Особенности формирования личностных результатов освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью адаптированной общеобразовательной программы (на примере первого класса).

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Особенности формирования личностных результатов освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью адаптированной общеобразовательной программы (на примере первого класса).

 

И. А. Гребенюк, педагог-психолог МБОУ С(К)ОШ №60 г. Челябинска

 

Без сомнения дети с особыми возможностями здоровья требуют особого внимания со стороны педагогических работников. ФГОС для обучающихся с ОВЗ акцентируют внимание на развитие у данной категории обучающихся базовых учебных действий. При этом особую значимость приобретают направления деятельности педагогов, связанные с личностным развитием ребенка, его эффективной социализацией и адаптацией в обществе. Это и определило актуальность работы творческой группы МБСКОУ №60 г. Челябинска по проектированию личностных базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью с 1 по 5 классы. В данной статье описываются практические занятия (фрагменты упражнений, игр), через которые реализуются личностные базовые учебные действия на примере первого класса.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Смысловое наполнение данных результатов позволило нам сформулировать личностные базовые учебные действия с 1 по 4 классы, 5 год обучения расписан в АООП. В таблице 1 отражены личностные базовые учебные действия на примере первого класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью и их реализация путем применения практических занятий (фрагменты упражнений и игр).

Таблица 1

Личностные базовые учебные действия на примере первого класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью и их реализация путем применения практических занятий (фрагменты упражнений и игр).

 

5 класс - Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

1 класс

Практические упражнения, игры

Идентифицирует себя как член семьи, ученик, друг, одноклассник. Выполняет элементарные школьные правила поведения при поддержке взрослого.

Игра «Я возьму с собой в школу».

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я возьму с собой в школу портфель». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я возьму собой в школу портфель и учебник». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

5 класс - Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

1 класс

Практические упражнения, игры

Проявляет интерес к ближайшему социальному окружению и своему месту в нём (семья, школа) с помощью взрослого (учителя, родителя).

Рисунок на тему «Что мне нравится в школе».

Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе».

Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме.)

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации;

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации.

5 класс - Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

1 класс

Практические упражнения, игры

Проявляет интерес к окружающей действительности (класс, школа) с помощью взрослого.

Упражнение «Улитка» (стол для рисования песком).

Психолог читает загадку: «Медленно ползёт в траве, Тащит ношу на спине: Дом тащить такая пытка, И зовут её». (Отгадка: «Улитка»). Молодцы, разгадали загадку.

Предлагаю сыграть в игру, а для этого нужно превратиться в улиток. Одеваем значки с изображением улиток и повторяем движения.

Пальчиковая игра: «Улитка».

В круглом домишке - С круглым окошком

Грела улитка на солнышке рожки.

Грела улитка на солнышке рожки.

И притомилась улитка немножко

Вот потянулась улитка лениво

Вот затворила улитка калитку

Спрятала ключ - И отправилась спать

В самую круглую в мире кровать.

Хотите узнать, что снится улитке?

Давайте, подойдем к столу для рисования песком и выполним рисунок в соответствии с текстом:

«Снится улитке, что ползет она по песочку – мягко шуршит песочек под ней. Ползла, ползла улитка и увидела цветочек (дети рисуют одним пальчиком цветок). Подползла, понюхала – чудесный запах! Дальше поползла… вдруг пошел дождь. (покажите, как он капает? Рисуют капли подушечками пальцев.) От дождя целый ручеек получился (3-мя пальцами рисуют волны). Решила улиточка обсушиться – легла и рожки свои подставила солнышку (рисуют солнышко). Высохла, дальше поползла. Захотела улитка есть – нарисуйте вкусный грибок (рисуют грибок). Ой, какой вкусный грибок! Поела и дальше поползла. Ползла, ползла, да и устала! Прилегла на травку (рисуют 2-мя пальцами травку) .Мягкая травка! Отдохнула и поползла домой на мягкую перинку. Нарисуйте домик улитке. Молодцы! Вот такой приснился сон улитке.

А теперь из улиток мы превратимся обратно.

5 класс - Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

1 класс

Практические упражнения, игры

Выполняет социальные роли  с помощью взрослого (учитель, родитель) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Принимает элементарные правила поведения.

Игра «Обведи ладонь»

Приготовьте лист плотной белой бумаги и фломастер. Попросите ребенка приложить ладошку к бумаге и обвести контур руки. Посередине ладошки написать «Я», а на каждом пальчике рисунка написать членов своей семьи (с кем живешь) и обозначить себя по отношению к ним (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка и.т.д.).

5 класс - Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности.

1 класс

Практические упражнения, игры

Слушает инструкцию и выполняет элементарные задания с помощью взрослого при неоднократном повторении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе

Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.

Инструкция: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три...» На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.

— Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели? Другие возможные вопросы: Как называется наша школа? Как зовут директора нашей школы? Сколько учеников в нашем классе? И т.д.

Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, Вы можете в заключение дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем Вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: «Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!»

5 класс - Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

1 класс

Практические упражнения, игры

Слушает инструкцию, выполняет элементарные правила поведения в классе, школе, социуме в совместной деятельности с взрослым в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Клубок.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок». В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…Отлично!

Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.

А теперь аккуратно положим ниточку на пол. Понравилось вам играть? Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка? Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.

5 класс - Готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

1 класс

Практические упражнения, игры

Слушает и выполняет инструкцию по безопасному, бережному поведению в природе и обществе (класс, школа, семья) с помощью взрослого (учителя, родителя).

Упражнение «Расколдуй рыбок»

(пузырьковая колонна и сухой бассейн).

Мы с вами в волшебном лесу (сенсорная комната). Для того чтобы расколдовать вот эти волшебные трубки и плавающих в ней рыбок, мы должны с вами собрать всех рыбок спрятанных в сухом бассейне и разложить их на столе большие к большим, а маленькие к маленьким. Как только все будет закончено волшебные трубки загорятся, и рыбки в них оживут. Собрали, пузырьковые колонны загорелись и рыбки начали плавать.

Итак, с этим заданием мы справились, молодцы! 

Умение использовать личностные базовые учебные действия в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.                 Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие: М.: Генезис, 2011. – 208 с.

2.                 Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.

3.                 Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1993.

4.                 Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Изд-во: АРКТИ, 2009. - 88 с.

5.                 Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 129 с.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования