Факультатив «Учебная проектная деятельность» как средство развития УУД учащихся с нарушением слуха. Программа факультатива.

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
2 экспертизы Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Факультатив «Учебная проектная деятельность» как средство развития

УУД учащихся с нарушением слуха.

Программа факультатива.

 

Проектная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это особенно актуально в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно для детей с нарушением слуха. Учащиеся вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации. Проектная деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Задачи проектной деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ заключаются в том, чтобы развивать у учащихся умение размышлять, анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную исследовательскую деятельность, развивать понимание окружающего мира и своей роли в нем.

В процессе работы над проектом формируются все универсальные учебные действия: познавательные, общеучебные, логические, коммуникативные.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность личностного и познавательного  развития и саморазвития личности.

Факультатив «Учебная проектная деятельность» рассчитан на 1 час в неделю.

Программа факультатива «Учебная проектная деятельность» и пояснительная записка приведены в Приложениях 1 и 2.

Предметом исследования проектной работы могут быть социально значимые процессы, явления природы, объекты окружающего мира, процессы, происходящие в нем. В своей работе мы используем самые разные типы и тематику проектов.

 Исследовательские проекты «Растения нашего класса», «Почему снег белый?».

Информационные проекты: «История Нового года», «Твое имя».

Прикладные проекты: «Новогодние игрушки своими руками», «Пряничный домик».

Проекты – акции: «Дерево – памятник природы», «Неделя защиты животных».

С большим удовольствием ребята принимают участие в международных сетевых проектах ГлобалЛаб: «Декабрьский синхронный стоп-кадр», «Птицы на виду», «Облачный покров» и других.

В процессе работы над проектом учащиеся ищут информацию в разных источниках, выбирают и анализируют информацию, выполняют измерения и опыты, делают выводы под руководством учителя.

По окончании практической части проекта учащиеся под руководством учителя оформляют компьютерную презентацию.

Технология работы над проектом заключена в приведенной ниже матрице. Проект «Дерево – памятник природы».

Матрица проекта

 

1. Тема проекта: «Дерево – памятник природы»

2. Предмет исследования: выявление старовозрастных деревьев для присвоения им статуса Дерева – памятника живой природы Саратовской области

3. Авторы проекта: учащиеся 8а класса 

 Руководители  проекта: Грошева А.В., Левыкина Г.А.

4. Проблема, сформулированная учащимися: в Саратовской области много ценных старовозрастных деревьев, которые необходимо охранять, но они не охраняются и могут погибнуть.

5. Цели и задачи

Цель проекта для учащихся:

 

Цель работы над проектом для учителя:

 

Выявить деревья, подлежащие охране и представить их для присвоения статуса памятника природы

Вовлечь учащихся в общественно значимую работу, воспитывать экологическое самосознание

 

Задачи работы над проектом для учащихся:

Задачи работы над проектом для учителя:

·         Изучение теории вопроса об объектах – памятниках природы;

·         Проведение исследования по выявлению старовозрастных деревьев;

·         Способствовать сохранению природного наследия Саратовской области.

·         Предложить направление поиска;

·         Организовать работу на природе;

·         Консультировать по способу получения и оформления информации.

 

6. Ожидаемые результаты

Описание продукта, полученного учащимися в результате выполнения проекта:

Описание результата работы учащихся над проектом, полученного учителем

·         Подготовка материалов проекта

·         Подготовка презентации

·         Ходатайствовать перед ОДЭЦ г. Саратова о присвоении дереву статуса Памятника живой природы Саратовской области

 

·         Закрепление навыка поиска и отбора нужной информации из разных источников, включая Интернет;

·         Закрепление навыков поисково-исследовательской работы (постановка цели, выбор методов, выполнение измерений, фотографирование обработка и анализ результатов, выводы);

·         Навыки сотрудничества, работы в команде;

·         Повышение заинтересованности и мотивации к изучению предмета;

·         Формируется экологическое самосознание.

·         Закрепление навыков работы на ПК и создания презентации;

·         Формирование навыка публичного выступления и презентации результатов.

 

7. Вид проекта: социальный проект - акция

 

8. Знания образовательной области:

Название учебного предмета

Раздел

Тема

Кол-во часов

Биология

Растения

 

 

Природные сообщества

Жизненные формы растений.

Жизнедеятельность растительного организма

Приспособленность растений к жизни в природном сообществе

1 ч

 

9 ч

7 ч

 

8.2. Другие учебные предметы:

Название учебного предмета

Раздел

Тема

Кол - во

часов

Экология

 

 

 

 

Охрана растительного и животного мира

 

 

 

Охраняемые территории

 

1 ч

 

 

 

 

 

9. Надпредметная  информация, необходимая учащимся для выполнения проекта:

Область человеческих знаний

 

Необходимая информация

 

Городское хозяйство

Зеленые насаждения и их охрана

10. Количество школьников, участвующих в проекте: 5 человек

11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ПК с выходом в Интернет, фотоаппарат, рулетка.

12. Планируемое время и деятельность учащихся и учителя на различных этапах проекта:

Этап

Кол-во часов

Содержание деятельности уч-ся на различных этапах проекта

Содержание деятельности учителя на различных этапах проекта

Поиско вый

2

·         Формулировка задачи;

·         Обсуждение;

·         Выбор форм проекта (социальный, акция, исследовательский);

·         Формулирование целей и задач;

·         Определение этапов проекта

·         Мотивация учащихся к обсуждению поставленной проблемы

·         Помощь в выборе тем поиска

·         Консультирование учащихся в постановке цели и задач

Аналити ческий

4

·         Изучение Положения  акции «Деревья – памятники живой природы»;

·         Поиск, сбор информации;

·         Отбор нужной информации;

.

·         Помощь в подборе информации, обработке данных

·         Организация процесса деятельности учащихся

Практический

10

·         Выбор дерева;

·         Фотографирование;

·         Выполнение измерений диаметра и высоты;

·         Определение вида и возраста дерева;

·         Создание слайдов для презентации проекта.

·         Помощь учащимся в выполнении измерений, работе с определителем ;

·         Оказание необходимой помощи учащимся при создании презентации.

Презентационный

4

·         Презентация проекта.

·         Защита проекта

·         Проверка презентации;

·         Распределение ролей для презентации.

Оценочный

 

1

·         Оценка полученных результатов

·         Определение степени участия каждого члена группы в проекте

·         Оценка результатов, выводы

·         Поощрение наиболее активных

13. Организационные формы работы учащихся над проектом:

Форма работы учащихся

 

Количество часов

 

Групповая работа

2 ч.

12

Самостоятельная работа учащихся

6

Консультации с руководителем проекта

 

2

Консультации с экспертами (педагогами – предметниками)

1

14. Форма представления продукта: защита проекта в форме электронной презентации с фотоматериалами, анкета дерева.

 

 

Приложение 1

Факультативный курс.

Учебная проектная деятельность.

 

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность.

Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Общая характеристика

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение

Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на

конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных

связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны

быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Актуальность курса.

Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные

стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной

деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, и в более широком спектре.

Разнообразие тем проектов позволяет формировать как предметные, так и

метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения.

Работа над проектом позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по темам проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте.

         Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.

         Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами Power Point. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов.

         Кроме того, проектная деятельность позволяет ученику увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.

          Работа над проектом позволяет переориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

         Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получения учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.

Цели курса:

- обучение основам проектной деятельности;

- приобретение опыта проектной деятельности при работе  с информационными объектами различного типа с помощью современных программных средств;

- формирование навыка коллективной реализации информационных проектов и информационной деятельности в сферах человеческой деятельности.

Задачи курса:

- сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;

- дать представление о дизайне и навигации презентации;

- способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;

- научить использовать программу Power Point  для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;

- сформировать личность, способную к самообразованию, саморазвитию; общетрудовые и специальные умения ручного труда, основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

- развивать творческие и конструктивные способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;

- повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;

- обучать самостоятельности в приобретении знаний.

Особенности проектной деятельности:

1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется.

3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми одноклассниками, учителями. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки

овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, учатся пользоваться речью в разных ситуациях, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

4) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

5) для обучающихся коррекционной школы, имеющих разную степень недоразвития слуха, помощь учителя в ходе сопровождения работы над проектом должна быть более конкретной и подробной для достижения овладения учащимися универсальными учебными действиями.

Осуществление проектной деятельности позволяет:

- обеспечивать условия, способствующие саморазвитию учащихся;

- учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;

- организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемых;

- комплексно использовать в процессе обучения средства информационно – коммуникативных технологий;

- на практике применять теоретические знания при выполнении проекта;

- осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;

- воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей;

- формировать деловые качества личности;

- развивать инициативу и творческие способности;

- формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, времени;

- развивать социально значимые качества личности: взаимопомощь, умение работать в коллективе;

- формировать учебные навыки – такие, как навыки поиска и работы с различными источниками информации, обработки информации, работы с графическими источниками;

- реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Организация работы над проектом.

Для оптимальной организации групповой работы с детьми с нарушением слуха класс делится на группы по 2 - 4 человека. Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику.

Место курса в учебном плане.

Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 34 учебных часа

(1час в неделю) в 6, 7 и 8 классах.

Учебно-тематический план

 

Разделы

7 класс

8 класс

1

Основные понятия

1

1

2

Подготовка к выполнению проектов

1

2

3

Исследовательский проект

6

6

4

Практико-ориентированный проект

8

7

5

Творческий проект

8

10

6

Информационный проект

9

7

7

Резерв

1

2

Итого

 

34

34

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

- что такое проект;

- виды проектов;

- этапы создания проекта.

Учащиеся должны уметь:

- работать с различными источниками информации;

- находить нужную информацию;

- фиксировать (записывать) и сохранять информацию с помощью различных технических средств;

- обрабатывать информацию;

- общаться в цифровой среде;

- использовать программу Power Point для создания различных видов презентаций и творческого их оформления.

 

Информационные источники.

1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Школьные технологии, 2001 г., № 2.

2. Бэгъюли Ф. Управление проектом. – М.: Гранд-Фаир, 2002 г.

3. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа, 2001, № 2.

4. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе, 2002, № 4.

5. Грей К, Ларсон Э. Эффективная презентация. Практическое руководство – М.: Дело и сервис, 2003 г.

6. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.

7. Новые педагогические и информационные технологий в системе.

образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.

8. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.

9. http://festival.1september.ru/articles/532929/

10. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm__

 

Приложение 2

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«УЧЕБНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в 7 классе

Учитель: Грошева А.В.

п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню обученности

Знать/понимать

Уметь

1

Понятие проекта, проектной деятельности. Типы и виды проектов.

1

 

Понятие проекта, проектной деятельности; типологию и структуру проектов.

Знать принципы поэтапного планирования проектов. Источники информации.

Понятие гипотезы, доказательства, опровержение.

Способы представления результатов проекта.

Различать типы проектов; определять структуру проекта.

Определять цель проекта, разбивать на задачи.

Распределять работу и обязанности в группе, общаться, учитывать другие мнения. Искать информацию в различных источниках. Работать в программе Power Point, создавать презентации.

2

Структура проекта.  Гипотеза: что это такое?

1

 

3

Способы сбора информации. Исследовательский проект. Понятие. Особенности.

1

 

4

Учимся определять проблему. Выбор темы проекта. Энергосбережение.

 

1

 

Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта: гипотеза, аргумент, аспект, концепция, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, факт, методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.)

Основные понятия, необходимые для научно-исследовательской работы: алгоритм выполнения исследовательского проекта; критерии оценки исследовательского проекта; общие правила оформления исследовательского проекта.

Определять цель и задачи исследования; выдвигать гипотезу исследования; производить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные); статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок; работать с источниками информации; собирать, систематизировать и анализировать полученные данные, делать выводы по результатам исследования; оформлять результаты исследования; представлять результаты исследования; защищать результаты

исследовательского проекта.

5

Планирование. Лист планирования и продвижения по заданию. Сбор информации.

 

1

 

6

Сбор информации. Обобщение и анализ.

 

1

 

7

Создание презентации.

 

1

 

8

Презентация проекта. Публичное выступление.

1

 

9

Практико-ориентированный проект. Понятие, особенности, основные этапы выполнения. Растения нашего класса.

1

 

Алгоритм выполнения прикладного проекта; общие правила оформления прикладного проекта.

Выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; формулировать требования к изделию, находить различные варианты решения проблемы; описывать и представлять свои идеи различными способами: рисунок, объяснение, макет или модель; планировать предстоящую деятельность; организовывать рабочее место, защищать проект.

10

Поиск и выбор темы, определение потребности в создании продукта проекта.

1

 

11

Планирование, определение этапов проекта.

1

 

12

Поиск и обработка информации.

1

 

 

13

Выполнение практической части.

1

 

 

14

Создание и оформление продукта проекта. Описание области применения.

1

 

15

Презентация (демонстрация).

1

 

16

Рефлексия. Самооценка.

1

 

17

Творческий проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения.

1

 

Понятие творческого проекта; основные этапы выполнения творческого проекта.

Выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; Прорабатывать структуру совместной деятельности участников творческого проекта; оформлять результаты проектной деятельности.

18

Выбор темы. Планирование этапов проекта. Секреты русского леса.

1

 

19

Проработка структуры совместной деятельности участников.

1

 

20

Сбор информации.

1

 

21

Оформление результатов.

 

2

 

22

Представление проекта.

1

 

23

Рефлексия. Самооценка.

1

 

24

Информационный проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. Карта мира на обеденном столе.

1

 

Понятие информационного проекта; алгоритм выполнения информационного проекта общие правила оформления информационного проекта.

Выбирать и обосновывать тему проекта; Отбирать нужную(для определённых целей) информацию из различных источников; анализировать полученную информацию; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей; выявлять проблемы в различных областях знаний; возможные пути поиска решений, оформления результатов; работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли; обрабатывать информацию; оценивать информацию.

25

Выделение предмета информационного поиска. Определение темы проекта. Определение цели и задач проекта.

1

 

26

Планирование, определение этапов проекта.

1

 

27

Работа с источниками информации.

2

 

 

28

Обработка информации.

1

 

 

29

Оформление результатов информационного проекта.

1

 

30

Презентация.

1

 

31

Рефлексия. Самооценка.

1

 

32

Резерв.

1

 

 

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования