Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Актуальность проекта. Семья и дошкольное учреждение- два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Во избежание такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство родной семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития младшего дошкольника. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям.

Вид проекта. Познавательно-творческий                         

Тип проекта:

Участники проекта. Дети младшей разновозрастной группы, родители, старшее поколение семьи, педагоги.

Цель проекта. Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

·                     создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ;

·                     воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью;

·                     установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;

·                     выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

Принципы взаимодействия с семьей.

·                     Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.

·                     Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

·                     Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.

·                     Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Воспитатели – дети

Родители- дети

Воспитатели - родители

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и углубленного его погружения в пространство как родной семьи, так и ближайшего социального окружения, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

·                     безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия к окружающему миру;

·                     осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни;

·                     пробуждение чувства радости и гордости за свою семью

 

У родителей

·                     возрождение и сохранение семейных традиций;

·                     активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;

·                     проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса;

·                     Повышение педагогической компетентности родителей.

 

·                     У педагогов

·                     содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;

·                     разработка комплекса совместных мероприятий с родителями;

·                     разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов

·                     совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.

 

Этапы реализации проекта

1 этап-подготовительный

Сбор информации о детях и семьях воспитанников.

1. Анкетирование для родителей:

-"Социальный паспорт семьи"

2. Подготовка консультаций для родителей и педагогов:

- "Здравствуй, детский сад";

- "Кризис 3-летнего возраста"

- "Адаптация ребенка в детском саду"

-«Что должно быть в шкафчике у ребенка»

- Памятки для родителей

- «Капризы детей»

-«Что нельзя приносить в детский сад»

3.Картотека сюжетно дидактических игр на тему "Семья"

Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода, сохранения семейных традиций с привлечением родителей.

 

Основной этап

1. Взаимодействие с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи, активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности.

Воспитатели – дети

Составление рассказа по сюжетной картине «Моя семья»

Рисование на тему: «Моя семья»

Беседа с детьми на тему: «Моя семья»

Аппликация: «Дом, в котором я живу»

Заучивание пословиц и поговорок о семье

Дидактическая игра «Кто старше?»

Слушание, заучивание стихов и песен о семье.

Просмотр мультфильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Родители - дети

Беседа с детьми о своей семье, родственниках.

Рассказ детям о своем детстве, школьных годах, о семейных традициях, о своей профессии.

Чтение детям рассказов о взаимоотношениях в семье.

Участие во всероссийских и международных конкурсах  рисунков и поделок на тему «Семья»

Самостоятельная деятельность детей:

Сюжетно - ролевые  игры: «Семья»,  «Магазин», «Подарки для близких», «Праздник в нашей семье», «Детский сад и семья», «Отдыхаем всей семьей в кофе».

Воспитатели – родители

Консультация «Воспитание здорового ребенка – главная задача современной семьи

Буклет для родителей «Что нельзя приносить в детский сад»

Оформление стенгазеты «Детский сад-моя семья»

 «Ящик пожеланий»

 

3 этап-заключительный.

 

Презентация проекта.

Подведение итогов проекта.

Стенгазета «Детский сад-моя семья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования