ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания, средством интеллектуального развития и изучения всех учебных предметов.

Усвоение орфографических знаний и умений учащимися с лёгкой умственной отсталостью затруднено. Многочисленные нарушения в усвоении правописания проявляются в огромном количестве орфографических ошибок в письменных работах учеников. Дети с легкой степенью интеллектуальной недостаточности затрудняются при усвоении терминологии, овладении алгоритмами орфографических действий. Процесс овладения ими правописанием характеризуется большей продолжительностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Проблема формирования орфографических умений и навыков у детей с лёгкой умственной отсталостью связана с недостаточной эффективностью традиционных методик, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения. Материал учебников содержит недостаточно упражнений по восполнению пробелов в развитии речевой деятельности  учащихся, а также  базовых предпосылок к активному осуществлению речемыслительной и учебной деятельности.

Специфические трудности овладения орфографическими умениями и навыками возможно устранить в процессе коррекционно-педагогического воздействия с использованием специальных приёмов и методов.

На первом этапе, когда у учащихся формируется умение объяснять написание слов в соответствии с правилом, используются задания, включающие в работу зрительный, речедвигательный, моторный анализаторы, помогающие лучше запомнить написание слова. Для этого проводятся с учащимися следующие виды работ:

-         обведение в тетради орфограммы цветным карандашом;

-         использование таблиц родственных слов с выделением  орфограмм;

-         орфографическое проговаривание слов;

-         зрительный диктант;

-         письмо по памяти;

-         многократное повторение и воспроизведение слов с дан­ной орфограммой при работе в тетради;

-         работа с перфокартами;

-         работа с таблицами.

Далее нужно научить детей видеть в тексте слова на изученное правило (выделять изученную орфограмму). Задания постепенно усложняются: сначала дети учатся видеть и предупреждать ошибки на пройденное правило, а затем проводится работа по дифференциации орфо­грамм, подчиняющимся различным правилам.

На следующем этапе формирования грамотного письма необходимо развивать у учащихся навыки самоконтроля. Для этого используются специальные дополнительные приёмы, которые при постоянной работе должны приучать учащихся постоянно вглядываться в текст, искать в нём орфограммы, правописание которых подкрепляется правилом. Это такие виды работ как:

1)           Списывание.

В качестве материала для списывания могут выступать слова, отдельные предложения и небольшие тексты. Алгоритм списывания, которому следуют учащиеся:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

-         Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все, что нужно списать.

-         Слово в каждом предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.

-         Сравни свою запись с тем, с чего списывал.

Списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание уделяется выборочному списыванию. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

-         выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные, побудительные, вопросительные, повествовательные предложения; предложение, соответствующее схеме и т. д.;

-         выпиши слова близкие (противоположные) по значению,   родственные слова;

-         выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм;

-         выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов;

-         спиши слова определённой части речи;

-         выпиши словосочетания.

2)           Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3)           Письмо с проговариванием.

Орфографическое проговаривание является предупреждением ошибок способствуют наиболее прочному усвоению материала.

4)           Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5)           Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

6)           Письмо по памяти.

Письмо по памяти проводится по следующей схеме:

-         чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию;

-         орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор;

-         упражнение в запоминании;

-         запись;

-         проверка;

7)           Диктанты

-         Предупредительный диктант.

Используется в целях отработки приемов применения правила, способствует овладению учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

-         Объяснительный диктант.

Дети объясняют написание орфограммы после записи предложения или текста. Способствует развитию внимания учащихся к орфограммам, контролю за правильностью выполнения работы.

-         Выборочный диктант.

Учащиеся записыва­ют только отдельные слова или словосочетания на изучаемое или заданное учителем грамматическое правило. Развивает орфографическую зоркость учащихся, согласованность действий при работе в коллективе.

-         Зрительно-слуховые диктанты.

Способствуют предупреждению ошибок, развитию зрительной памяти.

8)           Грамматический разбор.

        Материалом для грамматического разбора могут служить сначала отдельные слова или словосочетания, предложения, затем небольшие связные тексты. Грамматический разбор со­путствует другим заданиям и дает возможность повторять изучаемый материал, учит ориен­тироваться в теме, отбирать «нужное». Одновременно способствует развитию памяти, внимания, мышления, речи.

Материал к урокам подбирается так, чтобы грамматические и орфографические упражнения способствовали речевому раз­витию школьников: обогащению словаря, коррекции связной речи; формированию у них языковых обобщений и орфографических навыков. Поэтому на заключительном этапе используются следующие виды работ:

1)           Составление предложений по схемам, вопросам (использовать в ответе нужную часть речи в определённом падеже, числе, времени; ответить на вопрос с использованием словосочетаний и др.).

2)           Работа с деформированными предложениями, деформированным текстом.

3)                        Творческий диктант предполагает составление предложений с    определённой грам­матической категорией, с различными членами предложения, с постановкой слов в заданном падеже, числе, времени.

4)                        Свободный диктант  допускает некоторую свободу учащимся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменение структуры предложения.

5)                        Изложение текста с нужными орфограммами. При подготовке к изложению проводится орфографический разбор соответствующих слов.

6)                        Сочинение с грамматическим   заданием (употребить в тексте данные прилагательные, поставить глаго­лы настоящего времени в прошедшее и т.д.).

        Для активизации мыслительной и познавательной деятельности используются игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают  положительные условия для мотивации в учении:

-         игра «Третий лишний» (вычеркнуть лишнее слово);

-         игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее  предмет);

-         игра «Опасное место» — проводится с сигнальными карточками для развития слухового внимания: учитель произносит  слово, учащиеся, услышав звук, которому нельзя доверять, под­нимают сигнал;

-         корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.

Для  активизации речи и обогащения словаря применяются следующие виды работ:

-         лексические упражнения на обогащение словаря обобщающими понятиями, подбор антонимов, синонимов, многозначных слов;

-         картинный диктант;

-         образование уменьшительно-ласкательных существительных, прилагательных;

-         руководствуясь смыслом и рифмой, закончить предложе­ние словом с нужной орфограммой;

-         при помощи суффикса и приставки образовать новые слова, составить словосочетание и т.д.;

-         работа с фразеологизмами.

Таким образом, при организации работы по формированию орфографических умений используются разные приёмы, которые способствуют развитию высших психических процессов, активизации познавательной деятельности, повышению уровня самоконтроля у учащихся.

В содержание уроков включаются задания, направленные на развитие фонематических процессов, формирование навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова, уточнение и активизацию словарного запаса.

Система упражнений по формированию орфографических умений и навыков реализуется во взаимосвязи с формированием их базовых предпосылок и современных подходов к обучению родному языку. Что способствует прочности умений и их переходу на более высокий уровень – навык.

Эффективность работы зависит от         эмоционального настроя ребёнка, уровня сформированности познавательных интересов. Выполнение разнообразных заданий становится для учащихся мотивированным и интересным процессом.

 

Литература

1.     Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. – Воронеж, 2006.

2.     Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО, 2006 – 240 с.

 

3.     Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор­рекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования