Реализация рекомендаций учителя-логопеда на уроках чтения и русского языка в начальной школе

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы это аналитико-синтетический метод. В процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала со звуками, а лишь затем с буквами, которые их обозначают. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов на звуки (анализ), и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения. Согласно аналитико-синтетическому методу обучения ребенок сначала осваивает навык анализа речи, а затем навык синтеза речевых единиц. То есть, для того чтобы грамотно писать и читать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка после того, как он учиться сливать, объединять звуки в слоги и слова.

Умственно отсталые учащиеся значительно отличаются друг от друга по уровню речевого развития. Большинство из них плохо понимают задаваемые вопросы и обращенные к ним реплики, сами говорят мало и невнятно.

Недостатки произношения у умственно отсталых учащихся следует рассматривать как одно из проявлений общего речевого недоразвития детей, свойственных им фонетико-фонематических нарушений, которые обнаруживаются в неточной слуховой дифференциации близких по звучанию фонем и в затрудненности звукового анализа слов. Определенное значение имеют и недостатки работы артикуляционного аппарата, в которых проявляется моторное недоразвитие умственно отсталых учащихся.

Учитель и учитель-логопед начинают свою работу с изучения рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций, которые отражены в коллегиальном заключении и протоколе ПМПк. Приходящие вновь учащиеся будь то в первый класс или же в любой другой, проходят первичную диагностику учителя-логопеда, результаты которой отражены в индивидуально коррекционно-развивающем маршруте (ИКРМ), разработанным школьной службой сопровождения. Учитель-логопед строит работу с учащимися в соответствии с полученными результатами и дает практические рекомендации учителю.

В школе осуществляется преемственность со службой сопровождения в частности с учителем-логопедом в ходе реализации ИКРМ. Осуществляются взаимопосещения уроков учителями начальных классов и учителя-логопеда, для того чтобы помочь учителю построить в дальнейшем более комфортный урок для учащихся нуждающихся в логопедической коррекции.

Учитель строит свою работу на уроках русского языка и чтения в соответствии с полученной информацией и придерживаясь рекомендаций полученных от учителя-логопеда. Также рекомендации учитываются в домашнем задании.

Рекомендации учителя-логопеда реализуются в полном объеме. Детям сложно усвоить такие понятия как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игровые задания, поскольку ребенок незаметно для себя, без особого напряжения приобретает базовые учебные действия.

По рекомендации логопеда в своей работе я использую:

-     артикуляционные гимнастики:

Распластай язык по шире.

Кончик - к нижним зубкам ближе.

Улыбнись и посвисти.

Правильно звук С С С  произнеси!

 

Чтобы звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Дуй красиво, осторожно,

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш как шёлк шуршал.

 

-     Проговаривание чистоговорок, на тот звук, который ставит логопед, для автоматизации звука.  Для этого я использую игру «Поэты».

Игру можно проводить по-разному:

-  Добавить последнее слово в рифму;

-  Выбрать нужное слово из предъявленных;

-  Сочинять стихи самим, начиная со слогов: са-са-са, ша-ша-ша и т.п.

Са-са-са – В лесу бегает ______.

Су-су-су У лисы нора в _______,

Сы-сы-сы Там лисята у ______.

 

-     Проговаривание скороговорок: Маша под душем моет шею и уши. У Маше на кармашке маки и ромашки.

-     Игровые задания, проводимые учителем-логопедом, изменяя немного содержание.

Игра «Пограничники». Учитель называет слова, например, на звуки С – Ш. Пограничники-дети не должны пропустить через границу звук Ш (хлопнуть в ладоши, когда услышат звук Ш). Например: собака, школа, слива, солнце, шнурки, свинья, сапоги, светофор, шарф и т.д.

 

-     Физминутки:

Вышла кошка погулять, (шаги)

Серых мышек поискать. (крутят головой)

Заглянула под крыльцо – (наклон)

Ничего там не видать. (разводят руки в стороны)

Слышит шорох у угла, (кисти рук к голове)

Кошка - быстро прыг туда. (прыжок в сторону)

Притаилась, мышку ждёт. (присесть)

Когда же мышь домой пойдёт? (сесть за парту)

 

Недостаточное развитие фонематического слуха, дефекты произношения, трудность расчленения слова на звуки -- все это приводит к тому, что почти каждое слово пишется ими с ошибками. Умственно отсталому ребенку очень трудно придавать буквам нужные очертания, что, естественно, обусловливает трудности при формировании почерка. При обучении письму и чтению обнаруживают себя дефекты зрительного анализатора и пространственной ориентировки. Дети с трудом различают начертания букв. Помимо смешения сходных, но по-разному пространственно расположенных букв дети пишут иногда зеркально, т. е. справа налево, теряют строки при письме и чтении.

Учителю приходится сталкиваться с немалыми трудностями при обучении умственно отсталых детей русскому языку и чтению. Учителя начальных классов и учитель-логопед помогают учащимся с умственной отсталостью исправлять недостатки произношения, способствуют значительному увеличению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи.

 

Таким образом, учитель логопед оказывает неоценимую помощь учителю в преодолении трудностей, по обучению детей русскому языку и чтению, учитывая психофизиологические особенности умственно отсталых учащихся начальной школы. В начальной школе у учащихся преобладает игровая деятельность, поэтому все задания стараемся дать в игровой форме.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования