«Формирование социальных компетенций обучающихся во внеурочной деятельности"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 

» «Формирование социальных компетенций обучающихся

 

во внеурочной деятельности

 

 

 

Чернова И.М., директор, Боженова М.С.,

 

зам. директора по ВР МБСКОУ №60

 

 

 

С марта 2011 года наша школа реализует инновационный проект «Инструментальное обеспечение оценивания образовательных объектов: социализованность (освоенность социальных компетенций) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» под руководством доктора педагогических наук С.Г. Молчанова и специалиста ЧИППКРО Яковлевой Г.В. В рамках данного проекта у нас выстроилась система работы по формированию социальных компетенций.

 

Социальная компетентность –  это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять своё поведение в зависимости от ситуации.

 

Требования современного общества постоянно повышаются, умственно отсталым детям трудно адаптироваться к самостоятельной жизни за стенами образовательного учреждения. В современном мире умственно отсталый ребёнок должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой, «гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации».

 

Главной задачей социально-педагогической работы в нашем образовательном учреждении является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, повышение уровня их социальной компетентности – а это значит повышение их социальной защищенности.

 

Вступив в данный проект нами было проведено анкетирование учащихся по методике С.Г.Молчанова, в рамках которого ребята определили ряд социально-значимых компетенций (мужских, женских, универсальных), которыми должен быть наделен сверстник (сверстница). Так девочки выбирали компетенции присущие по их мнению девочкам их возраста, потом – мальчикам и так же мальчики оценивали сверстников мужского пола и женского. Из большого ряда компетенций необходимо было отобрать всего 10 качеств из женских и универсальных и мужских и универсальных, соответственно. При обработке полученных результатов педагоги – психологи выделили 10 самых повторяющихся компетенций. Т.о. мы провели отбор содержания социализации.

 

На втором этапе проводилось анкетирование, целью которого была оценка степени выраженности данных компетенций в каждом из учащихся класса. Таким образом, был выстроен рейтинг коллективного представления о социально-значимых компетенциях в рамках конкретного классного коллектива. Данное анкетирование проводится классными руководителями 1 раз в четверть, чтобы увидеть изменения (прирост) на шкале, меняется ли мнение учащихся относительно каждого ученика в классе. Т.О. оценивается социализованность детей.

 

Все понимаем, что детям с нарушением интеллекта очень тяжело отобрать приоритетные качества из – за непонимания и низким теоретическим представлением о данном качестве личности.  Нашим коллективом была проделана работа по подбору иллюстраций к каждой компетенции, которые бы характеризовали её наглядно. Т.о. мы создали альбом, в который вошли не только отобранные иллюстрации, но и подбор прилагательных и глаголов, характеризующих данную компетенцию с целью обогащения и расширения словаря учащихся. Варианты использования данного альбома могут быть разными, это и использование распечатанных иллюстраций, и электронный вариант для создания и проведения классного часа, а можно распечатать листы на каждого ребенка и оставить ячейку под его собственную фотографию, на которой бы отражалось проявление той или иной компетенции в жизни.

 

Т.О. этой общей работой мы облегчили деятельность классного руководителя, т.е. можно взять подборку и использовать в своей работе, не тратя дополнительного времени на отбор содержания классного часа.

 

На основании полученных результатов мы выстроили свою воспитательную систему. Одним из основных приемов развития социализованности учащихся является классный час, в рамках которого у детей формируется теоретические представления о той или иной компетенции и способах практического действия в рамках этой компетенции. Об алгоритме данного классного часа расскажет моя коллега.

 

Нами выпущен сборник «Классные часы, как условие формирование социальных компетенций у обучающихся С(К)ОУ VIII вида», который включает методические разработки классных часов по формированию социальных компетенций, подборку кл. часов.

 

Но мы пришли к выводу, что одного классного часа недостаточно и определили тематические воспитательные недели, которые проводятся каждый месяц, такие как «Неделя вежливости», «Неделя любви и милосердия», «Рождественская неделя», «Неделя мужественности», «Неделя обаяния и очарования», «Неделя здоровья и добрых дел», в рамках которых организуются различные мероприятия (конкурсы, викторины, просмотры м/ф, соревнования), позволяющие формировать личные качества у обучающися. В течение недель проводятся классные часы на расширение словаря учащихся с применение иллюстраций, отражающих то или иное поведение человека в рамках данной компетенции. Учителя предметники на своих уроках также уделяют несколько минут на взаимосвязь своего предмета с данным качеством личности. По итогам недель проводятся линейки с подведением итогов недели, поощрением активных участников и обязательно каждому ребенку вручается памятка, открытка о правилах поведения например «вежливого человека».

 

Кроме тематических недель проводятся и предметные недели такие, как «Неделя математики», «Неделя русского языка и литературы», «Неделя географии», «Неделя истории и обществознания», «Неделя труда», «Неделя начальной школы», в раках которых также формируется план и организуются различные внеурочные мероприятия по закреплению полученных знаний и расширению словарного запаса. Во время уроков на каждом предмете то же прослеживается линия взаимосвязи предмета с текущей неделей.

 

Формированию социальных компетенций у обучающихся так же способствуют городские интеллектуальные конкурсы для учащихся коррекционных школ VIII вида г. Челябинска, в организации и проведении которых мы выступили инициаторами. Конкурс «Знатоки» и конкурс «Лучики» на лучшего читателя.

 

И вот уже на протяжении трех лет они успешно позволяют нашим учащимся раскрывать свои способности, показывать свои таланты в среде своих сверстников и в рамках образовательной программы VIII вида.

 

Нами так же выпущен сборник «Организация конкурсов в специальном (коррекционном) образовании», который имеют так же имеет рецензию ЧИППКРО.

 

Таким образом, складывается система работы, как в урочное, так и вне урочное время. По итогам года традиционно проводится праздник «За честь школы», на котором чествуются все учащиеся, педагоги, каким-либо образом проявившие себя в течение года, выступали за честь школы на различных мероприятиях районного, городского, областного уровня. Ученик года, класс и классный руководитель года, учитель года заносятся в Книгу почета МБСКОУ №60.

 

Специфика социализации детей с ограниченными возможностями здоровья такова, что весь коллектив участвует в создании условий для благоприятного развития ребенка.

 

В итоге, хотелось бы отметить, что работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений; и принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками.

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования