КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Год семейного чтения в Челябинской области памяти Н.П.Шилова»

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
1 экспертиза Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

 

 

КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Год семейного чтения в Челябинской области

памяти Н.П.Шилова»

 

Cайт проекта: litmetportal.ulcraft.com

 

(дорожная карта в ЧПК №1)

 

Актуальность проекта

Тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры.

Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н.«вторичной неграмотности») тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность у детей появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно.

Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя, то есть нечитающие родители воспитывают нечитающих детей. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном всех участников образовательного процесса.

Ю.П. Мелентьева определяет семейное чтение как одну из моделей чтения  – наряду с деловым чтением, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным. Семейное чтение, по ее мнению, отличается от других следующими особенностями:

1.  В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя»;

2.  Модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие;

3.  Модель «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» как библиотеки особого вида.

4.  В модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, одномоментно реализуются практически все важнейшие функции чтения такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная. 

В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования, выраженная в системе Федеральных государственных образовательных стандартов базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих функций среды, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как полноценную развивающую среду.

Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов:

·     Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура  формируются на основе слушания и говорения;

·     Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие того, что эта потребность не сформирована в раннем детстве;

·     Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью. «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием - самое творческое время развития речи ребенка...»;

·     Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей;

·     Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях;

·     Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений;

·     Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им;

·     Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Общение в процессе семейного чтения создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально;

·     Семейное чтение может служить для профилактики быстрого старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Семейное чтение - это альтернатива всем другим формам детского чтения. Суть альтернативы заключается в повседневном взаимодействии детей и взрослых при совместном чтении книг. Самая главная мотивация при этом - обретение общей жизни в семье.

В контексте вышесказанного представляется актуальным разработка и реализация проекта «Год семенного чтения в Челябинской области памяти Н.П.Шилова».

 

Модули проекта

Модуль 1. Образовательная программа «Педагог – организатор семейного чтения»

Модуль 2. Литературно-методический портал по обобщению регионального опыта организации семейного чтения

Модуль 3. Опорные площадки по разработке и внедрению моделей семейного чтения

Модуль 4. Музыкально-литературный детский праздник.

 

Паспорт проекта

 

 

Наименование

Межведомственный культурно-педагогический проект «Педагог – организатор семейного чтения»

 

Концептуальное ядро

- Семейное чтение;

- Организатор семейного чтения;

- Модель организации семейного чтения;

- Технология организации семейного чтения;

- Опорная площадка по организации семейного чтения

Организации-участники проекта

- ГБПОУ ЧПК №1;

- Издательство Марины Волковой;

- Библиотека им. В.В. Маяковского;

- МОУДОД ДУМ «Смена»;

- Муниципальные образовательные организации.

 

Разработчики

Брагина А.М., преподаватель ЧПК №1;

Гаубец М.Ю., преподаватель ЧПК №1;

Соколов Ю.В., заместитель директора издательства М.Волковой

 

Цель проекта

- Возрождение традиционного в России семейного чтения;

- становление Челябинской области как лидера в организации семейного чтения.

Задачи проекта

1.   Изучить опыт по организации семейного чтения;

2.   Разработать и апробировать программу «Педагог – организатор семейного чтения»;

3.   Организовать отбор произведений для семейного чтения на современном этапе;

4.   Разработать и апробировать модель и технологию семейного чтения (чтение-обсуждение-выход на творческий результат);

5.   Разработать программу подготовки организаторов семейного чтений;

6.   Организовать систему мероприятий по популяризации семейного чтения и детской книги.

Планируемые результаты

1.  Создание литературно-методического портала по обобщению регионального опыта организации семейного чтения и продвижения результатов проекта;

2.  Определение примерного круга произведений для семейного чтения (по категориям: отечественная, зарубежная, южноуральская);

3.  Разработанная модель и технология организации семейного чтения;

4.  Программа подготовки организаторов семейного чтения;

5.  Создание опорных площадок  по организации семейного чтения;

6.  Реализация плана мероприятий по популяризации семейного чтения и детской книги.

Формы реализации проекта

- научно-практическая конференция (Всероссийская);

- обучающие программы по подготовке волонтеров;

- деятельность опорных площадок;

- выставки детских книг;

- литературно-музыкальный детский праздник;

- творческие встречи;

- заседания оргкомитета;

- мастер-классы;

- круглые столы;

- установочная конференция;

- пресс-релизы;

- работа портала;

- семинары;

- конкурсы

- сбор студенческого актива.

                           

 


2. ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Педагог — организатор семейного чтения»

(направления и содержание деятельности)

Направление деятельности

Организационная деятельность

Конкурсные мероприятия

Обучающие мероприятия

Творческие встречи

Информационное обеспечение

«Контрольные» точки (промежуточные итоги)

Август 2016 г.

1.     Встреча оргкомитета

 

 

 

Разработка инновационного проекта

 

Сентябрь 2016 г.

1.  Встреча студенческого оргкомитета;

2.  Встреча оргкомитета;

3.  Презентация проекта для студентов ЧПК №1 (по курсам с 1 по 4)

 

 

1. Конкурс сценариев спектакля;

2.  Презентации о детских поэтах, писателях – отечественных и зарубежных

22 группа – еженедельные встречи по разработке программы по стихотворениям Н.П. Шилова (ЧПК №1, ДУМ «Смена»)

Встреча/ мастер-класс поэта, писателя, деятеля культуры и педагогики со студентами (ЧПК №1, библиотеки г.Челябинска )

1.    Видеорепортажи «Я советую…»;

2.    Чтение стихов детьми (записи видео);

3.    Выступление на радио (по согласованию);

4.    Создание сайта проекта;

5.    Регистрация группы в социальной сети «ВКОНТАКТЕ»

Презентация проекта для педагогов и студентов ЧПК №1

Октябрь 2016 г.

1. Встреча оргкомитета;

2.

Подготовка положений о конкурсах социальных реклам, буктрейлеров, магнитов-цитат

1. 22 группа – еженедельные встречи по разработке программы по стихотворениям Н.П. Шилова (ЧПК №1, ДУМ «Смена»)

Встреча/ мастер-класс поэта, писателя, деятеля культуры и педагогики со студентами (ЧПК №1, библиотеки г.Челябинска )

1.   Видеорепортажи «Я советую…»;

2.    Чтение стихов детьми (записи видео);

3.    Выступление на радио (по согласованию)

1.            Старт проекта – публичная презентация и представление оргкомитета + студенческого оргкомитета;

2.            Презентация проекта на Областном сборе студенческого актива

Ноябрь 2016 г.

1. Встреча оргкомитета;

2.Флешмоб «Прочитай меня»

1.   Конкурс социальных реклам «Чтение…», «Книга…»;

2.   Конкурс бук-трейлеров;

3.   Конкурс магнитов-цитат

 

 

22 группа – еженедельные встречи по разработке программы по стихотворениям Н.П. Шилова (ЧПК №1, ДУМ «Смена»)

1.   Встреча/ мастер-класс поэта, писателя, деятеля культуры и педагогики со студентами (ЧПК №1, библиотеки г.Челябинска )

1.   Видеорепортажи «Я советую…»;

2.   Чтение стихов детьми (записи видео);

3.   Выступление на радио (по согласованию)

4.   Демонстрация материалов на ТВ в колледже

 

Декабрь 2016 г.

1. Встреча оргкомитета

Презентация конкурсных материалов

 

 

 

 

1.           22 группа – еженедельные встречи по разработке программы по стихотворениям Н.П. Шилова (ЧПК №1, ДУМ «Смена»);

2.           10, 30 гр. – концерт песен на стихи Н.П. Шилова

Встреча/ мастер-класс поэта, писателя, деятеля культуры и педагогики со студентами (ЧПК №1, библиотеки г.Челябинска )

1.      Презентация литературного портала ЧПК №1;

2. Видеорепортажи «Я советую…»;

3. Чтение стихов детьми (записи видео);

4. Выступление на радио (по согласованию)

 

Подведение итогов конкурсов – определение участников Конференции

Январь 2016 г.

Встреча оргкомитета

Презентация конкурсных материалов

 

 

 

 

 

 

 

22 группа - апробация программы в школе

Встреча/ мастер-класс поэта, писателя, деятеля культуры и педагогики со студентами (ЧПК №1, библиотеки г.Челябинска )

1.    Видеорепортажи «Я советую…»;

2.    Чтение стихов детьми (записи видео);

3.    Выступление на радио (по согласованию)

 

Февраль 2016 г.

Встреча оргкомитета

Шоу детских книг – сборные команды

 

 

 

 

 

 

 

22 группа - апробация программы в школе

Встреча/ мастер-класс поэта, писателя, деятеля культуры и педагогики со студентами (ЧПК №1, библиотеки г.Челябинска )

1.      Видеорепортажи «Я советую…»;

2.    Чтение стихов детьми (записи видео);

Выступление на радио (по согласованию)

 

Март 2017 г.

Встреча оргкомитета, студенческая конференция

Подведение итогов конкурсов и награждение победителей

 

 

 

 

 

 

22 группа - апробация программы в школе, отчет о реализации программы

Встреча/ мастер-класс поэта, писателя, деятеля культуры и педагогики со студентами (ЧПК №1, библиотеки г.Челябинска )

1.      Видеорепортажи «Я советую…»;

2.    Чтение стихов детьми (записи видео);

Выступление на радио (по согласованию)

Проведение межведомственной Конференции

22 гр. – Презентация программы;

Спектакль

Апрель 2017 г.

Рефлексия проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования