкт-Петербургским НИИ уха, горла, носа и речи и РГПУ им. А.И. Герцена. С помощью данной игровой модели дети усваивают понятия «тихий - громкий звук», «длинный - короткий звук», «длинное -короткое слово», определяют наличие-отсутствие звука в слове, позицию звука в слове, количество слогов. Учатся управлять силой голоса, закрепляют артикуляционные позы звуков речи, упражняются в правильном произношении звуков русского языка.

 

В помощь воспитателям в настенной демонстрационной системе размещены описания игр с дошкольниками, учитывающими особенности каждой возрастной группы, «зону ближайшего развития», потребности и способности детей с ОВЗ.

 

Центр «Страна Смешария» оборудован мультимедийным компьютерным комплексом и интерактивной доской для организации подгрупповой и фронтальной занимательной деятельности. Здесь же дети обучаются диафрагмально-релаксационному типу дыхания по методике А. Сметанкина «БОС – здоровье детям».

 

Учитывая климатические условия региона – длительная полярная ночь, для профилактики нарушений зрения в центре размещён глазодвигательный тренажер.

 

Для сопровождения семей воспитанников в центре познавательно-речевого развития оформлены стенды «ПСИХОЛОГиЯ» и «ЛОГОПЕДиЯ». Свои вопросы, пожелания и отзывы родители оставляют в «Почте Смешариков».

 

Посещая специалистов вместе с ребёнком, родители могут занять малышей в «Библиотеке Смешариков», рассмотреть фото материалы из жизни речевой группы на стенде  «Весёлые истории группы «Солнышко», поиграть у «Яблони Смешариков».

 

Таким образом центр «Страна Смешария» соответствует современным требованиям к организации развивающей предметно-пространственной среды, учитывает особые потребности воспитанников с ОВЗ, способствует развитию нормативно развивающихся детей, а также позволяет осуществлять сотрудничество с родителями воспитанников, взаимодействие специалистов и воспитателей в ДОУ. 

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования