Здоровьесберегающий проект в младшей разновозрастной группе в рамках конкурса проектов в ДОУ «За здоровьем в детский сад».

2 публикации Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Проект в младшей разновозрастной группе

 «За здоровьем в детский сад».

 

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Всемирная организация здравоохранения.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ – это технологии воспитания культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребенка к здоровью человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, навыков личной гигиены, правил безопасного поведения на дорогах и в быту, соблюдение режима дня, позволяющие дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение ДОУ оборудованием, игрушками, играми и пособиями.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Авторы проекта: воспитатели МКДОУ БГО детский сад № 21 комбинированного вида Лаптева О.В.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Тип проекта: групповой

Сроки реализации: с 21.03.2016г. по 31.03.2016г.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Проблема: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Актуальность: Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Цели:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Применительно к педагогам – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

 

Задачи:

1.Анализировать  состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, их    валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

2.Организовать  здоровьесберегающее образовательное пространство в ДОУ.

3.Установить контакты с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

4.Освоить  педагогам ДОУ методики и приёмы  здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

5.Внедрить  разнообразные формы работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

6.Провести работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

 

 Предметно-развивающая среда:  

-групповая комната, в которой для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, дидактические игры; массажные коврики для профилактики плоскостопия,  сенсорная тропа, резиновые коврики,  массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли и другое;

- имеются различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, гимнастик для глаз, психогимнастик, бодрящих гимнастик после сна, прогулок, картотека упражнений игрового стретчинга, картотека упражнений на фитбол - мячах, картотека игр игротерапии, и др.

- в группе имеется спортивный центр, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

-развивающие игры, центр воды и песка;

- информационный стенд с консультациями для родителей  от узких специалистов: педагог – психолог; учитель – логопед; инструктор по физическому воспитанию.

 

Формы реализации проекта: беседы, занятия, самостоятельная деятельность детей, спортивный досуг «Поможем зайчику быть здоровым», гимнастики, нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний, игры, работа с родителями, анкетирование, диагностика.

 

Ожидаемые результаты:

Формирование у детей следующих представлений:

·         что такое здоровье и как его сберечь;

·         что такое режим дня, гигиена ;

·         о самых значимых витаминах, в чём они содержатся и как влияют на здоровье;

·         о том, что есть полезные и неполезные продукты, какие они;

·         что такое микробы и вирусы;

·         какие бывают болезни, что их вызывает;

·         правила оказания первой помощи.

 

Этапы проекта по здоровьесберегающим технологиям.

 

Первый этап: подготовительный.

1.Диагностика знаний о ЗОЖ (воспитатели).

2.Диагностика уровня заболеваемости детей на начало учебного года (медсестра).

3.Беседа о способах закаливания организма (медсестра).

4.Тестирование по физической подготовке (инструктор по физической культуре)

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Анкетирование для родителей.

Второй этап: основной.

Работа с детьми.

Комплексно - целевая работа по формированию здорового образа жизни у детей младшей разновозрастной группы:

Познавательное развитие.

Беседы: «Мой организм» (уточнить знания детей о названии и местоположении разных органов и частей тела); «Чем отличается здоровый человек от больного» (дать представления о понятии «здоровье» и «болезнь»),  «Чистота – залог здоровья» (правила и предупреждение инфекционных заболеваний), «Что такое личная гигиена» (гигиена тела: уход за кожей, волосами и ногтями), «Гигиена питания» (мытье овощей и фруктов, правила ухода за посудой), «Режим дня» (дать представление, уточнить значение для организма), «Питание – основа жизни» (дать представление об основных питательных веществах), «Здоровые зубы» (рассмотреть алгоритм правильной чистки зубов), «Основы личной безопасности и профилактики травматизма» (безопасное поведение на дорогах), «Осторожно, таблетки!» (осторожное обращение с лекарственными препаратами, которые хранятся дома).

Занятия из серии «Здоровье» по темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган зрения» и др.

Просмотр: 

мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе»,

презентаций «Правила поведения на прогулке», «Витамины», «Спорт-залог здоровья».

Речевое развитие.

Чтение художественной литературы:

В. Даль «Война грибов и ягод»,

К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»,

Ю. Тувим «Овощи», Загадки об овощах и фруктах,

А. Барто «Девочка чумазая»,

Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»,

Маша Трауб «Съдобные сказки»,

Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка»,

А. Барто «Я расту»,

пословицы, поговорки, потешки.

Художественное творчество.

Аппликация: «Витаминная корзина»

Лепка «Фрукты»,

Рисование: «Овощи на тарелке»

Закрепление полученных знаний в игровой деятельности:

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поварята», «Магазин»

Дидактические игры: «Умею — не умею», «Правила гигиены», «Мой день», «Кто я», «Эстафета», «Полезная и вредная еда».

Подвижные игры:

Педагоги в работе с детьми используют следующие здоровьесберегающие технологии:

Закаливающие мероприятия:

- соблюдение температурного режима в течение дня;

- правильная организация прогулки и ее длительности;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;

- облегченная одежда для  детей в детском саду;

- сон в трусах;

- дыхательная гимнастика после сна;

- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи.

 Создание условий организации оздоровительных режимов для детей:

 - Соблюдение режимных моментов: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

- достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.

- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

- Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы (физкультминутки) - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей: «Буратино потянулся», «По ровненькой дорожке», «Зайка», «Едем, едем на машине», и др. (картотека физкультминуток)

Релаксация -  в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии : «Цветок», «Напряженье улетело», и др. (картотека релаксаций)

Подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате: «Ловишки», «Лохматый пес», «Мышеловка», «Арбуз», «Школа мяча», «Догони мяч», и др. (картотека подвижных и малоподвижных игр)

Гимнастика пальчиковая - индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами: «С ветки ягодки снимаю», «Кораблик», «Замок», «Маленькая мышка», «Я хочу построить дом», и др. (картотека пальчиковых игр).

Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Комплексы. (картотека гимнастики для глаз)

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста: «Подуй на бабочку», «Надуй шарик», «Вырасти большой», и др. (картотека дыхательных гимнастик).

Гимнастика после сна: Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Комплексы. (картотека гимнастик после сна).

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика-проводится ежедневно 8-10 мин.(картотека утренней гимнастики).

Физкультурное занятие - 2 раза в неделю в групповой комнате, 1 раз – на улице. Занятия проводятся в соответствии с программой ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. 

Активный отдых: на участке ДОУ имеется спортивное оборудование, позволяющее обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.       

Самомассаж  в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста.

Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.(использование музыки при проведении утренней гимнастики, релаксации, на физкультурных досугах, как фон на занятиях различной направленности).

Сказкотерапия. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. («Обожает сладкое», «Не хочет есть», «Не хочет спать», «О тех, кто не любит умываться» и др.)

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти): «»Улыбка», «Шарик», «Часики», «Сдуй ватку с ладошку», и др. (картотека артикуляционной гимнастики).

Сенсорная тропа играет важную роль в формировании стопы ног, координации, профилактике плоскостопия.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога:

Стретчинг – упражнения на растяжку и гибкость: «Пчелка», «Петушок», «Горка», и др. (картотека упражнений игрового стретчинга).

Упражнения на фитбол - мячах. Коррекция осанки. «Успей передать», «Пингвины на льдине», и др. (картотека упражнений на фитбол-мячах).

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Игротренинги – комплексные занятия с детьми на развитие всех каналов восприятия: прием неожиданности «Перестановка спортивного оборудования», визуальный – «Контакт глазами» (использование мимики и жестов), кинестетический

(поглаживание ребёнка по тыльной части головы, мягкое прикосновение рукой до плеча, рукопожатие…), принцип «эстафеты» (поочерёдное выполнение детьми определённых действий),  игровое упражнения на релаксацию «Цветы и художник», и др.

Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.

(картотека игр с пуговицами).

Современные формы закаливания:

Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке.

В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

 «Рижский метод» топтание на гальке в солевом растворе.

Работа с родителями:

Технологии валеологического просвещения родителей:

·         Информационные стенды для родителей: в каждой группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);

·         Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

·         Информационные стенды инструкторов по физической культуре;

·         Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.);

·         Ситуационные беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения на темы:

«Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний», «Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении»,  «Значение режимных моментов для здоровья ребенка», «О питании дошкольников»,  «Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома», «Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников», «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка».

 

Родители проявили большую заинтересованность по теме проекта, это выразилось и в желании оказывать помощь разного рода:

·         Оформление буклета для родителей по теме проекта.

·         Изготовление своими руками «дорожки пробуждения».

·         Приобретение спортивного инвентаря.

·         Посещение консультации за круглым столом с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога – психолога, медицинской сестры, врача).

Третий этап – заключительный.

В результате реализации данного проекта, поставленные задачи были реализованы в полном объеме:

1.Сформированны навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.

2.Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

3. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

4.Улучшение и сохранение показателей здоровья дошкольников (диагностика здоровья).

Итоги реализации проекта:

Спортивный досуг «Поможем зайчику быть здоровым».

Презентация  «Здоровый выходной в моей семье».

Организация выставок детских работ.

Фотостенд «За здоровьем в детский сад».

Пополнение сайта ДОУ информацией о проекте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Спортивный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий в младшей разновозрастной группе.

 

Тема: «Поможем зайчику быть здоровым!»

Цель: привитие стойкого интереса к здоровому образу жизни и своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

 -Формировать правильную осанку, навыки выполнения ОРУ.

 -Совершенствовать двигательные навыки малышей.

-Закреплять представления о пользе утренней гимнастики.

Развивающие: 

-Развивать моторные функции, тактильные ощущений через использование нетрадиционных приёмов в совместной деятельности воспитателя и детей.

-Развивать функции дыхания посредством выполнения соответствующих упражнений.

 -Развивать мыслительные операции через рассуждения в истории о грязной морковке.

Воспитательные:

 -Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

-Прививать навыки выполнения  предложенных заданий в коллективе, действовать сообща.

-Вызвать желание помочь окружающим в трудной ситуации.

Оборудование: письмо, цветочки и бабочки, массажные дорожки, обручи, гимнастическая скамейка, рейка, тоннель, ширма «Домик», маска волка.

Участники: дети, воспитатель, взрослый-зайка.

Ход:

Ведущий:

- Ой, ребята, смотрите, к нам на воздушном шарике прилетело письмо. От кого же оно? Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам зайчик Ваня. Я уже давно собираюсь прийти к вам в гости, но никак не получается. То насморк одолеет, то ангина, а мне бы так хотелось с вами поиграть»

- Ребята, зайчик Ваня заболел. А давайте мы отправимся к нему в гости и расскажем, что нужно делать, чтобы быть здоровыми. Вы готовы? Тогда в путь!

Музыкально-игровая гимнастика

Ведущий:

- Прибежали на полянку, остановились, а на полянке столько цветов расцвело. -Давайте немножко отдохнем.

Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку»

Ведущий:

- Хорошо мы отдохнули, но пора двигаться дальше. Дорога предстоит нелегкая. Нам нужно перелезть через сугробы, перепрыгнуть с кочки на кочку, проползти по брёвнышку.

Ведущий:

- Вот мы и пришли к зайчику.

Стучит в домик.

Зайчик (чихает и кашляет):

- Здравствуйте, ребята! А я все болею да болею. Спасибо, хоть вы меня навестили.

Ведущий:

- А мы вот и отправились в путь, чтоб помочь тебе стать здоровым и крепким!

Зайчик: 

- А вы тоже часто болеете?

Ведущий:

- Мы заботимся о своем здоровье, и чтобы не болеть -  каждое утро делаем зарядку.

Зайчик: 

- А меня научите?

Ведущий:

- Конечно, смотри и повторяй.

Упражнения стретчинга «Зернышко», «Ходьба»

Зайчик:

- Как здорово! Теперь я каждое утро буду делать зарядку!

Ведущий:

- А еще, чтобы не болеть, надо кушать овощи и фрукты – в них содержится много полезных для здоровья витаминов.

Зайчик:

-А я так и делаю! Хотите, и вас угощу?

Дает ведущему грязную морковку.

Ведущий:

- Ребята, смотрите какая грязная морковка!

Зайчик:

- Вы ешьте, и не обращайте внимания – в желудке помоется!

Ведущий:

-Чтобы от микробов защититься

Водой и мылом нужно мыться,

А перед едой мыть фрукты,

Овощи водой.

- Эти простые правила помогут тебе не болеть.

-А то придется тебя лечить, как было однажды. Помнишь?

Зайчик:

- Нет…

Ведущий:

- Давайте напомним, ребята, как однажды лечили зайчишку.

Игровой массаж «Зайка».

Зайчик:

- Ну теперь я стал более осторожным, и смотрю под ноги, когда бегу.

- А вы, ребята, внимательные?

- Давайте проверим это, и поиграем с вами!

Ведущий:

- А как называется игра?

Зайчик:

- Игра называется «Зайки».

Подвижная игра «Зайки»

Ведущий:

- Зайчик, мы так весело играли, но немножко мы устали. Давайте сядем и немного отдохнем.

Зайчик:

- Вот теперь вижу, ребята вы внимательные, да ловкие какие! Просто молодцы!

Да и я чувствую, что уже здоров.

Мне не нужно докторов!

Со спортом буду я дружить

И здоровьем дорожить!

Упражнение на релаксацию «Цветок»

Зайчик:

- Как же хорошо, ребята, что вы пришли меня навестить, я прям с вами стал здоровым, и даже немножко подрос!

- За это вам большое спасибо, и от меня угощенье!

Дети благодарят зайчика и уходят в группу.

 

 

 

Приложение к физкультурному досугу «Поможем зайчику быть здоровым!»

 

Музыкально-игровая гимнастика (с использованием ортопедической гимнастики, хождением по массажным дорожкам).

Шли по узенькой дорожке наши маленькие ножки,

Руки тоже помогали, все махали да махали.

Остановка. Сели. Встали. Снова дружно зашагали.

Хлынул ливень, грянул гром. Мы на цыпочках идем.

Отряхнули руки, ноги, не устали мы с дороги.

Побежали наши ножки,

Побежали по дорожке,

И пока мы не устанем,

Мы бежать не перестанем.

Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».

- Возьмите каждый по цветочку и дуйте на бабочку, чтобы она полетела: «Носиком вдох – выдох».

Упражнения стретчинга «Зернышко».

Детям надо сесть на корточки, ноги поставить вместе, при этом пятки должны касаться пола. Пальцы рук следует сцепить в замочек и не спеша вытянуть впереди себя, опустив вниз. Немножко наклонить туловище, а голову опустить.
На счет раз – ребятам надо медленно подниматься и выпрямлять ноги, туловище должно оставаться в наклонном положении. Затем нужно в одно время выпрямить туловище и поднять прямые ручки вверх, и развернуть ладони (обязательно следить за тем, чтобы пятки не отрывались от пола). 
На счет два – дети должны развести руки в стороны и опустить вниз, принять исходное положение.
«Ходьба».

Дети должны сесть на пол и принять «позу угла»: спинка прямая, ноги лежат вместе на полу, носочки вытянуты. Чтобы делать необходимые движения, руки надо отвести за спину и сделать высокий упор сзади. Затем под ритмичную музыку нужно по очереди тянуть на себя носочки ног, дышать при этом можно произвольно.

Игровой массаж «Зайка».

Тили – тили – тили – бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе

Жалко мне зайчишку,

Носит зайка шишку.

Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс.

Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом

Подвижная игра «Зайки».

Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

Дети прикладывают правую ладошку к глазам, «всматриваются».

«Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

Хлопают в ладошки, «зайка» скачет.

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

Все дети прыгают на своих местах, а «зайчик» – в центре круга.

Ведущий надевает маску «волка». На слово «волк» дети убегают, садятся на лавочки.

Упражнение на релаксацию «Цветок».

Звучит спокойная расслабляющая музыка.

Ведущий:

- Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

- Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево.

 

 

 

Консультации для родителей  инструктора по физической культуре

МКДОУ БГО Д/с 21 комбинированного вида

Зеленина О.В.

 

«Роль физкультурно-оздоровительной работы в приобщении ребенка к здоровому образу жизни».

     Современные дети в большинстве своем испытывают « двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статистическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером, играют в тихие игры на полу.) Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии (ограничение подвижности, обусловленное образом жизни).

     Несущественные отклонения в состоянии здоровья могут быть причиной повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, сопротивляемости детского организма к воздействиям вредных факторов.

      Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школе. Чтобы ребенок успешно учился, он должен быть физически здоров. Однако умственное и двигательное развитие- это два связанных друг с другом процесса.

        « Берегите здоровье с молоду»- это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней жизни. Растить детей здоровыми, сильными- задача каждого дошкольного учреждения. Поэтому в детском саду актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

         Формами организации оздоровительной работы являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные моменты (физкультминутки), физические упражнения после дневного сна, физкультурные прогулки( в парк, лес, на стадион), физкультурные досуги, спортивные праздники, дни Здоровья.

Цель занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, общеобразовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту.

Физкультурные занятия помимо ОРУ и ОВД включают в себя упражнения по формированию и коррекции осанки, профилактике нарушения осанки, профилактике плоскостопия.

Особое внимание уделяется упражнениям дыхательной гимнастики. От правильного дыхания во многом зависит здоровье детей, его физическая и умственная деятельность. Например: специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшает функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям.

     Подвижные игры на занятии способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Каждый ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равные среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.

     Достаточно высокая активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. В подвижной игре дети получают удовлетворение. Необходимо дать детям возможность наиграться, набегаться, полностью ощутить привлекательность взаимодействия в коллективе сверстников. Направленность игры проявляется особенно ярко, если она проходит эмоционально, пробуждает детское выражение, активность.

       В конце занятия проводятся малоподвижные игры, пальчиковая, зрительная гимнастика, элементы самомассажа. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей.

Каждое утро в саду начинается с утренней гимнастики. А 2 раза в неделю проводится гимнастика с музыкальным сопровождением. Музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, объединяет все части занятия в единый сюжет, в связи с чем увеличивается двигательная активность. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности. Она также облегчает усвоение различных построений и перестроений

     После сна воспитатели проводят игровую оздоровительную гимнастику после сна. Гимнастика на кровати включает такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления. С целью оздоровления детей используются корригирующие дорожки после дневного сна.

      Более эффективны прогулки и физические занятия на свежем воздухе, т.к. позволяют не только повысить двигательную активность, но закаливать детей, повышать выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды. Его сопротивляемость к различным заболеваниям.

      Известно, что в летний период хорошим средством закаливания, укрепления организма служат физкультурные занятия на свежем воздухе, прогулки босиком по траве, песку, солнечные ванны, обливания ладоней и стоп прохладной водой.

       Во время физкультурного досуга дети участвуют в развлекательных играх, забавах, танцуют, отгадывают загадки. Большое количество игр носит характер эстафет, где дети делятся на команды, соревнующиеся между собой.

     Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Необходимо формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в ДОУ. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком, постоянное наблюдение и страховка позволяет предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Взрослые и дети на занятиях лучше узнают друг друга, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком, получить необходимую физическую нагрузку, но особая ценность таких совместных действий заключается в моментах тактильности, т.е. в непосредственном соприкосновении частей тела родителей и детей, что необходимо для уравновешивания нервно-психического и душевного состояния.

    Каждую весну и осень принимаются нормативы по основным видам движений. В каждой группе родителей знакомят с результатами физической подготовки детей на начало учебного года и что дети должны уметь к концу учебного года.

«Здоровье- это та вершина, которую должен каждый покорить сам. А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения».

 

"ПОГУЛЯЕМ, ПОИГРАЕМ!!!"

Рекомендации для родителей при проведении прогулок.

 

Для многих родителей прогулки – это простое «выгуливание» ребенка, когда ему предоставляют возможность подышать свежим воздухом, подвигаться, встретиться со сверстниками.

 Конечно, ребенок может и сам придумать элементарные, но не всегда безопасные игры: пошлепать по лужам, полазить по деревьям, подпрыгнув, подергать листья с деревьев. Он жаждет движения, и нужно дать ему возможность реализовать это желание.  Самое лучшее, что можно посоветовать, - подвижные игры: они удовлетворяют его страсть к движению.

Для веселой прогулки большой мяч просто не заменим: его можно использовать в разных подвижных играх. Самым маленьким можно дать задание докатить мяч до дерева, скамейки или до мамы, попрыгать, как прыгает мячик; поучится бросать мяч друг другу, перебрасывать мяч через препятствие или подбрасывать вверх. Учите ребенка делать замах и бросать мяч в даль. Бросок в цель использовать для старших детей, так как он требует более сложной координации. Цель может быть горизонтальной и вертикальной, используйте подручные средства (круг, нарисованный мелом на асфальте или постройке).

 Не стесняйтесь показывать пример своему ребенку.

 Покажите разные способы бросания мяча: от груди, из-за головы, снизу.

Устройте игру через перешагивания  и  перепрыгивания через препятствия: бордюр, ручеек, лужицу, ветку, линию, нарисованную на песке или асфальте.

В качестве «инвентаря» также подойдут деревья, за ними можно прятаться.

Скамейка, по которой можно катать друг другу мяч, ползать, подлезать под скамью, перелезать через нее.

 Пеньки, на которые можно залезать и спрыгивать, обегать вокруг них.

 Включайтесь в игру сами, играйте весело с удовольствием.

В ходе совместной деятельности у ребенка формируются навыки взаимодействия и общения. Использование игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности, что является одним из главных в укреплении и сохранении здоровья детей, приобщении их к здоровому образу жизни.

Инструктор по физической культуре

МКДОУ БГО Д/с 21 комбинированного вида

Зеленина О.В.

 

Консультации учителя – логопеда МКДОУ БГО Д/с 21 комбинированного вида

Чаленко Н.И.

«Развитие речи детей: что необходимо знать родителям».

 Родители – главные помощники, защитники, наставники ребенка. Каждый малыш должен знать, что он в семье любимый и самый лучший. Если в семье есть еще дети, родители должны объяснить им, что они одинаково любят всех. Уважаемые родители, старайтесь выслушать ребенка, по возможности в доступной форме и согласно его возрасту отвечать на задаваемые им вопросы, а не уходить от ответа, в противном случае малыш замкнется, и вам трудно будет вывести его из этого состояния. Нужно добиваться того, чтобы он вам доверял, вы для него-союзник, помощник в любых вопросах, затеях, начинаниях, играх. Только так можно оказывать моральное, нравственное, развивающее влияние, которого вы не добьетесь никаким другим способом. Ребенок нуждается в аудитории! На самых ранних этапах развития речи взрослые должны время от времени подходить к ребенку, говорить с ним, слушать его и показывать, что слушают с удовольствием. Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту малыша. Родительская любовь- ключ к созданию нерасторжимых уз между взрослым и ребенком. Ее влияние огромно на формирование нервных связей. У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 мес. Если после 1 года 2 месяцев - 1 года 3 месяцевребенок не произносит ни одного слова,- нужно бить тревогу. После полутора лет у него в норме появляются двусложные предложения: «Мама, дай», «Папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза, появляются многосложные предложения. Ребенок способен рассказать наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В 3 года он должен правильно произносить большинство звуков речи. Заботиться о своевременном развитии речи, внимания, мышления, слуха – основная задача родителей. Ребенку 2 года. Поступление в детский сад. Что должен знать родитель, отправляя ребенка в дошкольное учреждение? За несколько месяцев до этого его необходимо психологически подготовить. Придя в первый раз в детский сад, малыш испытывает огромный стресс и глубокое эмоциональное напряжение, которые необходимо помочь ему преодолеть и как можно быстрее. Объясните ребенку, что он подрос и скоро пойдет в детский садик, где у него обязательно будет много друзей, с которыми он сможет играть. Желательно почаще прогуливаться около детского сада, наблюдая за гуляющими детьми и обращая внимание ребенка на наличие игрушек, подвижных игр. Малыш перед поступлением в детский сад должен уметь: - держать ложку и самостоятельно владеть ею (т.е. уметь есть), пить из чашки; - владеть простейшими гигиеническими навыками: самому умываться, мыть руки, пользоваться горшком, а лучше унитазом; - самостоятельно одеваться, раздеваться, знать свои вещи; -владеть небольшими навыками лепки, рисования, конструирования. Если ребенок пользуется пустышкой или бутылочкой, необходимо постепенно отучить его от них, в детском саду это не приветствуется. Пустышка – разносчик инфекции – способствует развитию неправильного прикуса у детей, что ведет к проблемам развития речи и неправильному произношению звуков. Занятия для работы по расширению словарного запаса и развития речи. Темы занятий, пройденные в детском саду, закрепляйте дома. Это хороший способ побыть с малышом, сделать с ним совместную поделку, нарисовать рисунок или слепить снеговика. Вы облегчите труд воспитателю и построите прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка. Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба. Кроме того, они еще не могут воспринимать на слух и точно идентифицировать звуки речи. В детском саду и воспитатель, и логопед обратят внимание на то, какие звуки ребенок произносит неправильно. Необходимо четко выполнять все рекомендации специалистов во избежание проблем в обучении в дальнейшем. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых дней его жизни, развивая его слух, внимание, двигательные умения, разговаривая и играя с ним.

 

«Развитие речевого дыхания у детей».

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлеб. Слова, льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребенок пытается рассказать. Как же рождаются звуки? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути: от легких через трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее - все повторяется.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из-за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего - навсего ему не достает воздуха данный момент, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

 Таким образом, родителям, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить его правильному дыханию. Но как это сделать дома без помощи логопеда? Вниманию родителей предлагаю план удобных игр на развитие речевого дыхания. Заниматься можно 1 раз в неделю, по одной игре.

«Цветочек» - вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».

«Перышко» - сдуть перышко с ладони. «Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.

«Платочек» - подуть на цветной носовой платочек.

«Жук полетел» - сдуть бумажного жука со стола.

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.

«Рыбки плавают» - подуть на модуль «рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить ее за ниточку, например, к люстре).

«Вертушки» - подуть на вертушку (как бы имитируя сильный ветер).

«Узнай по запаху» - узнать по запаху яблоко среди набора фруктов.

«Пускание мыльных пузырей» - учить делать длительный выдох через рот. «Птичка летает» - подуть на бумажную птичку, прикрепленную за ниточку. «Свистульки» - учить извлекать звук из свистулек.

«Летит воздушный шарик» - подуть на воздушный шарик.

«Самолет» - подуть на бумажный самолет, подвешенный на ниточке. «Физкультурные свистки» - соревнование «Чей свисток будет свистеть дольше?». «Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе (например, теннисный).

«Елочный дождик» - подуть на дождик, посмотреть, как он искрится.

«Сдуть снежинку» (на прогулке) – сдувать снег с варежки.

«Свеча» - задуть свечу резким выдохом.

«Погреть руки» - вдыхать через нос и дуть на «озябшие» руки.

«Узнай по запаху» - например, апельсин среди набора фруктов.

«Снежок тает» - подышать на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.

«Подуй на бантик» - подуть на бантики, привязанные к веревке.

«Снежинка» - подуть на кусочек ваты.

«Узнай по запаху» - узнать по запаху лук или чеснок среди набора овощей. «Согрей игрушку» - вдохнуть через нос и дуть на «замерзшую» игрушку. «Трубочка» - покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из-под сока, а вместо шариков можно использовать вату).

«Бурлящая вода» - подуть через трубочку в воду.

«Морские гонки» - через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде. «Султанчики» - подуть на бумажный султанчик (кончик карандаша обмотать елочным «дождиком»).

«Кто спрятался за занавеской?» - дуть на тонкую занавеску, чтобы та открылась, и посмотреть, кто за ней спрятался (предварительно поставить зазанавеску игрушку). «Флажок» - подуть на цветной флажок, сделанный из бумаги и зубочистки. «Духовые инструменты» - учить извлекать звук из дудочки, трубы, губной гармошки.

«Бабочка» - сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги.

«Одуванчик» (на прогулке) – сдуть пушинки с первого-третьего раза.

«Пускание мыльных пузырей» - соревнование «Чей пузырь будет летать дольше?»

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования