Мотивационный менеджмент как эффективный инструмент управления введением ФГОС

3 публикации Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от 30.10.2015 Новости

Об инициативе

Одной из сложных проблем управления в процессе введения ФГОС является неготовность, нежелание, непонимание необходимости введения ФГОС педагогами, чьи профессиональные установки деятельности сложились в период реализации прежних, так называемых, ЗУНовских стандартов образования, в достижении результатов которых они воспринимали себя успешными, знающими свое дело профессионалами.

 Новые задачи введения ФГОС, не подкрепленные программно-технологическими и методическими ресурсами, ориентиры на достижение личностных и метапредметных результатов образования с отсутствием диагностического инструментария, к сожалению, не добавляют  педагогам уверенности в успехе, а значит, не становятся для большинства из них «мотивационным движителем» педагогической деятельности в условиях изменений.

Да и управленческим кадрам в условиях введения ФГОС то же приходится нелегко, поскольку введение новых стандартов большинством из них воспринимается как «сверху спущенная» задача, выполнить которую они должны и обязаны  в четко определенные сроки, не имея при этом достаточных ресурсов и не владея технологиями управления изменениями в условиях неопределенности, при этом  руководство ОО должно незамедлительно и в срок отчитываться перед вышестоящими  органами управления о ходе и результатах введения ФГОС во вверенных им учреждениях.  

Все это порождает «порочный круг» проблем, поскольку немотивированное, а только «сверху озадаченное» управление усиленно требует от подчиненных выполнения не понимаемой ими, неясной, ненужной им задачи, что провоцирует  не только отчуждение, но и порой, даже открытый саботаж изменений, видя во ФГОС  причину их неудач и «корень зла». Усиление административного нажима на педагогов только углубляет проблему. А методы стимулирования как внешнее принуждение к совершению нужного действия срабатывают либо частично, либо очень кратковременно, поскольку не являются мотивирующими, т.е. способствующими тому, чтобы введение ФГОС стало личностно значимыми профессиональными установками педагогической деятельности.  

Что же делать? Как решать задачи введения ФГОС и разрешать возникшие мотивационные проблемы, становящиеся тормозом актуально назревших изменений в образовании? На помощь приходит менеджмент как важнейшая составляющая управления, в которой ( в отличие от администрирования, где кадры являются носителями функций и объектами управленческого воздействия) и те, кто управляют, и те, кто выполняет возложенные на них функции, становятся не объектами воздействия, а субъектами взаимодействия в образовательной организации, перед которой стоят новые задачи деятельности. 

МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО УПРАВЛЕНИЕ, ОБРАЩЕННОЕ К ЛИЧНОСТИ И ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ЛИЧНОСТЬЮ.

 

МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО УПРАВЛЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ, УСТРЕМЛЕННОЕ НА ИХ ОБЩЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО РАЗВИВАЮЩЕЕ УЧАСТНИКОВ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.

На помощь решению задач введения ФГОС  приходит не только менеджмент, но и именно мотивационный менеджмент, который сосредотачивает свое внимание  на формировании ценностно-смысловых установок участников совместной деятельности, на осмысленном проектировании  и рефлексии совместной деятельности в образовательной организации.

МОТИВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО УПРАВЛЕНИЕ, КОНСТРУИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОРОЖДАЮЩУЮ ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ И ИЗМЕНЯЮЩУЮ СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ УЧАСТНИКОВ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

 

МОТИВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО СМЫСЛОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, РАЗЪЯСНЯЮЩЕЕ И ПРОЯСНЯЮЩЕЕ СМЫСЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАЮЩЕЕ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАВАЕМОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

МОТИВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ,
ОРИЕНТИРУЮЩЕЕ УЧАСТНИКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УСПЕХ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ  
И УСПЕШНОСТЬ В РЕШЕНИИ СЛОЖНЫХ ДЛЯ НИХ ЗАДАЧ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Задачей данной инициативы является не только обретение знаний и понимания необходимости полноправного включения  менеджмента в практику управления образовательной организацией в условиях введения ФГОС.

Речь идет о реализации сложной и многотрудной задачи «перевода» теории на «рельсы» практики, когда новые, вновь обретенные знания  через их  СОПОСТАВЛЕНИЕ со знаниями, усвоенными ранее, через СВЯЗЫВАНИЕ новых знаний с прежним опытом применения знаний, через ПЕРЕСТРАИВАНИЕ и ВЫСТРАИВАНИЕ новых знаний в новом практическом опыте (И.И. Ильясов) обретут  качественные иные черты и станут важнейшим инструментарием профессиональной деятельности в новых условиях введения ФГОС.

 Именно этим вопросам перестраивания и выстраивания новых знаний в практическом опыте - проектированию, разработке и осуществлению нового опыта практики управления, менеджмента и особенно мотивационного менеджмента образовательных организаций  в условиях  введения ФГОС, и посвящена данная инициатива.  

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования