Содержание коррекционной работы по расширению словарного запаса слабослышащих детей младшего школьного возраста на уроках чтения

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие специалисты работают над решением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Одной из самых дискуссионных проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья конца XX начала XXI века в России является проблема интеграции. К одной из таких категорий относится категория «дети с нарушениями слуха». Особая острота проблемы работы с детьми с нарушенным слухом состоит в том что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения.

Ко времени поступления в школу дети могут активно использовать в речи обозначения предметов ближайшего окружения, знакомых действий, некоторых признаков предметов, пространственных и временных отношений; правильно выражают в речи некоторые причины действий и поступков. Однако их речь изобилует нарушениями грамматического строя языка (ошибки согласования и управления, неверное использование вида и времени глаголов и др.). Нередко наблюдается неправомерное сужение или, напротив, расширение значения слова. Общее развитие речи у большинства глухих детей семилетнего возраста значительно уступает (при современных методах обучения) речевому развитию их слышащих сверстников (и по богатству словаря, и по владению грамматическим строем, и по построению фраз и более сложных связных высказываний).

На протяжении школьного обучения происходит значительное развитие речи, как устной, так и письменной: обогащение словаря, усложнение грамматических конструкций, форм и способов высказывания. Однако сохраняются трудности в овладении системой словесно-логического обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей. Эти трудности обусловлены вторичным недоразвитием понятийного мышления и тем недостаточным вниманием, которое уделяется его формированию при школьном обучении. У слабослышащих детей значительно отстает в развитии активная, инициативная речь по сравнению с тем, что наблюдается у нормально слышащих детей. Самостоятельная речь оказывается заметно беднее по содержанию, проще по способам высказывания, чем их же речь, но репродуктивная или осуществляющаяся при непосредственной помощи взрослого.

Отечественная система образования в период реформ предъявляет определенные требования к речевому развитию ребенка. Эта проблема наиболее актуальна для детей с ограниченными возможностями, которые значительно отстают от нормы.

 

Речевое развитие детей предполагает овладение грамматическим строем речи и необходимым объемом словарного запаса. Рассматривая речевое развитие слабослышащих детей младшего школьного возраста Р.М. Боскис, А.Т. Зикеев указывают, что развитие словарного запаса – важный критерий, характеризующий уровень речевой подготовки ребенка. Таким образом, актуальность проблемы расширения словарного запаса учащихся важность данных знаний для сурдопедагога определила наш интерес к теме «Содержание коррекционной работы по расширению словарного запаса слабослышащих детей младшего школьного возраста на уроках чтения».

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования