Методические аспекты проектирования и организации образовательной деятельности на основе ФГОС ДО

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Методические аспекты проектирования и организации

образовательной деятельности на основе ФГОС ДО

 

Ключевыми моментами проектирования и организации образовательной деятельности на основе ФГОС ДО является четкое понимание ответов на три вопроса - что я делаю? зачем делаю? как делаю? – которые составляют основу системно-деятельностного подхода.

Цели и целевые ориентиры. Первый вопрос связан с целеполаганием образовательной деятельности и большинство считает, что постановка цели является первым шагом в проектировании различных форм образовательной деятельности. Однако, чтобы правильно поставить цель, нужно иметь понимание того, зачем ставится именно это цель и в чем ее преимущества. А это уже другой вопрос «зачем?» и ответом на него являются целевые ориентиры. Они выступают в качестве первопричины образовательных целей, так как задают смысл образовательной деятельности. Само слово «ориентир» означает «нацеливание», «направление», «давать установку». Целевые ориентиры задают направление образовательной деятельности, а не образовательный результат, который необходимо достигнуть. Несмотря на близость понятий целей и целевых ориентиров, они существенно отличаются.

Таблица 1. Сравнительная таблица целей и целевых ориентиров

            Цели

Целевые ориентиры

Представляют результат в краткосрочной перспективе

Определяют результат в долгосрочной перспективе

Ожидаемый результат по реализации конкретных педагогических мероприятий

Ожидаемый итоговый и промежуточный результат по реализации образовательной программы

Определяют результат организуемых взрослыми педагогических мероприятий (цель занятия, проекта, тематической недели т.д.)

Задают направление образовательной деятельности

Сформулированы в действиях (компетенциях) педагога

Сформулированы в образовательных достижениях детей

Являются предметом оценки качества образования

Не являются предметом оценки качества образования

Достижение обязательно

Достижение возможно

Цели конкретных форм образовательной деятельности (занятие, проект, тематическая неделя) связаны не столько с обязательным достижением целевых ориентиров, сколько с характером образовательного процесса, который направлен на создание условий развития, способствующих достижению целевых ориентиров. Именно такое понимание цели определяет основную специфику дошкольного образования. Смещение акцента с результата на условия, делает ФГОС дошкольного образования «нестандартным», стандартом условий, когда центр тяжести с требований к результатам освоения программы переносится на требования к условиям ее реализации (прежде всего психолого-педагогическим и условиям предметно-пространственной среды). Это стандарт условий развития, которые должны быть одинаковыми, «стандартными» для всех детей, посещающих ДОО независимо от их территориального расположения и организационно-правовой формы.

Целевые ориентиры выполняют роль «маячков», смыслов образовательной деятельности, задают ее вектор; отвечают на вопрос, зачем организуется образовательная деятельность.  Цели образовательной деятельности определяют способ достижения, то есть определяют, что нужно сделать, чтобы достижение детьми целевых ориентиров стало возможным. 

Содержание образовательных целей (то есть ответ на вопрос, что делать), находится в положениях ФГОС дошкольного образования. В соответствии с п. 3.1. ФГОС дошкольного образования, условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Требования к данным условиям направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды. При этом содержание и качество образовательной деятельности связано, в первую очередь, с качеством реализации психолого-педагогических условий.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие достижение целевых ориентиров, сформулированы в п. 3.2.1:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

В п. 3.2.5. ФГОС конкретизируются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников.

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей.

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Согласно п. 3.4.2. ФГОС дошкольного образования, педагоги, реализующие программу дошкольного образования, обязаны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития, обозначенных в 3.2.5. Это фактически означает, что основное содержание деятельности педагога, работающего в дошкольных группах, должно быть связано с созданием успешных социальных ситуаций развития, соответствующих специфике дошкольного возраста и обеспечивающих достижение целевых ориентиров. Если педагог работает с детьми раннего возраста, то он обязан создавать социальные ситуации развития, соответствующие периоду раннего детства и стремится к целевым ориентирам, обозначенным в стандарте для этого возраста.

Таким образом, целью образовательной деятельности по ФГОС дошкольного образования является проектирование социальных ситуаций развития. Только через планомерное, систематическое, целенаправленное проектирование социальных ситуаций развития в разных формах образовательной деятельности становится возможным достижение ребенком целевых ориентиров к концу дошкольного возраста.

В  таблице 2 показана взаимосвязь проектируемых условий и планируемых результатов как целевых ориентиров дошкольного образования. Важно отметить, что для всех указанных ориентиров важно обеспечение эмоционального благополучия детей и обеспечение взаимодействия с родителями.

Таблица 2. Соотношение целевых ориентиров и условий по созданию социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста

Целевой ориентир

Условия для создания социальной ситуации развития п.3.2.5.

Приемы и средства, позволяющие реализовать условия п.3.2.5.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

 

Поддержка индивидуальности и инициативы детей

 

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

 

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

 

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

 

организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

 

оценка индивидуального развития детей;

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

 

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

 

развитие умения детей работать в группе сверстников;

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

организация видов деятельности, способствующих развитию воображения и детского творчества;

 

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

 

оценка индивидуального развития детей;

 

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

 

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

 

развитие умения детей работать в группе сверстников;

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

Организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения.

 

оценка индивидуального развития детей;

 

Поддержка индивидуальности и инициативы детей

 

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

Организация видов деятельности, способствующих развитию личностного и физического развития детей;

 

оценка индивидуального развития детей;

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

Организация видов деятельности, способствующих развитию личностного, физического развития детей;

 

оценка индивидуального развития детей;

 

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

 

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

 

развитие умения детей работать в группе сверстников;

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

 

оценка индивидуального развития детей;

 

 

Поддержка индивидуальности и инициативы детей

 

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

 

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

 

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Постановка цели. Понимание различий между целями и целевыми ориентирами позволит четко определить цели и задачи к конкретным образовательным мероприятиям.

Можно выделить три варианта постановки целей.

1) Цель, ориентированная на формирование представлений о чем-то или о ком-то. Эта «зуновская» цель в духе информационного образования. ФГОС не определяет никаких дидактических единиц в дошкольном образовании. Знаниевый компонент в целевых ориентирах выражен достаточно сдержанно и предполагает начальные знания о себе, о природном и социальном мире; элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Но конкретное определение того, какие знания и в каком объеме следует формировать у детей, может значительно варьироваться в зависимости от интересов детей, ресурсов и возможностей детского сада, социокультурного пространства, в котором находится детский сад. Постановка и реализация этой цели приводит к тому, что на детей обрушивается огромное количество информации, причем часто не связанной с детским опытом и в объемах, превышающих возможности ребенка ее перерабатывать.

2) Цель, сформулированная как развитие (познавательного интереса, любознательности, общения, речи и т.д.). Развитие любого психического качества (свойства) предполагает количественные, качественные и структурные изменения и является достаточно длительным процессом, который выходит за рамки 15-30 занятия или тематической недели (проекта). К тому же невозможно после каждой игры, экскурсии, занятия, тематической недели, проекта и т.д. определить степень достижения цели и однозначно утверждать, состоялось ли развитие и насколько оно состоялось.

3) Цель, сформулированная как создание социальной ситуации развития. Этот вариант целеполагания образовательной деятельности соответствует требованиям к постановке образовательных целей и требованиям ФГОС к организации образовательной деятельности. Данная цель соотносится с целевыми ориентирами дошкольного образования и позволяет педагогу постоянно удерживать их при организации работы с детьми. Через планомерное, систематическое, целенаправленное создание педагогом социальных ситуаций развития в процессе общения игровой, познавательно-исследовательской деятельности, в процессе разных форм творческой активности становится максимально возможным достижение целевых ориентиров.

Цель структурирована, то есть, «разбита» на задачи (цель – создание социальной ситуации развития; задачи – выполнение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития).

Кроме того, такая постановка цели связана с компетенциями и трудовыми умениями, которыми педагог обязан обладать в соответствии с ФГОС дошкольного образования (п. 3.4.2. и 3.2.5) и с профессиональным стандартом педагогической деятельности по программам дошкольного образования. Степень овладения данными компетенциями может быть зафиксирована только в процессе наблюдения за взаимодействием педагога и детей.

Цель состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть связана с созданием социальной ситуации в рамках организуемых игр, бесед, экскурсий, занятий, проектов, тематических недель, праздников и т.д. Вариативная часть включает в себя указание на форму реализации и предмет обсуждения.

Таблица 3. Структура образовательной цели

Инвариантная часть (неизменяемая)

п. 3.2.5.

Вариативная часть (изменяемая)

указывается форма реализации программы (п. 1.2.)

указывается название организуемой деятельности

Создание социальной ситуации развития в процессе

игровой деятельности

познавательно-исследовательской деятельности

творческой активности (музыкальной, художественной и т.д.)

«Прятки с водой»

«По морям, по волнам»

Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Прятки с водой»

В некоторых случаях (например, при проектировании продуктивной деятельности) цель может быть задана через конечный продукт. В этом случае она может быть сформулирована следующим образом: «Создание социальной ситуации развития в процессе изготовления новогодних украшений для группы (елки, музыкального зала)».

Задачи рассматриваются как шаги по реализации поставленной цели, формулируются в конкретных действиях педагога, поэтому также состоят из инвариантной и вариативной часть. Инвариантная часть включает действия педагога, связанные с созданием социальной ситуации развития. Вариативная часть включает задачи, связанные с видом и содержанием организуемой деятельности детей.

Таблица 4. Структура образовательных задач

Задачи по созданию условий

социальной ситуации развития

(источник - ФГОС ДО)

Задачи по образовательным областям /

по культурным практикам

(источник – образовательная программа ДОО)

·   обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, принятия решения

·   обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов

·   способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками

·  создать условия для ознакомления с …. (познавательное развитие);

·  создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);

способствовать диалогическому общению со сверстниками

Организация деятельности детей. Выполнение поставленных таким образом целей и задач возможно через организацию деятельности детей. Это и будет ответом на вопрос «как?». В п. 2.7. ФГОС указывается на то, что содержание образовательных областей реализуется в разных видах деятельности. Деятельность является своеобразной средой для создания социальных ситуаций развития.

 Организовать деятельность детей – это найти вместе с ними ответы на все те же три вопроса: что будем делать? зачем? и как?

Схема «план-дело-результат» содержит ответы на данные вопросы. «План» представляет  ориентировочную основу деятельности, «дело» соответствует исполнительской части деятельности, полученный результат позволяет сопоставить (проконтролировать) свой замысел с тем, что получилось.  

Таблица 5. Структура  деятельности детей

План (ориентировочная основа)

Мотив (зачем?)

Побуждение к деятельности

Цель (что делать?)

Прогнозируемый результат деятельности

План (как делать?)

Определение способов деятельности

Дело (исполнительская часть)

Процесс (цепочка действий, направленная на достижение цели)

Активность, направленная на достижение прогнозируемого результата

Результат (контрольная часть)

Анализ результата

Соотнесение ожидаемого и полученного результата

Проектирование деятельности детей следует начинать с вопроса «зачем?». Это момент мотивирования детей на предстоящую деятельность. Мотивы деятельности обычно подразделяются на внешние и внутренние. Внешним мотивом для дошкольника является, например, дисциплинарное принуждение (слова взрослого «Все убираем игрушки и встаем в круг/садимся на стульчики»). В этом случае не ребенок принимает решение, участвовать или не участвовать в совместной деятельности. Это полностью решение взрослого. Внутренним мотивом является собственное желание, интерес к предстоящей деятельности и ее результату. В этом случае ребенок видит СМЫСЛ в деятельности, видит СВОЙ ответ на вопрос «Зачем?». Это помогает ребенку увидеть и сформулировать свою цель деятельности и прилагать усилия для ее достижения. Кроме того, внутренняя мотивация является признаком инициативности и самостоятельности человека. И если эти характеристики ребенка прописаны в целевых ориентирах, то становится очевидным, что сегодня акценты следует делать на создании внутренней мотивации детей. Деятельность становится развивающей для ребенка только при этом условии.    

Собственное желание (внутренний мотив) ребенка участвовать в деятельности (присоединиться к деятельности) помогает ему:

·         самостоятельно увидеть будущий результат своей деятельности, то есть сформулировать цель;

·         самостоятельно определить способы и этапы ее достижения, то есть определить план деятельности и организовать пространство;

·         самостоятельно прилагать усилия для ее достижения, то есть контролировать и корректировать свои действия с учетом желаемого результата.

Ответы на два других вопроса детской деятельности (что делать и как) определяются уже в совместной деятельности взрослого и детей или самостоятельно детьми. Взрослый прогнозирует возможные варианты реализации деятельности, предлагая выбор возможностей и позволяя детям самим определиться с тем, что они будут делать и как.

При таком подходе содержание образовательной деятельности педагога будет включать:

·         действия по инициации деятельности детей;

·         помощь в определении цели или замысла предстоящей деятельности;

·         помощь в планировании последовательности шагов, в выборе средств и способов для достижения поставленной цели;

·         действия по организации предметно-пространственной среды для осуществления детьми своей деятельности;

·         помощь в реализации целей и замыслов детей;

·         помощь в сопоставлении полученного результата с предполагаемым.   

В большинстве методических разработок, как правило, взрослый задает смысл, цель, план дает в готовом виде. Ребенок ничего не определяет. У него только один вариант – принять это от взрослого и действовать в соответствии с этим. Конспект, начинающийся со слов «Дети стоят в кругу» (или другие аналогичные способы начала деятельности), скорей всего предполагает определенное принуждение встать в круг. В таком конспекте нет главного – описания действий педагога по формированию внутренней мотивации (желания) к предстоящей деятельности, описания действий по формированию детского замысла, описания действий по организации предметно-пространственной среды и т.д.

Традиционный конспект – это объяснения, вопросы и инструкции взрослого; действия педагога связаны с передачей информации и с организацией упражнений по ее закреплению; деятельность детей сводится к следующим фразам (дети стоят, дети сидят, дети отвечают на вопрос, дети выполняют). Это указывает на исполнительность детей, но не на их инициативу и творчество.

Таблица 6. Организующая роль педагога в организации детской деятельности

Этап

Действия педагога по проектированию

детской деятельности

Способ

Цель (что сделать?)

Определяет уровень представленности цели (по образцу, по условиям, по словесному описанию и т.д.), помогает сформулировать цель

Проблемно-поисковые вопросы, организация предметно-пространственной среды (например, изменения в окружающей обстановке, внесение новых объектов и т.д.)

Мотив (зачем?)

Создает мотивацию

Игровые и проблемные ситуации

План (как делать?)

Помогает определить план предстоящей деятельности

Карты, схемы, модели, вопросы, предварительное проговаривание

Процесс (цепочка действий)

Помогает детям удерживать цель, способствует освоению нового опыта (ознакомление, расширение, уточнение представлений о чем-то, освоение и/или закрепление новых способов деятельности), создает ситуации выбора, организует взаимодействие детей со сверстниками...

Организация предметно-пространственной среды

Организация общения взрослого с детьми (с использованием приемов активного слушания)  и организация общения детей друг с другом

Анализ результата

Педагог с детьми анализирует полученный результат, сравнивает с поставленной целью, анализирует (как удалось получить этот результат, что для этого было сделано)

Организация предметно-пространственной среды

Организация общения взрослого с детьми (с использованием приемов активного слушания) 

В процессе проектирования для педагога важно совместить и одновременно дифференцировать две позиции: позицию педагога, решающего образовательные задачи и реализующего образовательную деятельность, и позицию участника (партнера)  совместной деятельности с детьми, реализующего детскую деятельность. В позиции педагога необходимо обеспечить выполнение образовательных целей и  задач; в позиции участника совместной деятельности – увидеть и обозначить детскую цель и способы ее достижение.

Таблица 7. Сопоставление  деятельности педагога и детей

Структура деятельности

 Содержание структурного компонента

Деятельность педагога

Деятельность  детей

Ориентировочная часть

Что делать? (цель)

Создание  социальной ситуации развития   в процессе  познавательно-исследовательской деятельности «Бусинки в ледяном плену»

Освободить  бусинки   от ледяного плена

Зачем?  (мотив, смысл)

Обеспечить развитие и достижение детьми целевых ориентиров

Сделать бусы для мамы, порадовать ее

Исполнительная часть

Как делать? (последовательность шагов, программа действий)

Организовать обсуждение между детьми способов освобождение бусинок

Определить способы  возможности освобождения бусинок

Организовать  возможность проверки разных  способов  таяния льда

Проверить возможные способы

 

Обеспечить взаимодействие детей в процессе экспериментирования

Найти самый эффективный

Освободить бусинки из плена

 

Вывод. Ответы на триаду вопросов системно-деятельностного подхода находятся в положениях ФГОС:

·         Что? - Создавать социальные ситуации развития (п. 3.1; п.3.2.1; п. 3.2.5; п.3.4.2.);

·         Зачем? - Для обеспечения достижения целевых ориентиров (п. 4.1-4.6);

·         Как? – Через организацию деятельности детей (п.1.2.; п.2.7.)

Источники:

1.      Проектирование образовательных событий на основе ФГОС дошкольного образования. Методическое пособие / Сост. Колчева Н.И., - Абакан: Издательство «Роса», 2015 – 55 с.

2.      Колчева, Н. И. Специфика образовательной деятельности. https://sites.google.cфom/site/otdeldoskolnogoobrazovaniarh/zametki/specifika-obrazovatelnoj-deatelnosti

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования