Интегрированное занятие с элементами кооперации "Путешествие в мир птиц"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
1 экспертиза Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Кубаночка» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности    с элементами кооперации в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в мир птиц»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: С.Н.Сурмач

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид деятельности: познавательно – исследовательская.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: «Путешествие в мир птиц».

Цель:  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Программные задачи:

- обогащать представления детей о птицах, обитающих в нашем крае;

-  развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, желание активно изучать мир птиц;

- развивать самостоятельность детей в познавательно – исследовательской деятельности, замечать противоречия, использовать разные способы проверки предположений, уметь применять в жизни полученные знания;  

- содействовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка при работе в малой группе;

- воспитывать основы гуманно – ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки;

Материалы и оборудование:  конверт для письма; интерактивная доска; презентация по данной теме; магнитофон и диски с записью голосов птиц; схемы; ширма; материал и оборудование для проведения исследовательской деятельности; 8 конвертов с заданиями, 8 фишек; предметные картинки с изображением птиц; альбомные листы, краски, восковые мелки,  фломастеры, цветные карандаши.

 

Ход деятельности

         Воспитатель обращает внимание детей на письмо, которое лежит на подоконнике:

Кто – то бросил нам в окошко

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца

Что щекочет нам лицо?

Или это воробьишка

Пролетая уронил?

Может кот письмо как мышку

На окошко затащил?

Читают письмо и выясняют, что письмо прислал ученый – орнитолог, он приглашает посетить его лабораторию.

- Ребята, а вы знаете, кто такие орнитологи, чем они занимаются.

(Ответы детей).

- Орнитологи это люди, которые изучают жизнь птиц. Но орнитолог  не указал точный адрес, где находится его лаборатория,  он предлагает нам самим догадаться. У кого есть предположения?

Дети высказывают свои версии. Воспитатель задает наводящие вопросы.

- Кого изучают орнитологи? (Ответ детей).

- Правильно. Поэтому лаборатория орнитолога должна быть расположена там, где много птиц, а это место очень трудно пропустить, потому что щебет птиц слышен издалека. Давайте закроем глаза и прислушаемся

( Включается магнитофон с записью щебета птиц.  Вначале тихое звучание, а по мере  приближения звук добавляется).

- С какой стороны слышен щебет?

(Дети отвечают).

-Молодцы, щебет слышен справа от нас, да вот и тропинка, да необычная какая, как будто кто - то специально разрисовал ее узорами.

(Ответы детей: это следы, которые оставили птицы).

- Да, действительно, это птичьи следы.  Ученый – орнитолог предлагает нам узнать, какие птицы оставили следы, в письме он прислал загадки, отгадав которые мы сможем решить эту непростую задачку.  Будьте внимательны, не отвлекайтесь.

 

Маленький мальчишка                           Сама вся сероватая,

В сером армячишке                                 Походка мешковатая,                  

По дворам шныряет,                               Важная персона-

Крохи собирает.    (Воробей).                 Зовут ее …(Ворона).

 

Черная шапочка                                                       Эта птица так болтлива,

И полоска шарфика                                 Воровата, суетлива,

У желтогрудой птички                              Стрекотунья, белобока,

По имени …(Синичка).                                     А зовут ее …(Сорока).

 

Кто по тропочке идет                                          Я в скворечнике живу,

Быстрыми шажками,                               Песни звонкие пою. (Скворец).

Длинным хвостиком трясет?

Догадайтесь сами!  (Трясогузка).

 

На лугу Она живёт,                                 Хоть я не молоток -

И всё время спать зовёт!                                  По дереву стучу:

— Пить — пирю, спать пора!                       В нем каждый уголок

Так до самого утра!                                    Обследовать хочу.

Кто такую птичку знает?                                  Хожу я в шапке красной

Кто загадку отгадает? (Перепелка)        И акробат прекрасный.  (Дятел).

 

- Молодцы ребята, вы справились с заданием. Мы на верном пути.

Следы птиц мы с вами увидели, значит, где-то здесь должны быть те, кто их оставил. Вспомните, как мы должны себя вести, чтоб не нанести вред птицам?

(Ответы детей).

На интерактивной доске появляется изображение  воробья.

- Посмотрите ребята, что за птица сидит на веточке?

(Ответы детей).

- Да, это воробей. Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. В станице Брюховецкой  встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский. Вес воробья всего от 20 до 35 граммов. Самец воробья отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. Давайте по названным признакам определим, кто перед нами самец или самка.

(Ответы детей).

- Молодых воробьёв с их жёлтым окрасом вокруг клюва в народе называют «желторотиками». В разговорной речи термин «желторотик» может означать молодого, неопытного, наивного человека. Питаются воробьи семенами. Обожают коноплю, подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. Но малышей воробьи кормят нежным мясом гусениц, бабочек, и польза воробьев, заключается в уничтожении вредителей в огородах, виноградниках и садах. Известны факты установки памятников воробью в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Купаясь в песке, воробьи чистят перья и избавляются от паразитов. По народной примете подобная песчаная процедура предвещает дождь.

- А вот показалась другая птичка (на доске появляется изображение трясогузки). Что это за птица?

(Ответы детей).

-Трясогузка - одна из самых полезных птиц — она уничтожает насекомых-вредителей, которых ловит прямо в воздухе, или находит на земле. Трясогузка очень подвижна — увидеть спокойно сидящей ее можно только во время пения.

- Прислушайтесь, как красиво поет птица. Интересно кто же эта певунья?

(На доске – изображение щегла).

(Ответы детей).

- Щегол - одна из самых ярко окрашенных певчих птиц обитающих на территории станицы Брюховецкой. Питается щегол семенами, в частности — конского щавеля, репейника, чертополоха и других сорняков; птенцов выкармливает насекомыми. Щегол - подвижная и активная птица, наделённая к тому же довольно сварливым нравом.

-Что за стук? Кто стучит? Кто нарушает тишину? Может это мальчишка – озорник пугает птиц? (На доске изображение дятла).

(Ответы детей).

-Да ребята это дятел – наш знакомый, мы видели и слышали его в парке, да и в нашем саду дятел простукивал деревья. Дятлы могут безболезненно долбить кору деревьев благодаря особому строению черепа. Много лет назад в Америке пара дятлов принесла ущерб космическому кораблю.  Американцы были вынуждены перенести старт на два месяца.

-На веточке сидит птичка, а зовут ее…? (Изображение синицы).

(Ответы детей).

-Ребята, как выдумаете, почему эту птицу назвали – синица, она же не синяя, а желтая?

(Дети высказывают свои предположения).

- Название "синица" произошло не от синевы оперения этих птиц, а имя своё птицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!" Синиц и других птиц нельзя кормить чёрным хлебом. Дело в том, что птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит - это может даже убить птичку. Особенно опасен именно ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем  пшеничный. Охотнее всего синицы берут с кормушек семечки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало. Синица очень заботливая мать. За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз.

-Нас навестила еще одна птица. (Изображение ласточки).

- Вы ее, конечно, узнали – это ласточка. Ласточка считается священной птицей. Весной, во время блокады, жители  Ленинграда носили на груди жетон в виде ласточки с письмом в клюве. Эта птица без труда залетала в осаждённый город, и тем самым служила жителям символом доброй вести, письма. Не следует разорять их гнезд, лепящихся под карнизами различных хозяйственных строений и в других местах, а наоборот, по возможности, облегчать ласточкам их строительство, укрепляя подставочки и дощечки под гнездами, чтобы они не упали, так как замечено, что те же ласточки ежегодно возвращаются на свои старые гнезда. Ласточки в большинстве своем питаются во время полёта. Раскрывают свой рот и несутся с большой скоростью, ловя насекомых, которые встречаются на пути. Даже если насекомые сидят ласточки сначала спугивает их, и только когда они взлетают – ловят.

(Изображение кукушки.)

- А вон на пне сидит птица, как ее зовут? Подскажу – когда люди слышат ее пение, задают вопрос « Сколько лет жизни ты мне предскажешь?»

(Ответы детей).

-Правильно, это кукушка. Кукует только самец, сидя на возвышении какой-нибудь горизонтальной ветки. Во время пения самец опускает крылья, приподнимая и распуская хвост. Кукушка  не насиживает яйца, а подкладывает их в гнезда мелких птиц: камышовок, зябликов и т. д. Кукушка наблюдает за строительством гнезда и кладкой, а потом откладывает свои яйца одного с хозяевами цвета и одинакового размера, стараясь воспроизвести точную копию яиц хозяев. Зачастую трудно отличить яйцо кукушки от яиц хозяев гнезда — они могут незначительно отличаться только размерами (яйцо кукушки немного больше). Им удается скопировать даже толщину скорлупы. Как все это получается у кукушки, до сих пор никто объяснить не может.

-Ребята, что это за птица? ( Изображение дрофы).

(Дети высказывают свои предположения).

- Эта птица - дрофа обитает в нашем крае, дрофа - редкий, быстро сокращающийся в числе вид, внесенный в Красные книги России.

Дрофа очень крупная "тяжелая" птица. Большая округлая голова, толстая и довольно длинная шея, ноги длинные, сильные.  Дрофы много и охотно ходят, при опасности быстро бегают. В жару они охотнее затаиваются, причем разглядеть их, благодаря покровительственной окраске, бывает очень трудно. Человека подпускают близко, потом поднимаются в воздух вертикально "свечой", с оглушительными, тяжелыми взмахами крыльев. Взлетев, дрофы летят довольно легко и быстро. Очень осторожные, молчаливые птицы, к сожалению, мало боящиеся автотранспорта, что позволило браконьерам почти истребить их.

- Вот и закончилась тропинка, куда же она нас привела? (В конце тропинки стоит ширма, стилизованная под деревянный дом).

(Ответы детей).

-Давайте постучимся и спросим у хозяина как найти нам лабораторию орнитолога.

(Дети стучатся, выходит хозяин).

-Здравствуйте ребята, куда путь держите?

(Ответ детей).

-Я ученый – орнитолог. Зовут меня Иван Иванович. Заждался я вас, проходите гости дорогие.

(Дети проходят за ширму, где находится оборудованная лаборатория.  Дети с интересом рассматриваю предметы, схемы находящиеся в лаборатории.  Иван Иванович рассказывает, для чего нужен тот или иной предмет).

-Ребята, вижу, что вам нетерпится задать мне вопросы, я охотно на них отвечу.

Дети задают вопрос:

-Как птицы летают по воздуху?

-Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала уточнить, что такое воздух. Какой воздух? Чтобы узнать это мы проведем опыт, который называется «Воздух – невидимка». Для этого нам понадобятся прочные прозрачные полиэтиленовые пакеты и мелкие игрушки.

 Опыт. Наполним пустой пакет разными мелкими игрушками. Пакет изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края пакета. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Пакет кажется пустым. Начинаем скручивать пакет со стороны отверстия. По мере скручивания  вздувается, становится выпуклым, упругим, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

         Так же мы ощущаем его при быстрых движениях и резких движениях рук, при беге.

Дети делают вывод:   пакет только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый и при концентрации упругий.

         А сейчас мы проведем опыт, «Какие предметы может удерживать воздух?» Для проведения этого опыта нам понадобятся листы бумаги, мелкие  предметы, тяжелые и легкие вес которых приблизительно равен листам бумаги и птичьи перья.

Опыт. Возьмите самые тяжелые игрушки, поднимите руку с игрушкой повыше и отпустите ее. Игрушка упала. Затем в одну руку возьмите лист бумаги и легкую игрушку, они весь одинаково. Руку с листом бумаги поднимите повыше и отпустите его. Лист полетел. А теперь то же самое проделайте с легкой игрушкой. Она упала. Сейчас мы возьмем птичьи перья и отпустим их. Перья, как и листы бумаги полетели.

Дети делают вывод: тяжелые предметы о воздух опираться не могут – они падают вниз, легкие предметы маленькие по объему о воздух опираться на воздух тоже не могут. Воздух удерживал предметы легкие с широкой поверхностью – листы бумаги, птичьи перья.

Орнитолог предлагает детям рассмотреть птичьи перья, используя лупу. Каждому ребенку он дает по два перышка – маховое и пуховое.

- Чем перышки отличаются друг от друга? Какое из них согревает птицу и называется пуховым?

Ответы детей.

-Где на теле у птицы растут пуховые перья?

(Ответы детей).

-Какое перо помогает летать птице и называется маховым?

(Ответы детей).

-Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое?

(Ответы детей).

-Где на теле у птиц есть маховые перья?

(Ответы детей).

Орнитолог показывает на примере веера, как складываются и раскладываются крылья и хвост птиц, когда они взлетают и садятся.

- С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу.

         Дети благодарят Ивана Ивановича за интересный рассказ, приглашают прийти к ним в гости. Орнитолог дает детям конверт и просит открыть его, когда вернутся в детский сад. Дети прощаются и уходят.

      -  Мы не заметили, как вернулись в детский сад. Ребята, давайте откроем конверт, который нам дал Иван Иванович.

Открывают конверт: в нем восемь маленьких конвертов разного цвета и инструкция, в которой Иван Иванович предлагают разделиться детям на восемь команд. Для этого,  каждому ребёнку нужно взять одну цветную фишку (цвет фишек соответствует цвету конвертов), и сесть за тот стол, на котором лежит конверт соответствующего цвета. В конверте находится предметная картинка с изображением птицы (воробей, трясогузка, щегол, дятел, синица, ласточка, кукушка, дрофа).

        Задание детям:1.Составить рассказ об этих птицах,  рассказать его от их имени, не называя названия птицы, чтобы другие дети догадались, о ком идет речь  (Пример: Мое название  произошло не от синевы оперения, а имя своё я получила за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!" Охотнее всего я берут с кормушек семечки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало. Я очень заботливая мать. За сутки я кормлю своих птенцов тысячу раз. «Кто  я?»)

2. Предложить детям сделать альбом «Птицы нашего двора», в который войдут рисунки о птицах, воспоминания о нашем путешествии. Дети самостоятельно выбирают сюжет рисунка, изобразительные материалы и инструменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Шорыгина Т.А. Птицы, какие они? М.: 2008-93 с.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» Экология». Воронеж 2010.

3.Интернет ресурсы: 1.yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ffs.nashaucheba.ru%2Ftw_fi2.les2%2Furls_3%2F1348%2Fd-1347880%2Fim

yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ffs.nashaucheba.ru%2Ftw_files2%2Furls_3%2F1348%2Fd-1347880%2Fim

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования