Дидактическое обеспечение образовательной деятельности детей с глубокой умственной отсталостью по учебному предмету «Математические представления» в 1 классе.

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Дидактическое обеспечение образовательной деятельности

детей с глубокой умственной отсталостью

по учебному предмету

 «Математические представления» в 1 классе

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Например, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

          Федеральным государственным образовательным стандартом для детей  с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития введён  предмет «Математические представления»

Цель  данного предмета:

формирование элементарных математических представлений.

Цель релизуем через задачи:

   Формировать элементарные математические представления о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях.

   Формировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

    Овладеть способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Примерная программа построена на основе следующих разделов:

 «Количественные представления»,

«Представления о форме»,

«Представления о величине»,

«Пространственные представления»,

«Временные представления».

     Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по предмету «Математические представления», необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.

       Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.

       Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д.

        Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое

   Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии,  отсутствие методического и дидактического материала,  ставит перед педагогом  задачу поиска эффективных форм и приёмов развития познавательной деятельности, моторики.

 Формами такой работы могут стать:

1.     Задания на развитие познавательной деятельности.

2.       Кинезиологические движения.

3.      Упражнения для развития мелкой моторики.

4.      Предметно-практическая деятельность.

  Данные виды работ направлены на коррекцию имеющихся у детей нарушений, связанных с поражением нервной системы, зрения, моторики и др.

Рассмотрим первую форму работы - дидактические задания на развитие познавательной деятельности.

«Внимание»:

«Зачеркивание букв»

Для упражнения понадобится страница любой газеты, желательно без картинок, чтобы не отвлекать ребенка. Можете вырезать часть текста для удобства. Ребенку дается эта вырезка и карандаш/ручка. Ребенка просят зачеркнуть определенную букву. Важно следить, чтобы зачеркивал ребенок последовательно – от начала строчки и по порядку.

 

«Цифровые таблицы»

Рисуется поле, как для «крестиков-ноликов», размером 3x3. В нем в произвольном порядке расставляются цифры от 1 до 9 и др.

В таблице в произвольном порядке расставляются цифры. Ребенка просят назвать цифры по порядку.

 

 

1

5

7

2

9

3

4

8

6

 

4

11

5

10

12

7

15

3

6

1

13

8

9

16

2

14

 

 

                     

«Лабиринты»

Предлагается несколько переплетенных линий от одного предмета к нескольким другим. Ребенку предлагается проследить взглядом от начала до конца каждой линии и ответить, что приводит к искомому предмету.

 «Память»

«Человечки»

Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить все об этих человечках. (Ребенок рассматривает картинки в течение 1 минуты, затем их надо закрыть и обсудить то, что он понял, и что он  запомнил).

—  Что  нарисовано  на этой  картинке?

—  Сколько человечков?

—С помощью каких геометрических фигур нарисованы  человечки?

—  Какие части тела нарисовал  художник?

—  Сколько частей тела нарисовал художник в каждом рисунке?

—  Можно ли одним словом обозначить то, что делает каждый человечек?

 

«Что изменилось?»

Перед ребенком выкладывается ряд предметов в определенном порядке. Ребенка просят запомнить, в каком порядке они лежат. Затем просите ребенка отвернуться и меняете что-то местами.

«Мышление»

«Какой лишний?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

 

 

«Назови, одним словом»

Ребенку зачитывают слова (или предлагают картинки) и просят назвать их, одним словом. Например:

 лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные;

лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

«Восприятие»

«Собери бусы»

Педагог раздает детям карты и предлагает дорисовать элементы уже имеющихся бус: «Посмотрите. Кукла порвала бусы. Никак не может собрать. Подумайте, какую фигуру надо дорисовать сначала? Потом? Какие бусы получились?» Педагог проверяет и помогает. В случае затруднений педагог первый вариант бус рисует сам, подсказывая закономерность распределения фигур на бусах. Можно не дорисовывать бусы, а выкладывать из имеющихся картонных деталей.

 

«Что лежит в мешочке?»

На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, шар, кубик и яблоко). У педагога «чудесный мешочек». Он просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов (или убирает ширму), лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. «Верно? Угадал?». Дети называют предмет. Педагог хвалит ребенка и предлагает обследовать предмет, уточняет свойства предмета: например, выделяет грани у кубика

 Заданий на развитие познавательной деятельности может быть много. Самое главное структурировать эти задания от простого к сложному,  но усложнение должно быть постепенным. Учитель сам подбирает задания, учитывая психофизические и  индивидуальные  особенности детей, с которыми он работает.

        Следующей эффективной формой работы развития познавательной деятельности могут стать кинезиологические движения.           

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных движений.

                                                

Кинезиологические движения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

 С детьми использую следующие кинезиологические движения:     

  «Колечко»  

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.  Сначала правой рукой, потом левой рукой, далее двумя руками вместе.

                                                  «Ухо-нос»  

Левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

                                               «Лезгинка»

Левую руку сложить в кулак, большой палец отставит в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой  прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой.

После одновременно сменить положение обеих  рук.

                                              «Кулак-ребро-ладонь»  

Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

 Все движения выполняем сначала медленно, постепенно увеличиваем темп.

                                            

-Для детей очень важно тренировать тонкие движения пальцев рук.

            Ведь, развивая руки, мы развиваем  речь у детей.

 Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг. 

          Известно, что  пальцы органически связаны с мозговыми центрами.

         Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

           Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

        На своих уроках использую:

           Упражнения со шнурком

(оплести шнурком пальцы)

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

 

Упражнения с прищепками

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев,

кроме  большого, на каждый ударный слог.

                                           (левая рука)

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

(правая рука)

- Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

 «Колючий коврик»

Стимулируя пальчики,  мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга, развиваем тактильные ощущения. Движения можно выполнять, сопровождая стихотворением, например:

Гладила мама-ежиха ежат,

Что за хорошие детки лежат.

Пальцеход

Нашиваем на плотный материал 16 пуговиц – по 8 в два ряда. Можно использовать картон, на который наклеиваем кружочки из цветной бумаги. Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходит к двум первым пуговицам.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

 Упражнения с крупами

Крупа – очень полезный и приятный материал для занятий. Можно предложить детям повторить движения по поверхности манки, затем нарисовать самим. В любой момент манку можно перемешать и начать сначала.

   Упражнения с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы.  И «идем» пальцами, как ножками. От поверхности стола не отрывая «обувь», «шаркая.

После каждого двустишия – смена рук.

Крышки пальчики обули,

    Смело в них вперед шагнули.

(смена рук)

И пошли по переулку

На веселую прогулку

(смена рук)

Пальцы словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

                    (смена рук)

                               Каждый пальчик – будто ножка,

                      Только шаркает немножко.
 

      Упражнения с бусами

Нужны бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина - большого размера или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходится, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

             Центральная бусина

                      Встретились – и разбежались они.

                Быстро бежали – поди догони!

                                                                            Не догонишь!

             Мыслительная деятельность активизируется, если она сопровождается моторной и практической деятельностью.  Подключение предметно - практической деятельности позволяет значительно повысить степень сложности заданий, предлагаемых детям, и тем самым активизировать их умственное развитие                

               Предметно-практическая деятельность это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности 

       Учитель  обучает школьников определенным приёмам предметно-практической деятельности  показывает, выполняет их  вместе с детьми, тем самым формирует связь словесной инструкции,  движений, действий.                                                            

Предметно-практическая деятельность должна иметь образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным и  механическим.

Примерное содержание обучения

предметно – практической деятельности.

1.    Восприятие предметов:

·       фиксация взгляда на предмете;

·       слежение взглядом за передвижением предмета;

·       обследование предмета (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое);

·       узнавание предмета по просьбе и самостоятельно (указание на предмет жестом, взглядом);

·       соотнесение двух одинаковых предметов (указание на такой же предмет как у педагога среди других предметов).

2.    Восприятие изображений (фотографий, картинок, пиктограмм):

·       различение изображения и фона: «картинка» и «не картинка» (указание на изображение жестом, взглядом);

·       соотнесение изображения с предметом.

3.    Действия с материалами:

·       игра с водой (удерживание рук в воде, плескание и др.);

·       пересыпание (крупы, песка и других сыпучих материалов);

·       комканье бумаги (газеты);

·       размазывание (краски, клейстера, пены и др.);

·       разминание в руках (пластилина, глины, теста).

4.    Действия с предметами:

·       захват;

·       удержание;

·       вынимание (из коробки, ящика, шкафа и др.);

·       складывание (в коробку, на полку, в ящик и др.);

·       поднимание / опускание (с пола / на пол и др.);

·       перекладывание (из одной емкости в другую);

·       встряхивание (баночек, бутылочек с бусинками или с крупой и др.);

·       вставление (стаканчиков, шариков, мозаики и др.);

·       нанизывание (колец / шариков на палку (пирамидка), крупных бусин на нить и др.);

·       бросание (мячика, воздушного шара и др.);

·       вращение (откручивание / закручивание);

·       открывание / закрывание (банки, двери, окна и др.);

·       нажимание / надавливание (на кнопку, выключатель и др.);

·       сжимание предмета (двумя руками);

·       закапывание / откапывание (в крупе, в песке и др.);

·       наполнение предметов (крупой, песком, водой и др.);

·       переливание / пересыпание (из одной емкости в другую);

·       выдувание мыльных пузырей;

·       расстилание (салфетки, скатерти и др.);

·       разглаживание (салфетки и др.).

5.    Выполнение серии действий с предметами в определенном порядке:

·       доставание коробки с предметами;

·       выполнение задания с предметами;

·       складывание предметов в коробку;

·       возвращение коробки  с предметами на место.

6.    Функциональное использование предметов:

·       столовых приборов и посуды;

·       предметов мебели;

·       материалов (бумага, клей, пластилин, краски и др.);

·       игрушек;

·       инструментов (карандаш, кисточка, ножницы и др.);

·       другие окружающие ребенка предметы.

7.    Упражнения, помогающие оценивать количественные изменения

 (при обучении решению простых текстовых арифметических задач с опорой на наглядность)

                                            

Предметно–практическая деятельность дает возможность

§   формировать пространственные представления;

§  сравнивать и обобщать предметы и явления;

§  развивать навыки планирования собственной деятельности, контроль и словесный отчет.

                                   

 Систематическое выполнение, представленного методического обеспечения, позволит сформировать у обучающихся элементарные математические представления, которые в дальнейшем помогут им в повседневной жизни.

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования