Проектная работа во внеурочной деятельности с детьми ЗПР.

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Карташова Юлия Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

(информатика)

Проектная работа во внеурочной деятельности с детьми ЗПР.

В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя персонального компьютера. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира.

Изучение информатики в специальных (коррекционных) школах довольно актуальный вопрос, так как этот предмет введен в базисный учебный план недавно. В статье рассмотрены особенности детей с ЗПР и их возможности при изучении такого предмета как информатика.

Изучение информатики в специальных (коррекционных) классах для обучающихся ЗПР направлено на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах основной школы:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Реализация процесса обучения информатике предусматривает формирование у учащихся с ЗПР общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основные направления:

Диагностическое направление – заключается в проведении первичного контроля знаний учащихся, организованного в рамках комплексного изучения развития коррекционного класса и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся с ЗПР.

Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.

Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.

Программа ориентирована на развитие познавательных возможностей обучающихся с ЗПР с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.

Основные этапы:

Основное содержание работы первого этапа:

  • совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;
  • развитие умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства;
  • расширение общего кругозора;
  • формирование положительного отношения к школе, к учебе.

Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.

Третий этап – на развитие коммуникативных умений. Четвероклассники – это завтрашние подростки. Проблема общения становится (или станет в ближайшее время) актуальной и как ведущая деятельность общение потеснит учебу и другие виды деятельности. Поэтому работа, организуемая на занятиях для детей с ЗПР, поможет сделать переход к новой ведущей деятельности и возникающий кризис менее болезненным.

В чем заключается задачи коррекционного обучения информатики?

Учащиеся изначально работают самостоятельно и ведут диалог только с компьютером. Это делается для того, чтобы ребенок спокойно мог выполнять задачи индивидуального характера. Также идет связь с общеобразовательными предметами. Это делается для дальнейшей адаптации ребенка к общеобразовательной программе. Основная работа учащегося с ЗПР заключается в выполнении простейших операций на компьютере, но при этом действия ребенка нужно довести до автоматизма, чтобы он подсознательно в момент выполнения работы, не задаваясь вопросом, знал, как напечатать текст, нарисовать рисунок, задать вопрос в интернете. Действия обучающегося должны быть организованными, четкими и последовательными. Очень важно развивать логическое мышление. Именно поэтому я руководствуюсь «тетрадью для проектов», созданной авторами Рудченко и Семенов. Изначально дети выполняют работу на бумаге, а потом переносят результат на компьютер в ту или иную программу. Для детей младшего возраста достаточно офисных программ.

Также есть проекты коллективного характера. Дети должны уметь работать в группах и самостоятельно делить обязанности между собой. Именно тут формируются межличностные отношения, которые впоследствии станут только сплоченнее. Например, создание простейшей анимации в программе PowerPoint, мультфильм «Компьютер-теремок».

Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:

  • Системность и последовательность.
  • Индивидуально-дифференцированный подход.
  • Максимальное использование игровых методов обучения.
  • Психологическая безопасность.

Структура занятий:

·         Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

 

Учебно-методическое и материальное техническое обеспечение

Для проведения кружковых занятий  требуется компьютерный класс, оборудованный современными компьютерами, в котором также должны быть установлены ученические парты для выполнения дополнительных заданий. Количество учащихся из расчета один человек на одно рабочее место. Технические устройства: персональные компьютеры, видеопроектор (интерактивная доска), сканер, принтер, колонки, наушники, веб-камера.Программное обеспечение: электронное сопровождение занятий.

Аппаратные средства:

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; ос­новная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся муль­тимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и уче­ника; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для инди­видуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучи­вания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Программа разработки презентаций.
  • Браузер.

Следовательно, работа по внеурочному изучению информатики заключается в разработке и обосновании основных положений, направленных на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, освоение детьми программ прикладного характера для повышения уровня логического мышления, формирования навыков по работе с программным обеспечением, а также развитие пользовательского уровня по работе с информационными технологиями.

Очень важный момент в том, что я привлекаю активных старшеклассников к помощи и занятиям с детьми. Основная цель в этом методе заключается в том, чтобы у детей развивалась ответственность за то, как будет выполнена работа у их подопечного, они чувствуют себя нужными и одновременно повторяют и углубляют собственные знания.

Метод проектов

Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет метод проектов. Он сочетает в себе эмпирическое и теоретическое познание, позволяя глубоко проникнуть в сущность дидактических явлений, установить причинно-следственную связь между отдельными их компонентами, выявить общедидактические, методологические и психические закономерности управления учебным процессом.

Метод проектов – это педагогическая технология,  ориентированная не на интеграцию фактических знаний,  а на их применение и приобретение новых.

Метод проектов в информатике интересен спектром его применения на уроках различных типов и на разных этапах урока. Этот метод является мощным методическим приемом (особенно с детьми с ЗПР), который помогает педагогу решать различные педагогические и дидактические задачи.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике внеурочной деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектный метод разнообразен как по видам, так и по целям. Его успешно можно использовать и для контроля знаний и для исследовательской работы учащихся, для отработки практических умений и навыков, а также на этапе закрепления знаний.

 

Последовательность работы над проектом.

Стадияработы над проектом

 Содержание работы

 Деятельностьучащихся

 Деятельностьучителя 

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Разъясняет теорию проектного подхода. Мониторит работу учащихся. Заинтересовывает, мотивирует учащихся.

 

 

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои шаги в проектной деятельности. Распределение задач проекта между собой.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Мониторит работу учащихся. Устанавливает критерии успеха проекта.

Исследование, выполнение проекта

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта: собирают информацию, систематизируют ее, рассматривают несколько вариантов и выбирают оптимальный вариант.

Советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. Мониторитэтапы создания проекта, при необходимости вносит коррективы, направляет.

 

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование своей работы над проектом, анализируя полученную информацию.

Мониторит, координирует (по просьбе учащихся)

 

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Оформляют проект. Представляют проект, участвуют в самоанализе и его коллективной оценке.

Слушает, задает вопросы по теме проекта, этапам его выполнения. При необходимости направляет процесс анализа. В составе комиссии оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

 

         В заключении хочется отметить, чтоу меня сложилась следующая система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

 

 

Педагогический проект «Урок-путешествие»

Урок-путешествие для 1-3 класса.

Цели:

1.     Образовательные:

·         познакомить учащихся с коллективными методами работы, с графическим редактором;

·         продолжить формирование активного словарного запаса;

·         научить детей анимировать изображение в программе PowerPoint

2.     Развивающие:

·         продолжить работу по развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся;

·         продолжить работу по формированию информационной культуры.

3.     Воспитательные:

·         продолжить работу по выработке сознательной дисциплины у учащихся;

·         продолжить работу по формированию навыков поведения в компьютерном классе.

4.     Здоровьесберегающие: Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, гимнастику для глаз, релаксацию.

Педагогические задачи:

  • продолжить развитие наблюдательности, навыков описания и исследовательских навыков;
  • инициировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся.

Ключевые понятия:PowerPoint, Paint, анимация.

Дополнительные понятия: электронный носитель, магнитный диск, компьютер.

Требования к уровню освоения учебного материала:

  • уметь приводить примеры составления анимации;
  • уметь характеризовать основные носители информации (бумага, магнитные диски);
  • применять исследовательские навыки для простейшего анализа явлений природы и событий;
  • использовать клавиатуру и мышь для управления объектами на экране монитора.

Характеристика урока:

  • форма организации: эвристическая беседа с элементами исследования;
  • тип урока: комбинированный;
  • стратегия: исследовательская, развивающая, опережающая.

Обеспечение урока:

  • Электоронный учебник.
  • Дидактический материал: различные носители информации.
  • Письменные принадлежности.
  • Демонстрационный мультимедиа проектор и экран.
  • Листы А3 с заданиями.

Методы: исследовательские, словесные, наглядные, практические, компьютерные технологии.

План урока:

1.     С детьми организовать путешествие с выбранными героями, которые дети себе самостоятельно вырезают.

2.     На пару детей раздаются задания, которые им нужно будет выполнить.

3.     Оформление работы на компьютере в программе Paint/

4.     Создание анимации в программе PowerPoint.

Урок рассчитан на 30 мин.

Герои, которых выбрали дети:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования