Консультация для родителей "Ребёнок учится говорить правильно"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Ребёнок учится говорить правильно

Ребёнок не говорит, ребёнок говорит плохо. В каждой семье к этому относятся по-разному. Одних тревожит то, что малыш к году говорит лишь 3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что 3-х летний малыш не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам, «перерастёт». И очень сильно ошибаются. Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает его эмоционально-психическое состояние.

Если раннее психофизическое и сенсорное развитие идёт в соответствии с общепринятыми нормами, и ребёнок от месяца к месяцу приобретает всё необходимое, то речевое развитие также начнётся вовремя.

Своевременное речевое развитие – это залог готовности ребёнка хорошо усваивать школьную программу и озвучивать полученные знания.

Необходимо помнить, что при нормальном речевом развитии к 3-4 месяцам дети начинают гулить. Родители должны обязательно «говорить» с ними во время гуления, бодрствования и игры. С шести месяцев появляется лепет, то есть уже губы принимают участие в голосовых реакциях. Ребёнок вначале неосознанно произносит «ба-ба», «ма-ма-ма», «ба-ма-ба» и т.д. Затем в результате общения с самыми близкими, «разговора» с ними, начинает говорить слова из этих слогов. К 8-10 месяцам малыш уже начинает искать глазами папу, маму, бабу, деда – если его спрашивать: «Где мама? Где папа?»

К году ребёнок может осознанно произносить от 6-8-10 слов. В это время не надо бояться лепетных слов, таких как «бух», «бай», «мяу», «гав-гав», «му» и т.д.

К полутора годам появляется лепетные фразы «ляля бай», «дай ням-ням». После 2-х лет словарный запас увеличивается, улучшается произношение фразы.

С 2,5 - 2,8 лет ребёнок начинает заучивать и заканчивать стихотворную фразу. Малыш начинает заучивать стихотворения тогда, когда у него правильно формируется фраза.

В три года дети должны уметь заканчивать более сложные стихи, рассказывать их без подсказок со стороны родителей и педагогов.

К 4-5 годам малыш овладевает падежами, появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?».

И уже к 5-6 годам ребёнок овладевает правильным произношением всех звуков. Если это не произошло, то говорят о недостатках звукопроизношения требующих специальной логопедической помощи.

Нарушения звукопроизношения проявляются в трёх вариантах:

·        Полное отсутствие звука в речи ребёнка;

·        Полная замена одного звука другим;

·        Искажённое произношение звука.

Остановимся на основных причинах, которые могут помешать ребёнку своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением.

1.     Трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха): мишка-миска, рак-лак, бочка-дочка, коза-коса, свет-цвет, гроза-глаза, грачи-врачи и т.д.

2.     Выраженные анатомические нарушения речевых органов:

·        неправильное строение челюстей и зубов;

·        слишком большой или маленький язык;

короткая подъязычная связка, расщелина верхней губы.

3.     Недостаточная подвижность губ и языка:

·        невозможность вытянуть губы вперёд;

·        ассимитричность улыбки;

·        невозможность распластать язык во рту;

·        сделать язык широким, уклонение языка в сторону;

·        при высовывании, невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней;

·        невозможность удерживать высунутый язык в спокойном состоянии (в данном случае очень важно, своевременно проконсультироваться у невропатолога).

4.     Отсутствие правильного образца речи для подражания (то есть родители «сюсюкаются» с ребёнком, например, «Ой ты мой холёсенький, дай твою лучку» и т.д.  либо, неправильное звукопроизношение самих родителей).

Во многих случаях у одного ребёнка могут наблюдаться одновременно несколько причин, что ещё больше отяжеляет общую картину речевого развития.

Уважаемые родители!!! Помните, что научить правильной речи исправить её недостатки необходимо в дошкольном возрасте. Если ваш малыш не выполняет то, что ему нужно выполнять в определённом месяце, стоит задуматься и проконсультироваться у педиатра, невролога, логопеда, психолога.

Не стесняйтесь спрашивать, учитесь читать нужную литературу, искать ответы, стучаться в любую дверь. Это всё во благо вашего ребёнка!

 

 

 

                                                               Учитель-логопед

                                            МБДОУ Подсинский д/с «Радуга»:

                                                                Петращук Н.В.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования