конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Возьмемся за дело дружно, Золушке помочь нам нужно"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Возьмемся за дело дружно,

Золушке помочь нам нужно»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково-исследовательской деятельности «Возьмемся за дело дружно, Золушке помочь нам нужно»

Задачи:

Образовательные -

1.      формировать умения находить взаимосвязь между сенсорными свойствами объектов (величина, форма крупы) и физическими свойствами и явлениями (сыпучесть, движение по наклонной плоскости, плавучесть, электризация).

Развивающие -

1.      развивать навыки поисковой деятельности детей:

·         способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

·         способность строить и мотивировать свои предположения;

·         анализировать результаты экспериментов и делать умозаключения;

·         оперировать символическими средствами для фиксации результатов опытов;

2.      поощрять умение составлять рассказ-рассуждение связно, последовательно, аргументировано;

3.      способствовать развитию умения обсуждать и договариваться о последовательности совместных действий.

Воспитательные -

1.      воспитывать в детях отзывчивость;

2.      воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Оборудование:

1.      видеозапись отрывка из кинофильма «Золушка» с наложенным голосом Золушки «Ребята, мачеха велела мне перебрать 3 мешка крупы, а моих помощников голубей запёрла в чулане.  Я не знаю, как это сделать, а мне очень хочется сегодня попасть на бал. Помогите, пожалуйста, подскажите, как можно быстро отделить горох от пшёнки»;

2.      карточки с изображением схем экспериментов;

3.      коробочки с оборудованием на 3 подгруппы: банка со смесью круп гороха и пшена, емкости, вода, надутые воздушные шары, шерстяная ткань, сито с разными отверстиями, горки с шероховатой и гладкой поверхностью.

Ход  непосредственно образовательной деятельности:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

(организационный и мотивационный момент)

Психолого-педагогические условия/  задачи

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Организовываю детей в круг.

Вместе с детьми проговариваю  речёвку и выполняю    движения.

 

Начинаем мы играть (дети берутся за руки)

– рат-рать (хлопки в ладоши)

Будем много узнавать (дети берутся за руки)

– вать-вать (хлопки в ладоши)

Ты ладошки не жалей (хлопки в ладоши)

- лей-лей (хлопки в кругу с соседом)
Бей в ладошки веселей (хлопки в ладоши)

- лей-лей (хлопки в кругу с соседом).

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

 

Введение в проблемную ситуацию

Показываю отрывок из фильма «Золушка».

- Из какой сказки отрывок?

- Что вы чувствуете, глядя на Золушку?

- О чем печалится Золушка?

- Какая помощь ей требуется?

- Вам хочется ей помочь?

- Каким способом перебирает крупу Золушка?

- Как можно помочь Золушке?

- Как можно быстро отделить крупу?

Рассаживаются на ковре, слушают, принимают участие в обсуждении.

 

 

Дети принимают проблему и решают помочь.

 

Рассуждения детей: надо предложить ей  перебрать крупу быстрым способом, чтобы она успела на бал.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Размещаю на доске карточки со схемами экспериментов (Приложение).

- Ребята, предлагаю вам способы, которые известны ученым. Они зашифрованы в схемах.

 

Дети обсуждают схемы:

·         прокатить крупу по гладкой горке, по шероховатой горке;

·         просеять;

·         опустить в воду;

·         потереть шар шерстяной тряпочкой и поднести к крупе.

Условия для развития исследовательских действий

- Как вы думаете, какой способ будет самым быстрым? Как это узнать?

(Провести опыт)

Предлагаю детям разделиться на 3 группы  и пройти к исследовательским столам для проведения экспериментов.

Дети самостоятельно делятся на подгруппы, выбирают для своей подгруппы карточку со схемой эксперимента и определяют стол с необходимым оборудованием.

Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности. Условия для проявления поисковой активности

- На столах имеется все для проведения опытов и  карточки, где вы можете отметить свои результаты.

 

Самостоятельно проводят эксперименты по схемам, подтверждают правильность своих предположений  или несоответствие, обсуждают причину, зарисовывают результат.

Организую совместное обобщение результатов экспериментов, подведение итога.

 

Дети рассаживаются большим полукругом.

Каждая подгруппа сообщает результаты своих опытов, опираясь на зарисовки.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки речевой активности.

Задаю наводящие вопросы.

- Какой способ совсем не подходит? Почему?

 

(с водой, в крупе нет воздуха, она тяжёлая).

- Какой опыт подходит, но не является быстрым? Почему?

- Какая крупа прилипла к шарику? Почему?

(с шариком, т.к. надо постоянно тереть шарик, мало прилипает крупы; с горкой, т.к. надо подталкивать горох и пр.)

(пшено прилипло, потому что мелкое).

 

Участвую в обсуждении, задаю вопросы, привлекаю детей к диалогу.

Дети совместно корректируют свои результаты и приходят к выводу:

1.      горох крупный, пшено мелкое - его можно быстро просеять через сито, надо подобрать нужное сито;

2.      горох круглый, крупный - по наклонной шероховатой поверхности  скатиться, пшено мелкое - останется; по гладкой поверхности скатится и горох, и пшено, так как они круглые;

3.      горох и пшено тонет, так как в крупе нет воздуха и она тяжелее воды;

4.      если шар потереть шерстяной тряпочкой и поднести к гороху и пшену, то пшено прилипнет, т.к. мелкое.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

Условия для развития речевой активности.

ЗАВЕРШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ориентирую  детей на новую проблему исследовательской  деятельности.

- Вам хотелось бы узнать, почему к шарику прилипла крупа?

 

 

 Ответы детей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

- Как мы сможем сообщить Золушке о нашей помощи?

- Вы довольны своими результатами?

- Что было для вас самым трудным, самым интересным?

Рассуждения детей.

Включаю кинофильм с сюжета, где Золушка поёт песню, танцует.

Смотрят кинофильм, подпевают, постепенно переходят на другую деятельность.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования