"Родителям о воспитании девочек и мальчиков"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Семинар для родителей старшей группы  -  "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".

Подготовительная  работа:                                                         

 - оформление папки - передвижки "Гендерное воспитание", советы родителям  "Девочки и мальчики, какие они разные", памятки для родителей «Будущий мужчина, будущая женщина»;

- рисунок «Ладошка»: ребёнок обводит свою ладошку и на каждом пальчике рисует себя и членов своей семьи.

Материальное обеспечение:

- стулья по количеству родителей, бумага, карандаши для работы в группах, две доски для демонстрации ответов.

Ход:

1 часть. Вступление.

 Ведущий: Уважаемые родители! Мы рада видеть вас на нашей встрече, посвященной   воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей.

Прежде, чем приступить к основной части собрания, предлагаю поиграть в игру-шутку “Угадай слово”.

Попробуйте угадать слово, которое стоит в конце строчки:

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только...

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у ...

Болтали час без передышки в цветастых платьицах...

При всех померится силенкой, конечно, любят лишь...

Шелк, кружева и в кольцах пальчики - выходят на прогулку...

Ведущий: Воспитание, как известно, начинается в семье. Следовательно, именно родители должны учить детей культуре взаимоотношений, формировать адекватную  модель поведения, рассказывать о роли мужчины и женщины.

2 часть. Основная.

Ведущий: Что же такое гендерное воспитание? Само слово «гендер» обозначает «социальный пол».

Гендерное воспитание направлено на:

Ø      освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

Ø      освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,

Ø      овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребёнка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определённого пола. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола – «Я – девочка, Я - мальчик».

Ребёнок рождается с определённым биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

Уже двух - трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.

В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

К 7 годам  дети определяют перспективы взросления в связи с гендерной ролью, проявляя стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на поведение будущих социальных ролей.

Наблюдая за  играми детей дошкольного возраста, мы можем увидеть, что девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это,  как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Практическое задание № 1 "Ладошки".
Ведущий: Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над, чем задуматься.

Ведущий: Воспитание девочек и мальчиков в семье идет по-разному и поэтому формируются у них разные потребности и интересы, идет формирование начал мужественности и женственности. Семья для ребенка – целый мир, мир, в котором он живет, делает открытие, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт семейного общения, умение жить среди людей, постигать понятия добра и зла. Здесь  уместна и пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь:

Ø                От отношения родителей к ребенку

Ø                От характера родительских установок

Ø                От привязанности матери к ребенку

Ø                От привязанности ребенка к матери

Ø                От роли отца в воспитании ребенка

Практическое задание № 2 «Ромашки и васильки».

Ведущий: А сейчас мы с вами разделимся на две команды: "Команда дочки" и "Команда сыночки".

 «Команда дочки» сделает ромашку, на лепестках которой напишет качества, характерные «настоящей девочки».

А «команда сыночки» сделает василек, на лепестках которого напишет качества, характерные - «настоящему мальчику».

По окончании работы результаты представляют обе команды.
Подведение итогов работы команд.

Ведущий: Команды отлично справились с заданием, именно такими качествами наделены девочки и мальчики нашей группы.

У мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства": кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель. 

Ведущий: Интересные факты о мальчиках и девочках.

 

Чем отличаются мальчики от девочек:

Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;

Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;

Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком;

Девочки – ладонью;

Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;

Девочки поворачивают только голову;

У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;

Девочки дышат грудью;

Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;

Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;

Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;

Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;

Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.

Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;

Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;

Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;

Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;

Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;

Исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.

Советы по воспитанию мальчиков и девочек:

Ведущий: Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.

Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.

Используйте различные головоломки для девочек.

Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям  обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Практическое задание № 3 «В гостях у сказки».

Ведущий: Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.

Предлагаю родителям вспомнить и назвать сказки, которые вы читаете своим детям.

Ведущий: Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: 

·                    "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;

·                    "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;

·                    "смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. 

Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка",  "Золушка" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной. Первое, чему должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя.

3 часть. Заключительная.

Итог собрания:

Ведущий: Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться?

 

Итак, мы с Вами рассмотрели важные вопросы гендерного воспитания,  надеюсь, что информация была полезна  в этом направлении.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования