« Организация коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ на уроках математики в начальной школе".

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 

Тема: « Организация коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ  на роках математики в начальной школе.»

 

Учитель начальных классов: Мещерякова Анастасия Олеговна

Введение.

 Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия  общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

 При организации такого обучения возникают трудности включения ребенка с интеллектуальной недостаточастью в образовательный процесс в связи с его индивидуальными потребностями.

 Для преодоления трудностей в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью в школах общего типа, нужно знать и учитывать  особые образовательные потребности детей с нарушением интеллекта и оказывать им  необходимую специальную поддержку. Успех в обучении математике умственно отсталых школьников во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой — от учета потенциальных возможностей учащихся.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Для успешного обучения учащихся с нарушением интеллекта математике учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т.е. обеспечить их всестороннее развитие.

 Проблемы.

В процессе обучения математике учащиеся сталкиваются со следующими проблемами:

  • узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают определенные трудности в понимании задачи, математического задания. Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, т.е. по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения;

    (при работе над задачей необходим четкий алгоритм работы над задачей, наглядность.)

  • несовершенство зрительного восприятия (зрительного анализа и синтеза) и моторики учащихся. (В ходе урока применяются упражнения на коррекцию зрительного восприятия «Найди геометрическую фигуру» )

  • несовершенство анализа приводит к тому, что учащиеся с особыми образовательными потребностями затрудняются в  сравнение задач, геометрических фигур, примеров, математических выражений проводят поверхностно, не проникая во внутренние связи и отношения. (Упражнения на коррекцию анализа и синтеза «Найди отличия»)

  • трудность в  развитие зрительного восприятия и узнавание (Игра «Что спрятано?»);

  • трудности в развитии пространственных представлении и ориентировки;(«Веселые фигуры».)

  • ограниченность в развитии слухового внимания и памяти ( «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь»).

  • недостаточность  процесса запоминания и воспроизведения учебного материала ( «Запомни цифры»).

  • трудности в развитии наглядно-образного и наглядно-действенного мышления («Проставь значки»);

    Для преодоления проблем обучения осуществляется коррекционно-развивающая  деятельность, направленная на преодоление проблем в процессе обучения.

    Далее вашему вниманию будет представлен мастер класс с комплексом коррекционно-развивающих упражнений, которые я использую на уроках математики.

    Коррекционно-развивающая работа.

    Упражнения для коррекции:

    1. Коррекция зрительного восприятия.

    Найди и назови геометрические фигуры.

    Цель: Коррекция зрительного восприятия.

    Инструкция: Рассмотри рисунок. Назови геометрические фигуры которые ты видишь.

 2. Цель : коррекция мыслительных операций анализа и синтеза, осмысления восприятия.

Ход: Рассмотри рисунок. Найди отличия.

 3. Игра «Что спрятано?»

 Цель: Коррекция зрительного восприятия и узнавания.

 Ход: Рассмотри рисунок.

 Перечисли все, что видишь на нем.

 Перечисли только геометрические фигуры.

 Сосчитай прямоугольники, круги.

 Какая цифра спряталась?

 4. «Магический квадрат»

 Цель: Коррекция зрительной памяти на числа.

 Ход: Посмотри на таблицу. Запомни числа, которые в красных квадратах, запиши их в тетрадь. Тоже самое и с синими и с зелеными.

 5. Проставь значки

 

Цель: Коррекция наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

 

Ход: Расставь в фигуру нужный знак. Время ограниченно.

 

6.  «Веселые фигуры»

 Цель: развивать пространственные представления, понятия «лево», «право».

 

Ход: Вы просите ребенка показать правую руку, ногу, правое плечо, правую коленку, правый локоть и т. д. Можно чередовать просьбы показать что –нибудь  «правое» и что – нибудь «левое».

 

1. «Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз».

 

2. «Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой — за левое».

 

3. «Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку».

 

7. «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь»

 

Перед выполнением упражнения приготовьте лист бумаги, в середине которого нарисуйте круг.

 

Цель: научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия «лево», «право», «верх», «низ», «между», «над», «под», «за» и т. д.  Вы можете самостоятельно разнообразить инструкции со словесным обозначением местоположения фигур на листе. Через 9 – 10  таких упражнений ребёнок начнёт уверенно ориентироваться на пространстве листа.

 

Ход: Слева, справа, ниже, выше  – нарисую, как услышу – правило, по которому ты должен выполнять новое задание. Перед тобой нарисован круг.

 

1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.

 

2. Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.

 

3. Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.

 

4. Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.

 

5. Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.

 

6. Правее флажка, на некотором расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.

 

7. Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.

 

 

На следующем уроке получившийся рисунок можно разукрасить следуя инструкции.

 

 Система упражнений должна быть подобрана так, чтобы новые знания связывались с уже имеющимися, способствовали их расширению и углублению. Количество и разнообразие упражнений должно также определяться индивидуально для каждого ребенка, но быть достаточно большим. Это необходимо для формирования у учащихся прочных навыков. Упражнения должны быть посильны учащимся. Именно во время самостоятельной работы можно успешно реализовать принцип дифференцированного подхода — учащиеся получают варианты заданий с учетом их способностей, потенциальных возможностей, темпа работы и т. д.

 

Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память.

 

Спасибо за внимание.

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования