Музыкально-литературный салон для детей подготовительной к школе группе "История двух картин"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

История двух картин

 

Музыкально-литературный салон для детей

подготовительной к школе группе

 

 

Предварительная работа.

·        Изучение материалов по истории родного города.

·        Подготовка репродукций, костюмов, декораций, соответствующих эпохе.

·        Театральная постановка спектакля.

·        Беседы с детьми о портретной живописи, Третьяковской галерее

·        Разучивание «Песни про ангелов» муз. К.Пастернак, сл. И.Языковой, танцев, театральных миниатюр.

·        Слушание классической музыки В.Моцарта, Л.Бетховена, И.Баха.

Задачи.

·        Познакомить детей с портретной живописью Фёдора Степановича Рокотова.

·        Рассказать детям о культурной жизни Рузаевки XVIII века.

·        Познакомить детей с прекрасной классической музыкой, поэзией XVIII века.

·        Развивать умение детей рассматривать явления с позиций разных видов искусств.

·        Развивать умение детей применять свои знания из разных областей в решении конкретной задачи.

·        Воспитывать у детей любовь и уважение к истории и культуре родного края.

 

Дети с экскурсоводом (воспитателем) входят в зал, где представлены репродукции картин из Государственной Третьяковской галереи, проводится экскурсия.

         Экскурсовод.  Ребята, сегодня мы с вами посетим знаменитую Третьяковскую галерею. Проходите, пожалуйста. Какие произведения искусства находятся в Третьяковской галерее? (Картины известных русских художников). Правильно, здесь можно увидеть полотна великих мастеров живописи. Ребята, вы видите здесь знакомые картины? (Ответы детей). Да, правильно, это портрет кисти И.Крамского «Неизвестная», а вот картина В.Тропинина «Кружевница». Сейчас мы подходим к экспозиции работ Фёдора Степановича Рокотова – искусного мастера портретного дела. Он, бывший крепостной, окончил Императорскую академию художеств, стал академиком, был приближен ко двору, удостоился писать Екатерину II, нашу императрицу, а также других известных людей своего времени. Остановимся вот у этой картины. Кто изображён на ней? Да, это портрет  прелестной, обаятельной женщины, полной пленительного очарования. Рассмотрите её. Какая она? (Ответы детей). Да, она кажется такой разной. На ее лице и в глазах - печаль и гордость, хрупкая нежность и большое человеческое достоинство.

         Голос за кадром читает отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Любите живопись, поэты!...»

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

...Ты помнишь, как «из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С nopтpeтa Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

                Звучит Менуэт Л.Бетховена. Дети с экскурсоводом садятся. Декорации меняются. Слуги убирают картины и отодвигают ширмы. Инсценировка с оживлением портрета А.П.Струйской. Сашенька сидит за столиком, вышивает.

         Хозяйка салона.  Сашенька мечтала иметь свой портрет, созданный этим чудесным мастером, однако понимала, что вряд ли может сбыться сие. Но мечте той суждено было осуществиться. И вот в 1772 году сорокалетний Федор Степанович Рокотов наконец появился в доме Струйских и был представлен хозяйке.

         Н.Е.Струйский представляет Ф.С.Рокотова своей жене.

         Струйский. Дорогой Фёдор Степанович, ваш талант мною очень уважаем и я счастлив, что вы, несмотря на свою занятость, приняли моё приглашение. Разрешите представить вас моей дражайшей Александре Петровне. (Обращается к Сашеньке) Дорогая, позволь представить тебе искусного мастера портретного дела Фёдора Степановича. То Рокотов – мой друг. (Рокотов целует руку Сашеньке).

         Сашенька. Весьма рада знакомству.

         Струйский. Я тоже очень рад. Но, меня ждут неотложные дела и, с вашего позволения разрешите откланяться. (Уходит). 

         Хозяйка салона. Прежде всего, Сашенька показала художнику все свои наряды. Не бог весть сколько их было, конечно, однако она сочла себя чуть ли не мотовкою, столь долго выбирал Федор Степанович подходящую для нее одежду. Наконец, было принято решение, что наряд художник изобразит в соответствии со своим вкусом, а  дымчатый шарф подчеркнёт всю глубину и выразительность глаз. Волосы она не любила прятать в парик, и никто не стал ее неволить, лишь припудрить их велел художник, причем делал это сам на каждом сеансе, ну а темный локон, переброшенный на грудь, так и оставался нетронутым.

         Слуга выносит мольберт для Рокотова.

         Рокотов.  Вы куда хотите, туда и смотрите. О чем хотите, о том и думайте. Но уж коли я попрошу: гляньте на меня, вы послушайтесь… Хорошо, милая Александра Петровна?

         Сашенька.  Ну что ж это я глазами по сторонам шнырять буду? Уж лучше все время буду на вас глядеть, Федор Степанович. Можно?

         Рокотов.  Ну, глядите.

         Хозяйка салона. И вот так они и проводили время. И порою пристальные взгляды Рокотова  сталкивались с мягким взором Сашеньки, в голове которой плавали медлительные, словно лебеди в озере, мысли.

         Сашенька.  Он столько видел женской красоты… Он проникает взглядом своим в самые глубины сердца женского, чудится, нет от него тайн! О господи, а что, если он сейчас читает мои мысли? Ну, коли так, пускай прочтет: я прошу его, нет, приказываю не называть меня больше Александрой Петровной! Называть велю Сашенькой!

         Рокотов.  Что за прелестный румянец, Сашенька. Ах, простите великодушно, Александра Петровна! Прелестный оттенок, он непременно будет запечатлен на полотне, и румянец сей придаст особую выразительность вашим глазам. Ах, глаза, глаза, какие же у вас глаза… Обычно черные глаза сравнивают с бархатом, с агатами, а вот персы выражаются изысканно: черными солнцами называют они черные очи. Но ваши глаза я сравнил бы с туманами, с ночными озерами, покрытыми легкой мглою… И не разглядишь, что там, в том тумане, кроется: смех ли, слезы тайные… Обманываете ли вы или сами обманываетесь? Дивные, неразгадываемые загадки таятся в ваших глазах, именно в том сила их, что нет в них ничего определенного, ни страсти, ни горя – вечное ожидание от судьбы первого шага…, в том и сила ваша, в том и слабость, Сашенька… ах, простите, Александра Петровна!

         Рокотов удаляется. Звучит Мелодия Х.Глюка // аудиокассета №1 «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» из серии «Мы слушаем музыку» О.П.Радыновой. Слуги входят, уносят мольберт. Закрывают ширмы. Сашенька обходит ширмы и останавливается у своего портрета, открывает его на ширме, вытирает слёзы платочком.

         Хозяйка салона. Потом ее портрет был завершен. Чудный он получился, красоты неописуемой, Сашенька даже боялась долго глядеть на своего двойника, глаза коего словно бы душу из нее вынимали! Окончание работы над портретом она отметила потоком горьких тайных слез. Почему плакала? Потому что знала доподлинно: не было в ее жизни времени счастливее, чем эти дни, и более уж не будет!

         Сашенька уходит за ширмы. Там выстраиваются дети и взрослые на танец. Звучит Менуэт из сюиты №2 для камерного оркестра И.С.Баха  На вступление идёт смена декораций (слуги отодвигают ширмы).  Дом-дворец Струйских.

 Дети и взрослые исполняют Менуэт

После Менуэта дети уходят, а Струйские остаются.

         Хозяйка салона. Первое, что увидела семнадцатилетняя Сашенька Озерова, ступив на порог мужнина дома в Рузаевке, было множество картин.

         Звучит Ноктюрн Ми-бемоль мажор М.Глинки. Николай Еремеевич знакомит молодую жену с её новым домом и картинной галереей.  Водит под руку.

         Хозяйка салона. Однако потом она узнала, что страсть её мужа к собирательству портретов и натюрмортов была сравнима лишь со страстью к стихотворчеству и книгопечатанию.  Даже трудно было сказать, какое из сих трех занятий привлекало его сильнее.

Новобрачный встретил появление юной жены в его доме стихами:

         Струйский.

С смертью лишь тоску избуду,

Я прелестною сражен.

Вскрылась бездна.

Мне любезна,

Слезы кинулись из глаз.

Выходят слуги и закрывают ширмы, ставят стол и стул. Сашенька уходит, а Струйский садится за ширмой. 

         Хозяйка салона. Пришла пора познакомить вас, дорогие мои, поближе с хозяином дома – представителем старинного дворянского рода  Николаем Еремеевичем Струйским.

         Демонстрация слайдов с видами усадьбы.

         Хозяйка салона. Будто в сказке, весь день проезжали  через его владения, и лишь под вечер усталые кони всхрапнули у переезда через реку; на другом берегу, за укрытием крепостного вала, высились белые дворцы и службы, золотом горели купола храмов, какое-то знамя реяло на башне господского дома… Это была Рузаевка — имение Николая Еремеевича Струйского, находившееся в Инсарском уезде Пензенской губернии.

         Звучит Маленькая ночная серенада I часть. В.А.Моцарта. Н.Е.Струйский сидит за столом с пером и бумагой, лицо выражает вдохновение. Он творит. В порыве вскакивает, читает отрывки вслух, опять садится. (В это время ведущий говорит текст).

         Хозяйка салона. Был Николай Еремеевич человеком начитанным и для своего времени весьма неплохо образованным, знал иностранные  языки  и был сведущ в науке; он любил театр и литературу, музыку и живопись, был знаком и дружен со многими выдающимися деятелями культуры. Этот красавец аристократ так возлюбил приинсарские черноземы, заливные луга и рыбные озера, что сделал Рузаевку своей центральной усадьбой.

         Струйский уходит, сочиняя на ходу.

         Хозяйка салона. В 1775 году он сооружает там дом-дворец по проекту знаменитого архитектора Растрелли. В Рузаевке прекрасный сад, широкие дороги. Везде чисто и опрятно. В селении два храма, один старинный, а другой – новый, обширный, величественный, академики писали весь иконостас. Красоте зодчества ответствует все прочее: богатейшая утварь, ризница пышная, везде золото рассыпано нещадно.

         Звучат колокольные звоны (запись). Выходят дети, исполняют «Песенку про  ангелов», муз. К.Пастернак, сл. И.Языковой // Обруч. – 1998. - №1. – С.35.  Затем уходят. Слуги убирают стол и стул.

         Хозяйка салона. Но вернёмся к молодой хозяйке дома – Александре Петровне – Сашеньке. Хозяйство не досаждало, ее окружала атмосфера творчества и красоты. В столетнем саду можно было гулять по аллеям, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт,  который забавлял и отчасти пугал детей, потому что нелегко было из него выбраться.

         Появляется Сашенька с рукоделием в руках (вышивкой), другой рукой ведёт малышку лет трёх (Надежда). Она садится на диван, девочку сажает к себе в ноги, даёт ей в руки тряпочную куклу. Мальчик годом старше (Леонтий) играет в волчок, старшая девочка (Маргарита  лет шести)  подходит к матери с вышивкой и просит помощи. Ещё один мальчик (старший Юрий  лет семи) скачет на деревянной лошадке.

         Сашенька. Надюшенька, дружочек, садись поиграй. Вот тебе тряпица, справь одежонку. Юра, сынок, играйся чуть поодаль, не ровён час задавишь кого.

         Маргарита. Матушка, помоги, узор не выходит.

         Сашенька.  Не печалься, голубушка, всё у тебя славно выходит, гляди: зелёный лепесток из стебля пробивается. Давай-ка ниточку подберём нужную.

         Маргарита. Вот эта подойдёт?

         Сашенька.  Поднеси к работе да примерь, Маргаритушка.

         Леонтий бросает свой волчок и хочет отнять лошадку у старшего брата. Происходит ссора.

         Сашенька.  Юра, сынок, Лёнюшку не забижай, да и тебе не пристало с малолетними ссоры затевать. Пора тебе, свет мой, учением заняться. Поди к себе, да прилежным будь.

         Сашенька.  Ну, пора уже и прогуляться.  Погода сегодня просто сказочная.

         Маргарита. Матушка, дозволь на полянку пойти, там так весело. Юра будет пастухом, а я пастушкой. Мы станем играть на дудочках, а вокруг будут танцевать цветочки. Дозволь, ты увидишь, как это забавно.

         Сашенька.  Ступай, голубка, поглядим.

         Сашенька берёт младших и выходит, затем она появляется из другой двери с кружевным зонтиком, садится в летнее плетёное кресло, а рядом, в ногах устраиваются младшие дети.

         Дети исполняют танцевальную композицию. Звучит песня в исполнении педагогов  «Свирель да рожок» Ю. Чичкова.

         Сашенька. Ну, полно, полно.  Теперь и чаю в самый раз будет испить.

         Сашенька уходит и уводит с собой детей.

         Хозяйка салона. Пока Александра Петровна занимается со своими детьми, мы с вами не будем терять времени даром и поиграем в русскую народную игру «Звонарь». Вы не против? Тогда выходите и вставайте в круг. Жмурке завязываем глаза, а звонарю даём колокольчик. Говорим слова: «Диги-дон, диги-дон, угадай, откуда звон?» Жмурка должен поймать звонаря по звуку колокольчика.

         Проводится русская народная игра «Звонарь».

         Входит Сашенька, расставляет чашки. В дверях появляется Рокотов.

         Сашенька. Дорогой Фёдор Степанович, очень рада Вас видеть. Прошу Вас, проходите.

         Рокотов. Благодарю покорно, милая Александра Петровна.

         Они садятся возле стола, ведут непринуждённую беседу. Сашенька угощает гостя чаем. 

         Хозяйка салона. Александра Петровна была личностью необыкновенной. Все, кому пришлось с ней встречаться, были ею очарованы. Тверда была, доброжелательна и к людям относилась с большим вниманием, верна истинным друзьям. Она подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей. Одна из дочерей пошла по стопам отца, посвятив себя литературе. Все пятеро сыновей имели отношение к воинской службе. Участвовали в сражениях при Бородино, Смоленске, за взятие Парижа, удостоены высоких наград от императорского двора. 

Но всё это гораздо позже, а чем сейчас живёт наш главный герой? О! У него много забот. Жизнь Николая Струйского была наполнена восторженным почитанием искусства и страстной, самозабвенной любовью к поэзии. Все «оды» переполнены объяснениями в любви к той, которая звалась в стихах Сапфирой, а в жизни — Александрой, любимой женой.

         Стремительно входит Струйский.

         Струйский. Рокотов! Ты вовремя! Ты всегда приходишь вовремя! Чудная мысль осенила меня крылом своим благодатным. Направила желания мои к созданию своей собственной типографии, в которой бы выпускались изящные издания, прославившие меня на всю Европу. А, Рокотов? Каково!

         Рокотов. Блистательно, сударь. В этом деле, верю я, не будет вам равных. Могу порекомендовать лучших гравёров из столицы. Виньетки, заставки, узоры, рамки украсят ваши творения.

         Струйский. К чему выписывать гравёров из столицы, когда мои люди превосходно обучатся этому ремеслу. Я закажу прекрасную александрийскую бумагу, атлас, шёлк, краски. Готовые книги будем обёртывать в глазет, сафьян, пергамент. Я стану зачинателем книгоиздания в провинции, «первопечатником».  Рузаевские издания по своему изяществу и добротности работы будут смело соперничать с лучшими изданиями европейских типографий. Я преподнесу в дар нашей императрице свои роскошные творения, где буду возносить её мудрость и красоту. Ну, каково, Рокотов?

         Рокотов. Сударь, я разделяю ваше желание и творческие порывы, рад буду способствовать. Ведь служение делу искусства – моя главная цель.

         Струйский. Дражайшая Александра Петровна, прошу Вас.

         Струйский подаёт руку жене. Герои уходят.

         Хозяйка салона. В Рузаевском доме была прекрасная библиотека с книгами на нескольких языках. Струйский с молодости собирал ее и был тонким книжным ценителем, а затем к ним прибавились и роскошные книги, изданные в его собственной типографии. Также там была картинная галерея, составленная в соответствии с модой того времени и вкусами владельца. Везде висели фамильные портреты. Был очень хорош портрет Екатерины Второй в резной позолоченной раме. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли.

Элегии, оды, эпитафии Николай Еремеевич издавал в своей собственной Рузаевской типографии, в которой выпускались изящные издания, прославившиеся на всю Европу. Очевидно, это была первая в России крепостная типография, выпускавшая истинные шедевры машинного тиснения. Екатерина Вторая не раз хвалилась перед иностранцами неповторимыми образцами Рузаевской типографии.. С именем Екатерины Второй нашего героя связывали душевные порывы и чувства, которые вдохновили его на создание грандиозного памятника в виде сочинений.

 

         Мелодекламация стихов Н.Е.Струйского. Звучит романс Д.Шостаковича из кинофильма «Овод» в исполнении фортепиано.

         Струйский (читает восторженно)

Доколь здесь свет в очах я солнца ощущаю,

Тебе, Монархиня, весь дух мой посвящаю!

Твоим могуществом могу быть оживлён,

И к Музе я теперь нежнейшей прилеплён.

 

         Звучит музыка по выбору музыкального руководителя.

         Хозяйка салона. Картины, так же как люди и книги, имеют свою судьбу... И сегодня, уйдя от небытия, запечатленные талантливым художником два с четвертью века назад, муж и жена Струйские остались рядом, сменив рузаевскую усадьбу на зал Третьяковки.

         Концовка. Выходят все участники. 

         Сашенька. В мире всегда что-то изменяется... Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

         Рокотов. Николай Еремеевич создал вокруг своей возлюбленной необычную для того времени атмосферу поклонения, восторга и творчества, духовного тепла и созидания. Он оставил после себя на многие годы освященный своей любовью воздух усадьбы Рузаевка, главное богатство — блаженство творчества и красоты. 

         Струйский.

«Музы, вы мое богатство,

И спокойствие душевно,

И блаженство в краткой жизни...»

         Финальная песня на музыку В.А.Моцарта La marzia turka  исполняется всеми участниками.

 

Всё меняется на свете:

Люди, мысли, города.

Но в веках живёт искусство,

Доброта и красота.

                И сегодня мы вернулись

                В прошлый век на целый час,

                Чтобы удивить всех вас.

         Выходят дети-участники.

Взрослые своим примером

Увлекли нас за собой.

Вас порадовать сумели

Театром, танцами, игрой.

                И сегодня в этом зале

                Мы скучать вам не даём,

                И танцуем, и поём.         

                 

 

         Экскурсовод. Благодаря нашему салону мы смогли заглянуть в то далёкое прошлое, которое никогда не отдалится от сегодняшнего дня настолько, чтобы мы не вспоминали о нём, не удивлялись ему, не учились чему-то, оглядываясь назад.

 

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования