Консультация для родителей

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Консультация для родителей.         « Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений».

Воспитатель : Переверзева  Н.Н.

  Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном  развитии детей.

На  данном  возрастном  этапе у малышей  активно  формируются  первые элементарные представления о хорошем и  плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и  сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях  благоприятного  педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства,  представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот  моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего  нравственного развития.

         С момента   прихода  детей  в  детский  сад  жизнь их  несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-ролевая ирга, дети  постепенно включаются в систематическую деятельность, принимает участие  в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и  во  второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные  для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими  для них людьми, со сверстниками. Третий год жизни ребёнка является   переходным в развитии. Это ещё маленький ребёнок, у которого немало  общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо  бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в  формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и  деятельности.

         У ребят третьего и четвёртого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого. Дети ещё во многом зависимы от взрослого. Это  обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и  самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с  окружающими. Вот почему одной из важнейших задач воспитания детей  младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности  в разных видах деятельности. Детей следует научить делать самим то, что им  по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребёнок уже не только может обслужить себя, но и   получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке,  выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим  поведением. К трём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте  самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более  высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для  общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать  помощь. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так , у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с  другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ поиграет с игрушкой, учить убирать на место игрушки.  Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо  обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим  небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги,  учить соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх.  Ребят привлекают к подготовке стола к завтраку, обеду, к выполнению   поручений по уходу за растениями. Для реализации этих задач воспитатель  использует подражательность, как специфическую особенность детей двух- четырёх лет. Взрослый показывает собственным примером положительное  отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

        Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая  эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу  воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно  при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно  эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают  любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается  при  одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к окружающим.

         На четвёртом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей  симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает  ребёнку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу  составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах. У  детей младшего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в  совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальна  потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. Вместе с тем  воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений.

В три года стремление к общению с другими детьми становится  особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и  речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре. В  обществе детей ребёнок учится соотносить свои желания с желаниями  другого ребёнка и всей группы ребят. Трёхлетние дети могут быть уже  хорошими, отзывчивыми товарищами. Всё это обязывает воспитателя  формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно  относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке,  о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам.  В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая  взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

         Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование  навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют  мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений  способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.   Поскольку дети четырёх лет оказываются способными выполнять  элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении  правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие  мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для  сверстников и взрослых. Это обязывает педагога  организовывать любую  деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами  интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение  окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим (сверстникам, взрослым).

         Дети четвёртого года жизни ещё не умеют соотнести представления о  нравственной норме со своими поступками.  К  тому  же у ребят очень слабо  развит самоконтроль - умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных  обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот  почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырёх лет  часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и не  обнаруживаются в других. Однако при взаимодействии детского сада и  семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также  доступной для детей четвёртого года жизни совместной деятельности со  взрослыми и сверстниками задача  формирования устойчивых привычек  решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с  окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к  внеситуативным.

         В период от трёх до четырёх лет дети активно овладевают речью. Они  начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные  словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность  и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с  окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

         Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно  играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить  их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей  формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь  растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им  в детском саду было хорошо, что к руду взрослых надо относиться бережно.  У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления,  но и формируются новые. Так ребята усваивают, что нужно беречь мебель,  одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что  все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи  и т.д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах,  помогать взрослым и сверстникам – это хорошо. У детей формируются  представления о правдивости: надо говорить правду, всё рассказывать  родным, близким, воспитателю. Таким образом, уже в младшем дошкольном  возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о  явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.  Решению перечисленных задач социально-нравственного воспитания  маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трёх лет». К  концу третьего года жизни у ребёнка проявляется потребность в  самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому  себе зависит от того, что ребёнок умеет делать и как воспринимает свои  успехи. Если взрослые не успевают ещё заметить, что в ребёнке произошёл  резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает  кризис. Ребёнок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты  вызывают протест. Появляются негативизм и упрямство. В небольших  степенях негативизм и упрямство – нормальные реакции во время кризиса.  Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических  мер. Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в  самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по  предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение.  Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся  у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания  детей на данном возрастном этапе.

          Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений,  простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной  деятельности, в игре и связано с формированием этих деятельностей.

Начало формы



 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования