Формирование и развитие корпоративной культуры школы в условиях модернизации системы образования

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 

Директор МБСКОУ №60

 

г.Челябинска

 

И.М.Чернова

 

Формирование и развитие корпоративной культуры школы в условиях модернизации системы образования.

 

 

 

Проблемы развития педагогического коллектива обусловлены рядом обстоятельств. Во-первых, модернизация образования ставит перед школой задачи более высокого порядка: переход на новые педагогические и информационные технологии, создание проектов, направленных на развитие учебного заведения, участие в конкурсах и др. Во-вторых, социально обусловленный новый виток функционирования системы образования и, в связи с этим, новые требования к школе, к учителю, к педагогическому коллективу, который должен гибко реагировать на все новые профессиональные задачи на современной научной основе.

 

Практика показывает, что- сегодня в век быстрых перемен и огромного потока информации – «один в поле не воин», для достижения ощутимых результатов педагогической деятельности важен совместный труд, сплоченные действия отдельных педагогов, объединенных общими целями и замыслами.

 

В меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения квалификации педагогических кадров, становления личности самого педагога, проявления и развития его индивидуальности, профессионализма, что не может  не оказывать влияния на конечный результат – воспитание и развитие ребенка. Становится необходимостью управление процессом развития педагогического коллектива школы, направленным на реализацию педагогами новой современной парадигмы образования.

 

Рассматривая педагогический коллектив как высшую стадию развития группы, которая имеет, во-первых, общую общественную значимую цель совместной деятельности, одновременно личностно значимую для каждого; во-вторых- особую структуру отношений между членами группы, опосредованных содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами, целями, задачами, мы полагаем, что развитие индивидуальности педагога, его психических сфер – одно их необходимых условий           развития педагогического коллектива для достижения главной цели школы – развития индивидуальности ребенка.

 

Поэтому одним из направлений развития педагогического коллектива школы является формирование и развитие корпоративной культуры школы.

 

Корпоративная культура – это своего рода эмоциональная среда внутри организации и связующее звено в отношениях между ее сотрудниками. Это тот безусловный стержень, вокруг которого собираются сотрудники, считающие нормой трудовой деятельности работоспособность, умение трудиться в команде, профессионализм и многое другое.

 

В современном понимании корпоративная культура выступает важным условием успешной работы организации, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности.

 

Цель корпоративной культуры – обеспечение высокой эффективности работы школы посредством совершенствования управления человеческими ресурсами, воспитания у педагогов отношения к школе как к своему дому.

 

Полная идентификация сотрудника со школой означает, что он не только осознает идеалы образовательного учреждения, четко соблюдает правила и нормы поведения, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности школы становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем педагог продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости оттого, находится ли он в рамках данной школы или трудится в другом месте, более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов как в рамках сформировавшей его школы, так и в любой другой.

 

Учеными доказано, что формированием корпоративной культуры невозможно управлять непосредственно. Можно лишь оказывать опосредованные воздействия, создавая условия, в которых будут усиливаться, развиваться более интенсивно те или иные характеристики корпоративной  культуры.

 

Корпоративная культура нашей школы как система состоит из следующих подсистем:

 

1.Ценностно-нормативной.

 

2.Организационной структуры.

 

3.Структуры коммуникаций.

 

4.Структуры  социально-психологических отношений.

 

5.Игрофой (мифологической) структуры.

 

6.Структуры внешней идентификации (имидж школы).

 

Становятся согласованные представления и миссии школы, о целях, о средствах достижения этих целей, о принципах, о критериях оценки результатов работы.

 

Разработана символика школы:

 

 

 

герб на флаге.png

 

 

 

 

 

Целью создания школьной символики является:

 

  • воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу;

  • создание зримых символов целостности, единства и взаимодействия участников образовательных отношений;

  • формирование, сохранение и развитие школьных традиций, направленных на совершенствование социально-значимых качеств учащихся;

  • отображение индивидуальности учреждения;

  • придание школьным мероприятиям большей торжественности.

              Символика школы: герб, флаг, гимн, желтые шарфики и галстуки.

               Герб школы создан по правилам Русской геральдической коллегии. Состоит он из ряда обязательных элементов, каждый из которых играет свою собственную роль в этом едином целом. К ним относятся:

  • четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит;

  • под щитом расположен девиз школы «Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему вспыхнуть!»;

  • номер школы;

  • изображен подсолнух с учащимися, тянущие руки к солнцу. Подсолнух символизирует: радость, счастье и благополучие. Солнце — даритель света и жизни.

                 Таким образом, в целом композиция герба выполнена с учетом целей, задач жизни и деятельности коллектива, взаимопонимания и согласия всех членов школьного содружества.

                   Флаг школы, является официальным школьным символом, отражающим индивидуальность образовательной организации. Представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширина к длине (2:3), поделенное на три луча разного цвета:

  • первый белый луч (3/5 ширины флага) — символизирует чистоту, завершенность и совершенство, свободу возможностей, снятие любых барьеров.

    Белый — это символ равенства, ведь именно в нем соединяются все цвета.

    « У всех детей должны быть равные возможности»;

  • средний луч розового цвета (1/5 ширины флага), символизирует нежность, ласку и тепло. Основным символом розового цвета в психологии принят нераскрывшийся бутон нежно- розового цвета;

  • нижний луч зеленого цвета (1/5 ширины флага). Сама жизнь, природа, гармония — вот, что непосредственно обозначает зеленый цвет. Это великодушие и надежность. Кроме того, именно этот цвет принят во всем мире, как самый безопасный, недаром именно зеленый свет светофора разрешает движение.

             В верхнем левом углу расположено  солнце с исходящими от него лучами. Солнце даритель света, тепла и жизни. Оно связано с творческой энергией, здоровьем и жизнеспособностью, влияет на физическое и психологическое развитие. Солнце выступает, как источник мудрости, созидательной силы, символизирует знание и интеллект.

              Гимн школы, торжественная песнь, восхваляющая школу. Используется в  качестве музыкального символа. Исполняется стоя при торжественных и официальных церемониях школы. Слова создала творческая группа педагогов школы, музыка......

                                                       Гимн МБСКОУ №60.

    Среди высоких зданий,

    Как крепость ты стоишь,

    Сокровещница знаний,

    Их множишь и хранишь.

    Родная наша школа,

    Тебя дороже нет.

    И в Ленинском районе

    Ты негасимый свет.

    Со всей округи дети

    С утра к тебе идут.

    Туда, где окна светят

    И, где всегда вас ждут.

    И. классы и уроки,

    Товарищи, друзья,

    Подруги, педагоги -

    Вся школьная семья!

    Я, ты, он, она -

    Наша дружная семья!

                  Также атрибутами школы являются желтые шарфики для педагогов и галстуки для учащихся — это частички солнца, которые есть в каждом. И, основная задача школы, помочь этим частичкам вспыхнуть.

                 Девизом школы стали слова:

    «Сплоченность, активность, борьба, позитив, успешность и творчество -  НАШ КОЛЛЕКТИВ.

     

     

     

     

                  Таким образом, корпоративная культура как элемент инновационной культуры есть основа престижного имиджа школы. Ее формирование играет важную роль, поскольку учебное заведение, имеющее развитую корпоративную культуру, является наиболее  «укрепленным изнутри», объединенным по духу, ценностям и целям.

                   Проблема формирования корпоративной культуры имеет достаточно выраженные  педагогические аспекты, однако пока она не стала предметом широких педагогических исследований, а понятие корпоративной культуры не получило широкого распространения в педагогической теории и практики.

     

     

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования