Развитие орфографической зоркости у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Развитие орфографической зоркости у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

          Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка.  В силу нарушенного интеллекта умственно отсталые дети с большим трудом  овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. Степень усвоения ими правил различных типов неодинакова. Она зависит от большей или меньшей определенности инструкции, заложенной в правиле, от числа операций, которые должны выполнить учащие­ся, от соотнесенности произношения и написания, от подготов­ленности сенсомоторной сферы, в первую очередь речедвигательного анализатора и фонематического слуха [1].

         Орфограмма – это такое явление письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают графические варианты, и лишь один из них является орфографически возможным. С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.

         Орфографическая зоркость – это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и классифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на последующем на основе одновременного нахождения интегрального образа-ориентира. 

         Изучение специальной литературы позволило выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты: мотивационный, операционный, контролирующий. Факторы способствующие формированию грамотного письма: зрительный, слуховой, рукодвигательный, проговаривание, комментирование.

         Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, и в других упражнениях, а при систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка [4].

Коррекционная направленность уроков русского языка заключается в том, что весь программный материал по русскому языку нацелен на развитие речи и устранение речевых недостатков учащихся. Практическая направленность программного материала заключается в формировании у детей речевых навыков, идет установка на развитие речи как средства общения.  В образовательной программе выделяются специальные уроки развития речи (1 - 4 класс). В специальной (коррекционной) школе изучается не теоретическая, а практическая грамматика [2].

Специалисты,  занимающиеся изучением данной категории учащихся школ VIII  вида: Аксенова Л. И., Воронкова В. В., Забрамная С. Д., Лебединский В. В., Маллер А. Р., Певзнер М.С., Рубинштейн С. Я., Сухарева Г. Е., Цикото Г. В., Шипицина Л. М., и др. [3]

С целью выявления исходного уровня развития орфографической зоркости у детей с нарушением интеллекта был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, в количестве трех человек (4 класс).

В качестве диагностического материала для исследования детям предлагался диктант.

В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы: уровень развития орфографической зоркости зависит прежде всего от умения ребенка правильно слышать звуки речи и соотносить их с орфограммами и орфографическим правилом, т.к. отклонения в фонематическом восприятии могут быть причинами неграмотного письма, а это приводит к закреплению неправильного написания и использования правил русской орфографии, мешает обучению орфографии.

Таким образом, орфографическая зоркость – это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и классифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на последующем на основе одновременного нахождения интегрального образа-ориентира. Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, и в других упражнениях, а при систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка. Своевременное выявление ошибочного письма позволяет «затормозить» неправильные стереотипы, что в свою очередь помогает ребенку усваивать программу по русскому языку, формирует грамотность.

 

Список литературы:

1.     Аксенова А. К./Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.//А. К. Аксенова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 320 с.

2.     Айдарбекова А. А./Рабочая программа по русскому языку для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: 1-4 класс//А.А. Айдарбекова, В.М.Белова, В.В. Воронкова – 8-е изд.-  М.: «Просвещение», 2013.

 

3.     Маллер А. Р./Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии//А. Р. Маллер – М.: Аркти, 2002 – 175с.

 

 

4.     Рамзаева Т. Г., Львов М. Р./Методика обучения русскому языку в начальных классах Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»//Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов – М.: Просвещение, 1979. — 431 с.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования