Педагогический совет "Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками через обогащение сюжетно-ролевой игры"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Педагогический совет

«Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками через обогащение сюжетно-ролевой игры»

 

Цель:  актуализация  имеющихся у педагогов знаний по организации сюжетно-ролевой игры.

 

Подготовка к педсовету:

·              Тематический контроль «Организация работы в ДОУ по развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками через обогащение сюжетно-ролевых игр», группы № 11, 1 (II младшие). «Наполняемость материалом игровых уголков» группы № 2, 3 (средние).

·              Консультация для воспитателей «Игра – важная и эффективная форма социализации ребенка».

·              Взаимопосещение

- «Больница» сюжетно-ролевая игра, воспитатель А.В.Умрихина, гр. № 11

- «День рождение куклы Маши» сюжетно-ролевая игра, воспитатель Е.П. Мельник, гр. № 1

Повестка дня:

1. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.

2. Условия организации сюжетно-ролевой  игры в ДОУ на современном этапе (игра «Что? Где? Когда?»).

3. Итоги тематического контроля.

4. Представление опыта работы воспитателя Т.Н. Лазаревой по созданию оборудования к сюжетно-ролевым играм.

 

1.Старший воспитатель:

Тема педсовета выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у детей отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками? Причины этому — взрослые сами не умеют играть; просветительской работе по вопросам организации игры дома уделяется мало внимания. Но в федеральном государственном стандарте игра рассматривается  как  один из сквозных механизмов развития ребенка,  как важное средство его социализации. Один из целевых ориентиров  на этапе завершения дошкольного образования – ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок   владеет разными формами и видами игры, различат условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31). Значит,  мы с вами будем учиться играть и постараемся научить этому наших детей.

 

В рамках подготовки к педсовету у нас прошли взаимопосещения во вторых младших группах. Предлагаю вам высказать свое   мнение об увиденном.

 

2. Условия организации сюжетно-ролевой  игры в ДОУ на современном этапе мы выясним в ходе игры «Что? Где? Когда?». В первой серии зимних игр играет команда новичков.

 

Задания:

Блиц-опрос от старшего воспитателя:

- Сколько раз в неделю необходимо планировать сюжетно-ролевую игру?

- Какая игра является ведущей для детей от 2,5 до 5 лет? (Сюжетно-ролевая).

- Назовите компоненты сюжетно-ролевых  игр (Сюжет, действие, роль).

 Вопрос от воспитателя II младшей группы:

- Сформулируйте задачи  к игре «Парикмахерская» во II младшей группе.

- Какая предварительная работа предшествует игре «Парикмахерская»?

 Вопрос от заведующего:

- Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.

- Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником (от 2 до 3 лет).

- Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником (от 3 до 4 лет).

- Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры (от 4 до 5 лет).

- Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным  сюжетосложением (от 5 до 7 лет).

Вопрос от медицинской сестры:

- Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры.

(наличие игрового пространства, обеспечение времени и места для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

Вопрос от старшего воспитателя:

- Определите, какие приемы руководства сюжетно-ролевой игрой относятся к прямым, а какие к косвенным.

(Прямые: ролевое участие в игре; участие в сговоре детей; разъяснения; показ; оказание помощи; совет в случае затруднений).

 (Косвенные: дидактические игры; чтение художественной литературы; беседы о прочитанном; экскурсии и целевые прогулки; составление альбомов; встречи с интересными людьми; изготовление и пошив костюмов, атрибутов).

- Чем отличаются приемы руководства сюжетно-ролевой игрой  у малышей от приемов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует  прямые приемы, а с детьми  старшего дошкольного возраста - косвенные приемы руководства).

Вопрос от воспитателя средней группы:

- Перечислите игровое оборудование и атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница» в средней группе.

(Градусник, бинты,  фонендоскоп, халат, сумка медицинской сестры, телефон).

Вопрос от студента педагогического колледжа:

- Решите следующие ситуации:

Максим (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы  при этом решили задачи педагогического руководства?

(Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.

Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя)

Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

(Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня? (Берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)

 — Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.

Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывание, обращенное к игрушке-партнеру.

 

- Я прошу команду встать из-за стола и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на педсовет: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте соединим эти знания в одно, хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

 

 

3.                Итоги тематического контроля вам представит старший воспитатель И.А. Демич.

4.                Оборудование к сюжетно-ролевым играм, сделанное своими руками вам представит воспитатель подготовительной к школе группы Т.Н. Лазарева.

  

 

Сегодня мы с вами говорили о детской игре.     Не забывайте, для того чтобы дети овладели игровыми умениями, педагогу следует играть вместе с ними.

 

Решение  педсовета:

1.                В целях совершенствования условий для организации сюжетно- ролевых игр в группах пополнить развивающую среду атрибутами  для игр в соответствии с возрастом (отв.: все воспитатели).

 

2. Систематически планировать и проводить сюжетно- ролевые игры в соответствии с программными требованиями  (отв. все воспитатели).

3. Информировать родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей и обогащению развивающей среды (отв. все воспитатели).

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования