Дидактические игры как средство коррекции и развития познавательных психических функций

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 

«Дидактические игры как средство коррекции и развития познавательных психических функций

 

на уроках в начальной школе».

 

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

 

 Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

 

Сухомлинский Василий Александрович

 

Развитие познавательных психических функций на уроках в начальной школе формирует познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.

 

Игра для младшего школьного возраста – любимая форма деятельности.

 

К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая деятельность.

 

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения,  в частности – дидактическая игра.

 

Дидактическая игра – это вид совместной, самостоятельной  деятельности детей, организованной в виде игр, реализующих игровое, активное обучение и отличающихся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системы оценивания; один из методов активного обучения.

 

Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

 

Дидактическая игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

 

Дидактические игры помогают разнообразить уроки, повысить познавательную активность детей и учебную мотивацию. Играя, ребёнок увлекается, не замечает, что выполняет учебные задания.

 

Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

 

  • наличие у учителя определенных знаний о дидактических играх, умений для их проведения;

  • выразительность проведения игры;

  • включение педагога в игру;

  • оптимальное сочетание занимательности и обучения;

  • средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

 

Все дидактические игры можно разделить на группы:

 

  1. Дидактические игры, направленные на формирование сотрудничества ребенка с взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта.

 

  • Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

  • Развитие внимания

  • Развитие подражания

  • Усвоение действий по образцу

 

  1. Дидактические игры на развитие ручной моторики

 

  • Развитие хватания

  • Развитие соотносящих действий

  • Подражание движениям рук

  • Развитие движений пальцев

  • Развитие движений кистей рук

 

  1. Дидактические игры по сенсорному воспитанию   

 

  • Развитие зрительного восприятия

  • Восприятие формы

  • Восприятие величины

  • Восприятие цвета

  • Формирование целостного образа предмета

  • Восприятие пространства и ориентировка в нем

  • Развитие тактильно-двигательного восприятия

  • Развитие слухового восприятия

  • Развитие неречевого слуха

  • Развитие речевого слуха

 

  1. Дидактические игры, направленные на развитие мышления

 

  • Переход от восприятия к мышлению

  • Переход от восприятия к обобщению

  • Переход от восприятия  наглядно-образному и элементам логического мышления

  • Развитие наглядно-действенного мышления

  • Развитие элементов причинного мышления

  • Развитие наглядно-образного мышления

 

  1. Дидактические игры и упражнения по развитию речи 

 

  • Развитие речевого общения

  • Развитие делового эмоционального общения

  • Игры-драматизации

  • Развитие познавательной функции речи

  • Расширение, уточнение и обобщение значения слова

 

 

 

Учителю важно продумать поэтапное распределение игр на уроке:

 

- в начале урока игры проводятся с целью организации стимулирования активности учащихся;

 

- в середине – усвоения темы;

 

- игры в конце урока могут носить поисковый характер.

 

На любом этапе урока игры должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать учеников в разные виды деятельности.

 

Применение дидактических игр повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если

 

  • дидактическая игра методически правильно разработана,

  • соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока,

  • используется в сочетании с другими методами и формами,

  • соответствует возрасту и интересам учащихся.

 

При проведении уроков в начальной школе выявляются различные трудности. Эти трудности могут испытывать как нормально развивающиеся дети, так и дети с проблемами в развитии.

 

 

 

У нормально развивающихся детей эти трудности могут быть связаны:

 

с индивидуальными возможностями,

 

с наследственными особенностями,

 

особенные трудности испытывают «леворукие» дети (трудность в овладении плоскостью листа, тенденция к зеркальности изображения).

 

У детей с проблемами в развитии трудности могут быть связаны:

 

с поражением нервной системы,

 

 зрения,

 

моторики и т.д.

 

И здесь неоценимы дидактические игры на развитие ручной моторики, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать, как детей с проблемами в развитии, так и нормально развивающихся детей, имеющих трудности в обучении.

 

Необходимо придавать серьезное значение развитию мелкой моторики и координации рук у детей  младшего школьного возраста на уроках в начальной школе, так  как дидактические  игры направлены на коррекцию имеющихся у детей нарушений.

 

 

 

Очень часто мы даже не задумываемся, как те или иные вещи влияют на развитие ребенка.

 

Многие предметы, которые попадают ребенку в руки, оказывают положительное влияние на его развитие, стимулируют ловкость, гибкость, развивают мелкую моторику.

 

Какие бы предметы ни попали бы в руки к ребенку,  надо научить его «играть» с этими предметами.

 

Сегодня я хочу рассказать Вам несколько игр на развитие ручной моторики, которые использую на своих уроках.

 

 

 

Дидактические игры на развитие ручной моторики.

 

«Пальцеход»

 

Нашиваем на плотный материал 16 пуговиц – по 8 в два ряда. Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходит к двум первым пуговицам.

 

Ходит цапля по болоту

 

На прогулку, на работу –

 

Очень нужно цапле там

 

Взять еду своим птенцам!

 

 

 

«Комканье платка» (салфетки)

 

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Можно одновременно комкать и 2 платка руками.

 

У меня живет проглот –

 

Весь платок он скушал, вот!

 

Сразу стало у проглота

 

Брюхо, как у бегемота!

 

 

 

«Горошки»

 

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошинка берется на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук).

 

С блюдца я беру горошки,

 

Словно птица клювом крошки.

 

И полны мои ладошки –

 

Руки держат все горошки.

 

 

 

«Упражнения с пробками»

 

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы.  И «идем» пальцами, как ножками. От поверхности стола не отрывая «обувь», «шаркая.

 

После каждого двустишия – смена рук.

 

Крышки пальчики обули,

 

Смело в них вперед шагнули.

 

(смена рук)

 

И пошли по переулку

 

На веселую прогулку

 

(смена рук)

 

Пальцы словно балеринки,

 

Но одетые в ботинки.

 

(смена рук)

 

Каждый пальчик – будто ножка,

 

Только шаркает немножко.

 

«Упражнения с прищепками»

 

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

 

(Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе!) (левая рука).

 

Вот проснулся, встал гусенок,

 

Пальцы щиплет он спросонок.

 

(правая рука)

 

Дай, хозяйка, корма мне

 

Раньше, чем моей родне!

 

 

 

«Упражнения с бусами»

 

Нужны бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина - большого размера или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги.

 

Заяц и ежик навстречу друг другу

 

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

 

Центральная бусина

 

Встретились – и разбежались они.

 

Быстро бежали – поди догони!

 

Не догонишь!

 

 

 

«Упражнения со шнурками»

 

(оплести шнурком пальцы)

 

Паучок пошел гулять,

 

Паутинку заплетать.

 

Хочет он поймать туда

 

И букашку, и жука.

 

 

 

«Упражнения с цветными карандашами»

 

  1. Карандаш, в руках катаем

 

И ладошки согреваем.

 

Очень быстро мы катаем,

 

Никогда не замерзаем.

 

(передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами)

 

  1.  Гусеница вверх и вниз ползет –

 

С веточки не упадет.

 

Упражнения с цветными карандашами

 

«Собираем бревнышки»

 

Поднять карандаш со стола указательными пальцами,

 

далее указательными и мизинчиками и т.д. (одними и теми же пальцами обеих рук)

 

Упражнения со счетными палочками

 

«Дрова»

 

Грузовик привез дрова,

 

Соберем их со двора.

 

(одной рукой за два конца счетной палочки)

 

Современные игрушки устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

 

Очень много игр для развития моторики, конечно, можно купить, например «машина»,  на которую вшиты разные тренажеры (пуговки, замки и т.д.).

 

А можно сделать своими руками или руками родителей и старшеклассников («Ёжики» - шнуровка, «Пальцеход» и т.д.)

 

 

 

Развитие мелкой моторики рук на уроках в начальной школе способствует:

 

  • Развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма;

  • Развитию глазомера и координации движения пальцев;

  • Развитию речи, воображения, фантазии;

  • Воспитанию аккуратности, терпения, настойчивости.

 

         - Для детей очень важно тренировать тонкие движения пальцев рук.

 

Ведь, развивая руки, мы развиваем речь у младших школьников.

 

Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг. 

 

         - Известно, что  пальцы органически связаны с мозговыми центрами.

 

         - Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

 

Таким образом, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования