Консультация для родителей

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Гендерный подход к воспитанию дошкольника.

«Сила женщины в том, что ее не объяснишь с помощью психологии.

Мужчин можно анализировать,

А женщин… только обожать»

(Оскар Уайльд)

Как много людей живет на нашей планете. Они принадлежат к разным народам, у них разный цвет кожи, они говорят на разных языках. Несмотря на то, что они такие разные, у них есть сходство. Это сходство делит людей на мужчин и женщин. Они похожи, потому что принадлежат к разным народам и расам. А отличаются друг от друга генетически, анатомически и физиологически. Мужчины и женщины по-разному смотрят на окружающий мир.

Понимание гендерной принадлежности оказывает огромное влияние на психику, эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Осознание идентичности происходит непрестанно на протяжение всей жизни, но огромное количество исследований по этой теме проводят в подростковом возрасте, который отличается кризисами самосознания и самоутверждения. Поэтому детям еще в дошкольном возрасте необходимо получать знания о гендерно-ролевых особенностях поведения представителей мужского и женского пола.

В последние годы гендерные аспекты детства привлекает внимание многих специалистов, таких как И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, В.И. Каган. И при всем при этом проблема гендерного воспитания остается мало изученной. Важность этих работ в том, что в них красной нитью проходит новая тенденция, в последнее десятилетие в сознание человека все более интенсивно исследуется проблемы полоролевых или гендерных отличий.

Сейчас проблема гендерного воспитания считается очень актуальной. Это зависит от социальных изменениях, происходящих в нашем обществе. Ученые специалисты утверждают, что стирается грань между мужским и женским поведением, и это влияет на поведение детей.

С раннего детства ребенок хочет понять к какому полу он принадлежит, видит различия в поведении мальчишек и девчонок, в их увлечениях, интересах. Но это еще не дает освоения им соответствующей гендерной роли.

Полоролевая социализация дошкольника правильно решается, если его окружает благополучная среда, педагогические установки семьи. Многие родители уделяют огромное внимание интеллектуальному развитию ребенка, при этом упуская из вида обязанности мальчиков и девочек, например, мальчики сильные – они должны защищать слабых девочек, а девочки должны заботится об окружающих.

Изменения, которые произошли в нашем обществе уничтожили традиционные стереотипы мужского и женского поведения. произошло смешение половых ролей: феминизацию мужчин и омужествления женщин. На фоне всего этого меняются и внутреннее психологическое поведение детей: девочки становятся грубыми и агрессивными, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Становится очевидным, что при воспитании дошкольников существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых будет успешным, если воспитательно-образовательную работу вести с учетом современных достижений психологии и педагогики.

По мнению ученых гендерный подход необходим и в воспитании и обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию. Исходя из этого, необходимо в процессе воспитания и обучения принимать в расчёт и применять знания о гендерных особенностях:

1.                                                               В определении содержания и методов.

2.                                                               В решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.

В результате исследований установлено, что у детей к возрасту 3х лет появляется понятие. Что они либо девочка, либо мальчик; в возрасте 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: дети понимают, что они уже не поменяются, что мальчики станут мужчинами, а девочки женщинами.

Достоверно установлено, что девочки и мальчики по-разному воспринимают окружающий мир, запоминают, думают. Девочки отличаются вербальными способностями, а мальчики сильны в визуально-пространственных способностях. Девочки более «социальнее» и внушаемы, они хорошо справляются с простыми рутинными задачами. У мальчиков более развиты математические, инструментальные способности, они лучше чем девочки справляются с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а мальчики зависят от среды.

При воспитании и обучении воспитателю необходимо помнить, что девочки нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия, а мальчики хуже воспринимают объяснения на слух, для них нужны визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Но при этом ученые утверждают, что в этой проблеме очень много спорного и не ясного.

Формирование гендерной принадлежности представляет собой комплексный процесс, который предусматривает организацию с детьми разных видов деятельности: познавательной (Т.И. Бабаева, А.В. Бурма, М.Н. Силаева), элементарной трудовой (Р.С. Буре, В.И. Логинова, Е.Н. Герасимова и др.), изобразительной (В.И. Воробьева, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина и др.), общении (Е.Е. Кравцова, Л.В Ледак), игровой деятельности (Д.Б. Эльконин, С.А. Марутян, П.Г. Саморукова и др.).

Особое внимание педагоги должны обращать на создании в группе предметно-пространственной среды, так как среда является одним из основным средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-развивающая среда помогает детям развиваться в различных видах деятельности: физической, игровой, умственной и т.д. Также она является основой самостоятельной деятельности детей с учетом их гендерных особенностей. В своей работе, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, стараюсь открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей предметно-пространственной среды и направить их внимание на отдельные ее элементы.

Наблюдая за детьми в течении дня, вижу, что особенно заметны различия между мальчиками и девочками в игровой деятельности. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Девочки больше любят играть в куклы, дочки-матери, а для мальчиков главными игрушками являются машинки и оружие. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Во время игр предлагаю детям реализовать свои желания и вижу, как дети исполняют роль, запрещенную для него в жизни, тем самым достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным. В игре дети освобождаются от чувства одиночества и познают радость близости и сотрудничества, в игре дети обретают веру в себя, определяют позицию по отношению к окружающим людям и миру.

Большое внимание в своей работе уделяю формированию у детей представления о различии мальчиков и девочек при выполнении трудовых поручений. Для этого в группе создана минисфера мужского и женского труда: для мальчиков – машины, гаражи, инструменты, железная дорога, а для девочек – посуда, куклы, детская бытовая техника и т.д. Во время труда договариваемся с детьми, что мальчики выполняют более трудную работу, а девочки обеспечивают эстетическую сторону и по возможности помогают мальчикам. Например: мальчики на участке сгребают листву и укладывают в мусорные мешки, а девочки подметают веранду. При индивидуальных поручениях учитываю интересы детей: полить и помыть цветы, сложить красиво конструктор и т.д. Чтобы работа в этом направлении велась плодотворно, привлекаю к ней и родителей. Предварительно для родителей приготовила консультации: «Труд ребенка в семье», «Растим будущих мам и пап», «Научи меня трудиться». Совместно с родителями мы организовали праздники «А ну-ка, мамы, а ну-ка, папы», где девочки вместе с мамами шили, готовили, убирали, а мальчики под присмотром пап выполняли мужскую работу: пилили, забивали гвозди, ремонтировали.

При планировании непосредственной образовательной деятельности уделяю большое внимание гендерному различию детей. Например, на занятиях по изобразительной деятельности создаю условия, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для них интересно. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях по рисованию, лепке, аппликации необходимо помнить, о том, что существует разница в развитии мальчиков и девочек. И это влияет на результаты их деятельности. Поэтому при оценивании работ детей нужно учитывать, что для девочек важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, а для мальчиков наиболее значимым является указанием на то, что он добился положительного результата и это позволяет гордится собой.

Большое значение в гендерном воспитании детей уделяю с сказкам. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизненный опыт детей, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем.

В решении гендерных проблем должны участвовать не только педагоги, но и родители, так как формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношений родителей к детям, характера родительских установок, насколько близки взаимоотношение между матерью и ребенком. Главное, что для того, чтобы проходило полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть грамотными в этом вопросе. Но компетентность родителей не может зависит от консультаций и бесед специалистов, важно, чтобы родители овладели культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают в себя широкий круг вопросов социального, психо-педагогического и даже исторического плана.

Во многих вопросах социального и эмоционального развития ребенка огромную решающую роль играют не только взрослые, но и сверстники, которые следят за нарушением неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети дошкольного возраста не приемлют в своем обществе поведенческие деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Окружающая среда и окружающие взрослые и дети оказывают огромное влияние на становление личностей детей дошкольного возраста. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

М.А. Панфилова: «Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого».

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования