Об инициативе
Факультатив «Учебная проектная деятельность» как средство развития
УУД учащихся с нарушением слуха.
Программа факультатива.
Проектная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это особенно актуально в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно для детей с нарушением слуха. Учащиеся вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации. Проектная деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Задачи проектной деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ заключаются в том, чтобы развивать у учащихся умение размышлять, анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную исследовательскую деятельность, развивать понимание окружающего мира и своей роли в нем.
В процессе работы над проектом формируются все универсальные учебные действия: познавательные, общеучебные, логические, коммуникативные.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность личностного и познавательного развития и саморазвития личности.
Факультатив «Учебная проектная деятельность» рассчитан на 1 час в неделю.
Программа факультатива «Учебная проектная деятельность» и пояснительная записка приведены в Приложениях 1 и 2.
Предметом исследования проектной работы могут быть социально значимые процессы, явления природы, объекты окружающего мира, процессы, происходящие в нем. В своей работе мы используем самые разные типы и тематику проектов.
Исследовательские проекты «Растения нашего класса», «Почему снег белый?».
Информационные проекты: «История Нового года», «Твое имя».
Прикладные проекты: «Новогодние игрушки своими руками», «Пряничный домик».
Проекты – акции: «Дерево – памятник природы», «Неделя защиты животных».
С большим удовольствием ребята принимают участие в международных сетевых проектах ГлобалЛаб: «Декабрьский синхронный стоп-кадр», «Птицы на виду», «Облачный покров» и других.
В процессе работы над проектом учащиеся ищут информацию в разных источниках, выбирают и анализируют информацию, выполняют измерения и опыты, делают выводы под руководством учителя.
По окончании практической части проекта учащиеся под руководством учителя оформляют компьютерную презентацию.
Технология работы над проектом заключена в приведенной ниже матрице. Проект «Дерево – памятник природы».
Матрица проекта
1. Тема проекта: «Дерево – памятник природы»
2. Предмет исследования: выявление старовозрастных деревьев для присвоения им статуса Дерева – памятника живой природы Саратовской области
3. Авторы проекта: учащиеся 8а класса
Руководители проекта: Грошева А.В., Левыкина Г.А.
4. Проблема, сформулированная учащимися: в Саратовской области много ценных старовозрастных деревьев, которые необходимо охранять, но они не охраняются и могут погибнуть.
5. Цели и задачи
Цель проекта для учащихся:
|
Цель работы над проектом для учителя:
|
Выявить деревья, подлежащие охране и представить их для присвоения статуса памятника природы |
Вовлечь учащихся в общественно значимую работу, воспитывать экологическое самосознание |
Задачи работы над проектом для учащихся: |
Задачи работы над проектом для учителя: |
· Изучение теории вопроса об объектах – памятниках природы; · Проведение исследования по выявлению старовозрастных деревьев; · Способствовать сохранению природного наследия Саратовской области. |
· Предложить направление поиска; · Организовать работу на природе; · Консультировать по способу получения и оформления информации. |
6. Ожидаемые результаты
Описание продукта, полученного учащимися в результате выполнения проекта: |
Описание результата работы учащихся над проектом, полученного учителем |
· Подготовка материалов проекта · Подготовка презентации · Ходатайствовать перед ОДЭЦ г. Саратова о присвоении дереву статуса Памятника живой природы Саратовской области
|
· Закрепление навыка поиска и отбора нужной информации из разных источников, включая Интернет; · Закрепление навыков поисково-исследовательской работы (постановка цели, выбор методов, выполнение измерений, фотографирование обработка и анализ результатов, выводы); · Навыки сотрудничества, работы в команде; · Повышение заинтересованности и мотивации к изучению предмета; · Формируется экологическое самосознание. · Закрепление навыков работы на ПК и создания презентации; · Формирование навыка публичного выступления и презентации результатов. |
7. Вид проекта: социальный проект - акция
8. Знания образовательной области:
Название учебного предмета |
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Биология |
Растения
Природные сообщества |
Жизненные формы растений. Жизнедеятельность растительного организма Приспособленность растений к жизни в природном сообществе |
1 ч
9 ч 7 ч
|
8.2. Другие учебные предметы:
Название учебного предмета |
Раздел |
Тема |
Кол - во часов |
Экология
|
Охрана растительного и животного мира
|
Охраняемые территории
|
1 ч
|
9. Надпредметная информация, необходимая учащимся для выполнения проекта:
Область человеческих знаний
|
Необходимая информация
|
Городское хозяйство |
Зеленые насаждения и их охрана |
10. Количество школьников, участвующих в проекте: 5 человек
11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ПК с выходом в Интернет, фотоаппарат, рулетка.
12. Планируемое время и деятельность учащихся и учителя на различных этапах проекта:
Этап |
Кол-во часов |
Содержание деятельности уч-ся на различных этапах проекта |
Содержание деятельности учителя на различных этапах проекта |
Поиско вый |
2 |
· Формулировка задачи; · Обсуждение; · Выбор форм проекта (социальный, акция, исследовательский); · Формулирование целей и задач; · Определение этапов проекта |
· Мотивация учащихся к обсуждению поставленной проблемы · Помощь в выборе тем поиска · Консультирование учащихся в постановке цели и задач |
Аналити ческий |
4 |
· Изучение Положения акции «Деревья – памятники живой природы»; · Поиск, сбор информации; · Отбор нужной информации; . |
· Помощь в подборе информации, обработке данных · Организация процесса деятельности учащихся |
Практический |
10 |
· Выбор дерева; · Фотографирование; · Выполнение измерений диаметра и высоты; · Определение вида и возраста дерева; · Создание слайдов для презентации проекта. |
· Помощь учащимся в выполнении измерений, работе с определителем ; · Оказание необходимой помощи учащимся при создании презентации. |
Презентационный |
4 |
· Презентация проекта. · Защита проекта |
· Проверка презентации; · Распределение ролей для презентации. |
Оценочный
|
1 |
· Оценка полученных результатов · Определение степени участия каждого члена группы в проекте |
· Оценка результатов, выводы · Поощрение наиболее активных |
13. Организационные формы работы учащихся над проектом:
Форма работы учащихся
|
Количество часов
|
Групповая работа 2 ч. |
12 |
Самостоятельная работа учащихся |
6 |
Консультации с руководителем проекта
|
2 |
Консультации с экспертами (педагогами – предметниками) |
1 |
14. Форма представления продукта: защита проекта в форме электронной презентации с фотоматериалами, анкета дерева.
Приложение 1
Факультативный курс.
Учебная проектная деятельность.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность.
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Общая характеристика
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение
Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на
конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных
связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны
быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Актуальность курса.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные
стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной
деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, и в более широком спектре.
Разнообразие тем проектов позволяет формировать как предметные, так и
метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения.
Работа над проектом позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по темам проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте.
Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.
Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами Power Point. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов.
Кроме того, проектная деятельность позволяет ученику увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.
Работа над проектом позволяет переориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получения учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.
Цели курса:
- обучение основам проектной деятельности;
- приобретение опыта проектной деятельности при работе с информационными объектами различного типа с помощью современных программных средств;
- формирование навыка коллективной реализации информационных проектов и информационной деятельности в сферах человеческой деятельности.
Задачи курса:
- сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;
- дать представление о дизайне и навигации презентации;
- способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;
- научить использовать программу Power Point для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;
- сформировать личность, способную к самообразованию, саморазвитию; общетрудовые и специальные умения ручного труда, основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
- развивать творческие и конструктивные способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;
- повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;
- обучать самостоятельности в приобретении знаний.
Особенности проектной деятельности:
1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется.
3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми одноклассниками, учителями. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, учатся пользоваться речью в разных ситуациях, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
4) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
5) для обучающихся коррекционной школы, имеющих разную степень недоразвития слуха, помощь учителя в ходе сопровождения работы над проектом должна быть более конкретной и подробной для достижения овладения учащимися универсальными учебными действиями.
Осуществление проектной деятельности позволяет:
- обеспечивать условия, способствующие саморазвитию учащихся;
- учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;
- организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемых;
- комплексно использовать в процессе обучения средства информационно – коммуникативных технологий;
- на практике применять теоретические знания при выполнении проекта;
- осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;
- воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей;
- формировать деловые качества личности;
- развивать инициативу и творческие способности;
- формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, времени;
- развивать социально значимые качества личности: взаимопомощь, умение работать в коллективе;
- формировать учебные навыки – такие, как навыки поиска и работы с различными источниками информации, обработки информации, работы с графическими источниками;
- реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Организация работы над проектом.
Для оптимальной организации групповой работы с детьми с нарушением слуха класс делится на группы по 2 - 4 человека. Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 34 учебных часа
(1час в неделю) в 6, 7 и 8 классах.
Учебно-тематический план
|
Разделы |
7 класс |
8 класс |
1 |
Основные понятия |
1 |
1 |
2 |
Подготовка к выполнению проектов |
1 |
2 |
3 |
Исследовательский проект |
6 |
6 |
4 |
Практико-ориентированный проект |
8 |
7 |
5 |
Творческий проект |
8 |
10 |
6 |
Информационный проект |
9 |
7 |
7 |
Резерв |
1 |
2 |
Итого |
|
34 |
34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- что такое проект;
- виды проектов;
- этапы создания проекта.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- находить нужную информацию;
- фиксировать (записывать) и сохранять информацию с помощью различных технических средств;
- обрабатывать информацию;
- общаться в цифровой среде;
- использовать программу Power Point для создания различных видов презентаций и творческого их оформления.
Информационные источники.
1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Школьные технологии, 2001 г., № 2.
2. Бэгъюли Ф. Управление проектом. – М.: Гранд-Фаир, 2002 г.
3. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа, 2001, № 2.
4. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе, 2002, № 4.
5. Грей К, Ларсон Э. Эффективная презентация. Практическое руководство – М.: Дело и сервис, 2003 г.
6. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
7. Новые педагогические и информационные технологий в системе.
образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
8. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
9. http://festival.1september.ru/articles/532929/
10. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm__
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«УЧЕБНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в 7 классе
Учитель: Грошева А.В.
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
Дата |
Требования к уровню обученности |
|
Знать/понимать |
Уметь |
||||
1 |
Понятие проекта, проектной деятельности. Типы и виды проектов. |
1 |
|
Понятие проекта, проектной деятельности; типологию и структуру проектов. Знать принципы поэтапного планирования проектов. Источники информации. Понятие гипотезы, доказательства, опровержение. Способы представления результатов проекта. |
Различать типы проектов; определять структуру проекта. Определять цель проекта, разбивать на задачи. Распределять работу и обязанности в группе, общаться, учитывать другие мнения. Искать информацию в различных источниках. Работать в программе Power Point, создавать презентации. |
2 |
Структура проекта. Гипотеза: что это такое? |
1 |
|
||
3 |
Способы сбора информации. Исследовательский проект. Понятие. Особенности. |
1 |
|
||
4 |
Учимся определять проблему. Выбор темы проекта. Энергосбережение.
|
1 |
|
Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта: гипотеза, аргумент, аспект, концепция, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, факт, методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.) Основные понятия, необходимые для научно-исследовательской работы: алгоритм выполнения исследовательского проекта; критерии оценки исследовательского проекта; общие правила оформления исследовательского проекта. |
Определять цель и задачи исследования; выдвигать гипотезу исследования; производить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные); статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок; работать с источниками информации; собирать, систематизировать и анализировать полученные данные, делать выводы по результатам исследования; оформлять результаты исследования; представлять результаты исследования; защищать результаты исследовательского проекта. |
5 |
Планирование. Лист планирования и продвижения по заданию. Сбор информации.
|
1 |
|
||
6 |
Сбор информации. Обобщение и анализ.
|
1 |
|
||
7 |
Создание презентации.
|
1 |
|
||
8 |
Презентация проекта. Публичное выступление. |
1 |
|
||
9 |
Практико-ориентированный проект. Понятие, особенности, основные этапы выполнения. Растения нашего класса. |
1 |
|
Алгоритм выполнения прикладного проекта; общие правила оформления прикладного проекта. |
Выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; формулировать требования к изделию, находить различные варианты решения проблемы; описывать и представлять свои идеи различными способами: рисунок, объяснение, макет или модель; планировать предстоящую деятельность; организовывать рабочее место, защищать проект. |
10 |
Поиск и выбор темы, определение потребности в создании продукта проекта. |
1 |
|
||
11 |
Планирование, определение этапов проекта. |
1 |
|
||
12 |
Поиск и обработка информации. |
1
|
|
||
13 |
Выполнение практической части. |
1
|
|
||
14 |
Создание и оформление продукта проекта. Описание области применения. |
1 |
|
||
15 |
Презентация (демонстрация). |
1 |
|
||
16 |
Рефлексия. Самооценка. |
1 |
|
||
17 |
Творческий проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. |
1 |
|
Понятие творческого проекта; основные этапы выполнения творческого проекта. |
Выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; Прорабатывать структуру совместной деятельности участников творческого проекта; оформлять результаты проектной деятельности. |
18 |
Выбор темы. Планирование этапов проекта. Секреты русского леса. |
1 |
|
||
19 |
Проработка структуры совместной деятельности участников. |
1 |
|
||
20 |
Сбор информации. |
1 |
|
||
21 |
Оформление результатов.
|
2 |
|
||
22 |
Представление проекта. |
1 |
|
||
23 |
Рефлексия. Самооценка. |
1 |
|
||
24 |
Информационный проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. Карта мира на обеденном столе. |
1 |
|
Понятие информационного проекта; алгоритм выполнения информационного проекта общие правила оформления информационного проекта. |
Выбирать и обосновывать тему проекта; Отбирать нужную(для определённых целей) информацию из различных источников; анализировать полученную информацию; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей; выявлять проблемы в различных областях знаний; возможные пути поиска решений, оформления результатов; работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли; обрабатывать информацию; оценивать информацию. |
25 |
Выделение предмета информационного поиска. Определение темы проекта. Определение цели и задач проекта. |
1 |
|
||
26 |
Планирование, определение этапов проекта. |
1 |
|
||
27 |
Работа с источниками информации. |
2
|
|
||
28 |
Обработка информации. |
1
|
|
||
29 |
Оформление результатов информационного проекта. |
1 |
|
||
30 |
Презентация. |
1 |
|
||
31 |
Рефлексия. Самооценка. |
1 |
|
||
32 |
Резерв. |
1 |
|
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
|
|
|