Об инициативе
Орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания, средством интеллектуального развития и изучения всех учебных предметов.
Усвоение орфографических знаний и умений учащимися с лёгкой умственной отсталостью затруднено. Многочисленные нарушения в усвоении правописания проявляются в огромном количестве орфографических ошибок в письменных работах учеников. Дети с легкой степенью интеллектуальной недостаточности затрудняются при усвоении терминологии, овладении алгоритмами орфографических действий. Процесс овладения ими правописанием характеризуется большей продолжительностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Проблема формирования орфографических умений и навыков у детей с лёгкой умственной отсталостью связана с недостаточной эффективностью традиционных методик, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения. Материал учебников содержит недостаточно упражнений по восполнению пробелов в развитии речевой деятельности учащихся, а также базовых предпосылок к активному осуществлению речемыслительной и учебной деятельности.
Специфические трудности овладения орфографическими умениями и навыками возможно устранить в процессе коррекционно-педагогического воздействия с использованием специальных приёмов и методов.
На первом этапе, когда у учащихся формируется умение объяснять написание слов в соответствии с правилом, используются задания, включающие в работу зрительный, речедвигательный, моторный анализаторы, помогающие лучше запомнить написание слова. Для этого проводятся с учащимися следующие виды работ:
- обведение в тетради орфограммы цветным карандашом;
- использование таблиц родственных слов с выделением орфограмм;
- орфографическое проговаривание слов;
- зрительный диктант;
- письмо по памяти;
- многократное повторение и воспроизведение слов с данной орфограммой при работе в тетради;
- работа с перфокартами;
- работа с таблицами.
Далее нужно научить детей видеть в тексте слова на изученное правило (выделять изученную орфограмму). Задания постепенно усложняются: сначала дети учатся видеть и предупреждать ошибки на пройденное правило, а затем проводится работа по дифференциации орфограмм, подчиняющимся различным правилам.
На следующем этапе формирования грамотного письма необходимо развивать у учащихся навыки самоконтроля. Для этого используются специальные дополнительные приёмы, которые при постоянной работе должны приучать учащихся постоянно вглядываться в текст, искать в нём орфограммы, правописание которых подкрепляется правилом. Это такие виды работ как:
1) Списывание.
В качестве материала для списывания могут выступать слова, отдельные предложения и небольшие тексты. Алгоритм списывания, которому следуют учащиеся:
- Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все, что нужно списать.
- Слово в каждом предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.
- Сравни свою запись с тем, с чего списывал.
Списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание уделяется выборочному списыванию. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
- выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные, побудительные, вопросительные, повествовательные предложения; предложение, соответствующее схеме и т. д.;
- выпиши слова близкие (противоположные) по значению, родственные слова;
- выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм;
- выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов;
- спиши слова определённой части речи;
- выпиши словосочетания.
2) Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3) Письмо с проговариванием.
Орфографическое проговаривание является предупреждением ошибок способствуют наиболее прочному усвоению материала.
4) Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5) Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6) Письмо по памяти.
Письмо по памяти проводится по следующей схеме:
- чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию;
- орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор;
- упражнение в запоминании;
- запись;
- проверка;
7) Диктанты
- Предупредительный диктант.
Используется в целях отработки приемов применения правила, способствует овладению учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
- Объяснительный диктант.
Дети объясняют написание орфограммы после записи предложения или текста. Способствует развитию внимания учащихся к орфограммам, контролю за правильностью выполнения работы.
- Выборочный диктант.
Учащиеся записывают только отдельные слова или словосочетания на изучаемое или заданное учителем грамматическое правило. Развивает орфографическую зоркость учащихся, согласованность действий при работе в коллективе.
- Зрительно-слуховые диктанты.
Способствуют предупреждению ошибок, развитию зрительной памяти.
8) Грамматический разбор.
Материалом для грамматического разбора могут служить сначала отдельные слова или словосочетания, предложения, затем небольшие связные тексты. Грамматический разбор сопутствует другим заданиям и дает возможность повторять изучаемый материал, учит ориентироваться в теме, отбирать «нужное». Одновременно способствует развитию памяти, внимания, мышления, речи.
Материал к урокам подбирается так, чтобы грамматические и орфографические упражнения способствовали речевому развитию школьников: обогащению словаря, коррекции связной речи; формированию у них языковых обобщений и орфографических навыков. Поэтому на заключительном этапе используются следующие виды работ:
1) Составление предложений по схемам, вопросам (использовать в ответе нужную часть речи в определённом падеже, числе, времени; ответить на вопрос с использованием словосочетаний и др.).
2) Работа с деформированными предложениями, деформированным текстом.
3) Творческий диктант предполагает составление предложений с определённой грамматической категорией, с различными членами предложения, с постановкой слов в заданном падеже, числе, времени.
4) Свободный диктант допускает некоторую свободу учащимся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменение структуры предложения.
5) Изложение текста с нужными орфограммами. При подготовке к изложению проводится орфографический разбор соответствующих слов.
6) Сочинение с грамматическим заданием (употребить в тексте данные прилагательные, поставить глаголы настоящего времени в прошедшее и т.д.).
Для активизации мыслительной и познавательной деятельности используются игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают положительные условия для мотивации в учении:
- игра «Третий лишний» (вычеркнуть лишнее слово);
- игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);
- игра «Опасное место» — проводится с сигнальными карточками для развития слухового внимания: учитель произносит слово, учащиеся, услышав звук, которому нельзя доверять, поднимают сигнал;
- корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.
Для активизации речи и обогащения словаря применяются следующие виды работ:
- лексические упражнения на обогащение словаря обобщающими понятиями, подбор антонимов, синонимов, многозначных слов;
- картинный диктант;
- образование уменьшительно-ласкательных существительных, прилагательных;
- руководствуясь смыслом и рифмой, закончить предложение словом с нужной орфограммой;
- при помощи суффикса и приставки образовать новые слова, составить словосочетание и т.д.;
- работа с фразеологизмами.
Таким образом, при организации работы по формированию орфографических умений используются разные приёмы, которые способствуют развитию высших психических процессов, активизации познавательной деятельности, повышению уровня самоконтроля у учащихся.
В содержание уроков включаются задания, направленные на развитие фонематических процессов, формирование навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова, уточнение и активизацию словарного запаса.
Система упражнений по формированию орфографических умений и навыков реализуется во взаимосвязи с формированием их базовых предпосылок и современных подходов к обучению родному языку. Что способствует прочности умений и их переходу на более высокий уровень – навык.
Эффективность работы зависит от эмоционального настроя ребёнка, уровня сформированности познавательных интересов. Выполнение разнообразных заданий становится для учащихся мотивированным и интересным процессом.
Литература
1. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. – Воронеж, 2006.
2. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО, 2006 – 240 с.
3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.