Внимание!
1 февраля 2023 года сайт «Образовательная инициатива» прекратит работу.
Рассматриваем предложения по приобретению действующей платформы.
Овчинникова Наталия Валентиновна +7(985)922-80-14

Телевизионные студии

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
1 экспертиза Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Формированию универсальных учебных действий обучающихся способствует выполнение межпредметных учебных проектов, благодаря которым достигается интеграция различных дисциплин, что является весьма актуальным в контексте ФГОС второго поколения [1-3]. В рамках настоящей образовательной инициативы мы попытались разработать модель организации учебных проектов, продуктами которых являются видео, имитирующие по своему дизайну и жанру выпуски телевизионных передач (рис. 1-5). Достижение поставленной цели оказалось возможным благодаря применению компьютерной программы BluffTitler, созданной голландской фирмой Outerspace Software. Демо-версия программы относится к свободному (бесплатному) программному обеспечению.

Организацию учебных проектов с использованием BluffTitler, которую мы проводим с 2012 года, можно рассматривать как своеобразную педагогическую технологию медиаобразования, способствующую, в частности, профессиональной ориентации обучающихся и направленную на развитие ключевых компетентностей, повышение мотивации, расширение общекультурного кругозора. Благодаря популярности телевидения и высокому социальному статусу профессиональных телеведущих, по нашим наблюдениям, у участников данных проектов происходит повышение позитивной оценки собственных навыков и способностей, что может быть использовано при развитии коммуникативных компетентностей школьников, испытывающих трудности при изучении таких предметов, как иностранные языки [4-6].   

Рис. 1. Дизайн виртуальной телестудии «News_3_Red». 

 

 Рис. 2. Дизайн виртуальной телестудии «Sport_2_TrophyZoom». 

Рис. 3. Дизайн виртуальной телестудии «News_5_Orange». 

 Рис. 4. Дизайн виртуальной телестудии «News_6_Aqua». 

Рис. 5. Примеры заставок, выполненных с помощью BluffTitler.

Примерами разработанных нами проектов могут служить «The Team Building Camp in Lembolovo», «Sports and Sporty Students», «The Problem of Visual Aggression», «Leningrad» и др., целью которых явлется актуализация межпредметных связей (информатика, английский язык, литература, история, обществознание, физическая культура), а также развитие универсальных учебных умений обучающихся при сборе и обработке информации, связанной с решением учебных проблем (Видео 1).

http://www.outerspace-software.com/gallery/view?i=6586

Видео 1. Фильм «Учитель будущего», подготовленный для показа в рамках VI Петербургского образовательного форума в 2015 году  

 Этапами реализации проектов являются:
- создание материально-технической базы;
- постановка проблем, формулировка обучающимися цели и задач;
- планирование проектов, распределение ролей их участников;
- сбор материала: видео, фотографий, интервью;
- рефлексия, анализ собранного материала;
- оформление результатов работы над проектами в виде документальных короткометражных фильмов, имитирующих телевизионные передачи (получение продуктов);
- рефлексия, обсуждение продуктов участниками проектов;
- презентация проектов.

Согласно ФГОС основного общего образования, общеобразовательная организация должна иметь необходимые материально-технические условия для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности. Среди условий названа работа школьного телевидения. При подготовке материально-технической базы для внедрения разработанной нами модели необходимо приобрести следующее оборудование:
- цифровую видеокамеру, позволяющую снимать видео качества 1080HD;
- персональный компьютер (процессор класса не ниже Интел пентиум, оперативная память не ниже 2 Гб, объем жесткого диска не ниже 250 Гб);
- программу BluffTitler с пакетами матриц Virtual Studios, Broadcast, Newsrooms и др.;
- свободное программное обеспечение, включающее программы, позволяющие конвертировать видео из одного формата в другой, проводить звукоредакцию, осуществлять монтаж видео;
- хромакейный (зеленый) экран для фото-  и видеосъемки;
- осветители мощностью не ниже 1кВт;
- микрофон с подключением к персональному компьютеру или цифровой видеокамере (для параллельной записи звука более высокого качества);
- штативы для видеокамеры, хромакейного экрана и осветителей.

При хромакейной видеосъемке обучающихся (на зеленом фоне) с последующим переносом полученных видео в программу BluffTitler зеленый фон становится прозрачным, а изображения школьников оказываются встроенными в виртуальные телестудии, входящие в пакет матриц Virtual Studios.
Нами проводилось сопоставление полученных продуктов проектов с аналогичными видео, снятыми, как правило, на базе организаций, осуществляющих дополнительное образование детей, либо во время экскурсионных поездок. Результаты аналогового анализа показали, что ни в одном из проанализированных нами фильмов не была использована хромакейная видеосъемка с имитацией телевизионных студий, что свидетельствует о новизне разработанной нами модели, отличительной особенностью которой является применение компьютерной программы BluffTitler с пакетом матриц Virtual Studios при оформлении продукта.

При разработке модели все учебные проекты были спланированы и реализованы под руководством одного преподавателя, однако интеграция нескольких учебных дисциплин может сочетаться с сотрудничеством учителей трех и более предметов: информатики, английского языка, физической культуры и др.
Возможные сложности, связанные с внедрением модели в работу образовательных организаций, заключаются, в том числе, в освоении необходимого программного обеспечения, поскольку работа по созданию видео, включающего трехмерную графику, требует предварительного обучения педагогов (как правило, за счет неформального и (или) информального образования). В рамках диссеминации модели нами проведена серия мастер-классов для учителей и заместителей директоров школ, а также организовано обучение педагогов по программе дополнительного профессионального образования «Использование современных ИКТ-технологий при организации проектной деятельности обучающихся в связи с введением ФГОС» [7].  

Литература 

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования” // Российская Газета. Федеральный выпуск № 5812 от 21 июня 2012 г.
2. Даутова О.Б., Матина Г.О., Крылова О.Н., Пивчук Е.А. Управление введением ФГОС основного общего образования. СПб: Каро, 2013.
3. Дендебер И.А., Извекова Е.В. «Фотография и видеосъемка» в практике реализации ФГОС на первой и второй ступенях обучения // Школа управления образовательным учреждением, 2013, №8 (18), С. 49–55.
4. Лощагин О.В. Количественный анализ внутрипредметных связей в преподавании иностранного языка // Человек и образование, 2011, №2. С. 152-157.
5. Лощагин О.В.Использование компьютерной программы Bluff Titler в образовательном процессе //Человек и образование, 2015, №1, С. 140-143.
6. Лощагин О.В. Применение компьютерной программы Bluff Titler при организации виртуального математического музея // Человек и образование, 2015, №4, С. 124-127.
7. Лощагин О.В. Как в телевизоре // Учительская газета, № 51 от 22 декабря 2015 года, С. 12.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования