«Русская народная культура и традиции».

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Русская народная культура и традиции».

Цели:1. Формировать представление детей о культуре, традициях и бытерусскогонарода. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Передать свои впечатления через художественное творчество –городецкую роспись.

2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение  видеть различие и сходство с современными предметами.Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

3.Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.

Словарная работа

Обогащение:традиции, культура.  Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая ткань.Посиделки, ярмарка, народные гуляния, жмурки, быт. Рушник, «кукла – оберег», чугунок, ухват.

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.

4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины.Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре,  прошлому страны.

 Материал и оборудование

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери  костюмы».

                                                      Ход занятия  

В групповом помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, расписанном под хохлому, разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.

Воспитатель: - Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на  столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых  жили люди. Как вы думаете, для чего они (слайд )?

Дети: - Самовар для  чая, ложки для еды.

Воспитатель: - Правильно, но как все предметы назвать одним словом?

Дети: - Посуда!

Воспитатель: -  Ребята, посмотрите, это кукла, она из соломы.  Такую куклураньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи. Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках, прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает? Дети: - На плите!

Воспитатель: - На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было.  В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина), что на ней изображено (слайд )? Ответы детей.

 Воспитатель: - Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Повторите хором: «Лучина»! Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни, а молодёжь в другой избе устраивала посиделки с песнями и плясками. Давайте хором скажем: «Посиделки»! Как вы думаете, для чего нужна пряжа(слайд )?

Дети: - Что бы вязать разные вещи!

Воспитатель: - Правильно! Девушка прядет пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будет вязать тёплые вещи. Раньше ткани были домоткаными, их ткали  своими руками:деревянные станки, на которых женщины и девушки ткали ткань. Из неё шили одежду,  рушники ( слайд). Домотканые  изделия вышивали рукодельницы: женщины и девушки. Пекли хлеб или каравай (слайд). Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски, скалки, матрёшки. Все эти вещи называют « народным промыслом и традициями» (слайд ). Повторите хором: «Народный промысел, традиции»! Люди делали это не только для себя, но и на  продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия. Народные промыслы, игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните (слайд ). Давайте вспомним,народные песни, хороводы и игры.

Дети: - (хором) «Во поле берёза стояла», «Ты берёзка белена!»,

 «Гуси - лебеди», «Прятки».

Воспитатель: -  Раньше говорили не «Прятки», а «Жмурки». Мы с вами разучили новую игру «Звонари». Один из вас будет «Жмурка», а другой «Звонарь». Хотите поиграть? Дети: - Да!

 ( Начинается игра «Звонари». Дети становятся  по кругу, в центре двое: один с колокольчиком – «Звонарь», другой с завязанными глазами – «Жмурка». Дети становятся рядом со звонарём и говорят слова: «Диги – дон, диги – дон, отгадай, откуда звон!»  -  «Жмурка» по звуку колокольчика пытается поймать звонаря и детей, а «Звонаря» обхватить пояском)

Воспитатель: - Что же это такое – «фольклор»? Русский  народ богат сказками. Вы знаете  русские народные сказки, назовите их (дети называют «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. –(слайд ). Давайте  вспомним пословицы и поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить», «Всякий человек в деле познаётся», «Конец – делу венец»  -  всё это тоже часть народного фольклора. Что означают эти пословицы и поговорки, скажите? (Ответы детей)

 Воспитатель: - Мне очень понравились ваши ответы. Давайте вспомним считалки потому, что они тоже относятся к русскому народному фольклору, как сказки, пословицы и поговорки. Кто вспомнит считалки?   Молодцы! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:

  1. Радуга – дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко –

Колоколнышко!

  2. Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь, поливай!

- Давайте немного отдохнём, поиграем в хороводную игру «Зайчик». Выберем зайчика считалкой, которая вам уже знакома.

(Дети встают и становятся по -  кругу, воспитатель говорит слова считалки)

Ножки, ножки бежали по дорожке,

   Лугом, лесочком прыгали по кочкам,

          Прибежали на лужок, потеряли сапожок.

Начинается игра «Зайчик».

( Дети идут под музыку по кругу, а зайчик в центре пляшет и старается выбежать из круга)

Воспитатель:  А теперь я покажу вам старинную, русскую избу. Внимательно посмотрите, за столом сидит вся семья (слайд). Видите, как светло в этой части избы? Его называют «красный угол». В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. То, что вы видите на столе, раньше называли предметами быта или посуда, запомнили?  Если их красиво расписать,  получится народный промысел. А почему мы говорим «народный промысел», «традиции»?

Дети: - Потому, что люди сами придумывали игры, вышивали, всю посуду сами делали, красиво расписывали ложки, доски.

 

Воспитатель: -  Правильно! Я уверена, ребята, что вы все запомнили эти новые слова. Я для вас приготовила  листы бумаги (воспитатель показывает вырезанные из бумаги разделочные доски жёлтого цвета). Посмотрите, на расписном столе лежат предметы, которые вы уже видели, как они называются (дети перечисляют названия: расписные ложки, чашки, разделочные доски). Правильно, все они расписаны городецкой и хохломской росписью. Сегодня вы распишите свои работы, как это делают народные умельцы. С элементами  городецкой росписи вы уже знакомы.

Воспитатель: - Теперь приступайте к работе.

Дети могут видеть на панно с иллюстрациями образцов изделий городецкой росписи. Под спокойную русскую народную музыку начинается работа (слайд)

Самостоятельная работа.

-  Я очень довольна вашими работами . Давайте вспомним русскую народную хороводную игру – песню «Берёзка». Много песен сложено и стихов.

 ( Под слова песни: «Ты берёзка белена, маковка зелена…», девочка собирает у всех платочки и поднимает  их над головой, машет руками, изображая шум листьев. Во время второго куплета, девочка снова ходит по кругу и возвращает детям платочки – кладёт их им на плечи)

Воспитатель: - Теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор, кто такие народные умельцы и что такое «народный промысел». Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились. Я вами очень довольна, молодцы!

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования