Методы и приемы, направленные на развитие памяти у детей с ОВЗ, используемые на уроках русского языка и чтения

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания - существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие памяти занимает центральное место в психологии и педагогике. Вопросы развития памяти всегда находились в центре внимания отечественных психологов.

В олигофренопсихологии проблеме памяти посвящено немало исследований. Обсуждались вопросы функционирования памяти и механизмы ее нарушений. Изучались полнота, точность и прочность произвольного и непроизвольного запоминания, зависимость запоминания от задачи, характера материала, от индивидуальных особенностей и прочего. Проведенные исследования выявили общие с нормой, а также специфические особенности становления и протекания мнемических процессов у умственно отсталых учащихся.

Одним из первых направлений в изучении памяти стало выяснение того, насколько развита у умственно отсталых детей механическая память, и способны ли они к осмысленному запоминанию, т.е. формируются ли у них высшие психические функции. Долгое время считалось, что многие умственно отсталые дети обладают хорошей механической памятью. Так, Ж.Филипп и Г. Поль-Бонкур писали, что дети с недостатками умственного развития отличаются способностью механически запоминать значительное количество материала. Аналогичные наблюдения сделаны Г.Я.Трошиным.

Однако проведенные экспериментальные исследования выявили существенное отставание и своеобразие одного из центральных компонентов познавательной деятельности, каким является память. Установлено, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушена не только логическая, но и механическая память. Например, при сравнении результатов запоминания разнообразного материала (предметы, картины, числа, слоги, слова разного содержания, пары слов, шумы и т.д.) количественные показатели умственно отсталых детей значительно ниже, чем у учеников с нормальным интеллектуальным развитием.

Вместе с тем в этих исследованиях показано, что память учащихся-олигофренов под воздействием специального обучения развивается. Причем Л. В. Занков делает важный вывод о том, что совершенствование памяти умственно отсталых детей в школьном возрасте происходит, прежде всего, за счет развития высших ее функций. Особенно заметный качественный скачок в деятельности памяти наблюдается у учащихся 11 — 12 лет, когда проявляется сложное взаимодействие памяти, мышления и воли. К 13—14 годам умственно отсталые школьники более или менее успешно могут самостоятельно использовать разные логические приемы, позволяющие им улучшить результаты запоминания, а к 15 годам они по умению осмысленно запоминать материал начинают приближаться к своим нормально развивающимся сверстникам.

Обучение – это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Методы обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Реформируются учебные учреждения, меняется содержание образования, вслед за этим меняются и способы деятельности обучающих и обучающихся.

Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность.

Выбор методов обучения определяется, прежде всего, обстоятельствами учебного процесса и условиями его протекания.

Выбор методов обучения зависит:

- от целей образования, соответствующих современной дидактике;

-  от особенностей изучаемого предмета, его содержания;

-  от времени, отведенного на изучение материала;

- от возрастных особенностей учащихся;

- от уровня подготовленности учащихся;

- от теоретической и практической подготовленности учителя, его личностных качеств.

Для коррекционной дидактики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода. Такая классификация проверена Ю. К. Бабанским. Он выделяет три группы методов:

I группаметоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:

ü    словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации — источник знаний);

ü    индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);

ü    репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления);

ü    самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II  группаметоды стимулирования и контроля.

III группаметоды контроля и самоконтроля.

Приемы обучения это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Приемы могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном – это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т.п. Располагая разнообразными приемами и по-разному организуя характер деятельности учащихся и педагогов, тем не менее, трудно однозначно определить сущность методов обучения.

На уроках русского языка и чтения используются игровые задания на развитие памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск по памяти

Цель игры: развить память, координацию, внимание.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображениями словарных слов. Желательно подготовить какой-нибудь приз.

Ход игры

Разложите все выбранные картинки на парте. Сообщите учащемуся, что сейчас ему необходимо запомнить, в какой последовательности лежат картинки, так как позже ему предстоит воспроизвести эту последовательность. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, поменяйте местами несколько картинок и начинайте засекать время поиска.

Эту игру можно усложнить.

Во-первых, можно добавить слова, которые не относятся к словарным словам.

 

Натюрморт

Цель игры: развить зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: поднос или большая пластмассовая тарелка, картинки с изображениями словарных слов, которые можно разложить на этом подносе.

Ход игры

Сядьте за стол, поставьте на него поднос и разложите на нем все выбранные картинки. В течение 1 минуты ученик должен запомнить местонахождение картинок. Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.

Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а учащийся  должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

Третий вариант: участие в ней большего количества участников. Все картинки в этом случае передаются по кругу, и каждый ученик должен назвать одно определение, характеризующее этот предмет. Последний игрок должен высказать окончательное предположение о том, что это за предмет. Если он затрудняется, то ему должны помочь остальные участники игры.

Каждый новый круг должен начинаться с нового человека, чтобы окончательное решение каждый раз высказывал новый, ученик.

 

Словесный художник

Цель игры: развить память, внимание, речь, расширить словарный запас, творческое мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: изображения словарных слов в сюжетной картинке.

Ход игры

Суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо сюжетной картинки.

Предложите учащемуся рассмотреть и запомнить выбранную картину. Если эта игра проводится в первый раз, то необходимо разобрать ее совместно. Проанализируйте ее, разберите то, что происходит на ней, по возможности придумайте рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано.

Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной.

В эту игру можно внести творческий момент, если после ее окончания и подробного анализа попросить вашего малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и уже самому это нарисовать.

 

Найди ошибку

Цель игры: развить внимание, память, аналитические способности, умение сосредоточиться.

Необходимые материалы и наглядные пособия: неправильное написание словарных слов.

Ход игры

Объясните ребенку, что сейчас ему предстоит прочитать словарное слово и найти ошибку.

Эту игру можно усложнить. Предложить прочитать предложение с неправильно написанным словарным словом.

С каждым новым проведением это игра должна проходить все более самостоятельно для учащегося, и ваша помощь становиться минимальной.

 

Прочитай предложение

Цель игры: развивать память, мыслительные процессы.

Необходимые материалы и наглядные пособия: деформированные предложения (предложения, в котором вместо словарного слова картинка)

Ход игры:

Объясните ребенку, что сейчас ему предстоит написать предложение и вместо картинки вставить слово.

Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения и деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.

 

Таким образом, применение различных методов и приемов, направленных на развитие памяти у детей с ОВЗ, на уроках русского языка и чтения способствуют более благоприятному усвоению материала.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования