Об инициативе
Проект «Новый год у ворот»
(Во 2 младшей группе)
Воспитатели: Переверзева Н.Н.
. Вид проекта: информационно – творческий
Сроки реализации: краткосрочный (12.12 - 30.12)
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Актуальность.
Духовно – нравственное воспитание является такой образовательной средой, которая позволяет осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям. Важнейшей составной частью образовательной среды является игра и игрушка. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Когда до Нового года остаются считанные дни и вы вместе с ребенком изготовите елочную игрушку и украсите ею интерьер, то она станет частичкой волшебства, в которой будет скрыта своя тайна.
Минуты совместного творчества сближают детей и взрослых. В такие моменты ребенок раскрепощаясь, открывается педагогу, родителям с необычайной стороны. В процессе коллективного домашнего творчества изменяется социальный статус ребенка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребенка вызывают уважение у членов семьи.
Объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для воспитания нравственности, чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на традициях, обычаях и творчестве.
Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог – дети -родители.
Цель: вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; приобщить к народной культуре; привлечь родителей к созданию новогодних игрушек.
Задачи:
- Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду.
- Знакомить с историей возникновения праздника, с обычаем украшения елки.
- Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
- Повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный :
- Определение темы, цели и задач, содержание проекта.
- Сбор информации.
3. Планирование НОД по познавательному, конструктивному, ручному труд 4.Работа с родителями ( оформление групповой комнаты).
Основной:
Работа с детьми: организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных занятий соответствующей тематике.
Работа с родителями: сбор экспонатов для оформления групповой выставки, организация совместной деятельности родителей и детей для оформления групповой комнаты.
Оснащение предметно - развивающей среды: оформление группы в соответствии с темой,
Заключительный:
Систематизация материалов; проведение праздников, выставок.
Ожидаемый результат:
- Повышение интереса дошкольников к народным традициям.
- Развитие творческих способностей детей и родителей.
- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повышение компетентности родителей.
- В процессе взаимодействия «педагог-дети –родители» в реализации проекта дети проявляют интерес к совместной деятельности при изготовлении новогодней игрушки.
Ресурсы.
- Информационные:
- фото-видео материалы;
- библиотечный фонд.
2. Научно- методические:
- консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений о новогодних праздниках;
- подбор открыток, фотографий про Новый год;
- подбор тематических дидактических игр.
4. Кадровые:
- воспитатели;
- музыкальный руководитель.
5. ТСО:
-ноутбук;
- фотоаппарат;
- музыкальный центр.
Планирование.
Подготовительный этап.
- Сбор информационного материала в уголок родителей по темам:
- «История новогодней игрушки»;
- «Что подарить ребенку на новый год»;
- «Новогодние игрушки своими руками»;
- «Чтобы не омрачить новогодний праздник».
2. Родительская гостиная «Какими были первые новогодние украшения». Цель: повысить интерес к культуре и традициям нашей страны.
3. Подготовка к оформлению группы к празднику самодельными новогодними игрушками.
Цель: повысить творческую активность и сплоченность педагогов, родителей, детей.
4. Сбор картинок, иллюстраций по теме для рассматривания в свободной деятельности.
5. Сбор экспонатов для выставки. Организация выставки новогодних игрушек, открыток.
Основной этап.
Работа с детьми.
- Проведение НОД:
- «Где живет Дед Мороз?»
Цели:
- Познакомить детей с историей празднования Нового года в России. Дать сведения, где живет Дед Мороз.
- Обогащать лексику словами – антонимами.
- Активизировать память, воображение.
- Воспитывать интерес, любознательность.
- «Снеговик –почтовик».
Цели:
- Развивать фонематический и речевой слух.
- Формировать пространственные представления.
- Развивать память, внимание, мыслительные операции.
- Совершенствовать речь детей, учить поддерживать беседу, понимать вопрос. Отвечать обдуманно, связно, используя в речи многосложные ответы.
- Воспитывать умение и терпение внимательно слушать друг друга.
- Творческая мастерская «В гостях у Снегурочки».
Цель:
- Закрепить умение подбирать эпитеты к образцу сказочного положительного героя (Снегурочка) .
- Учить детей создавать и дарить радость другим.
- Развивать самостоятельность, творчество, воображение, сотрудничество между детьми.
- Закреплять навыки и умения в работе с бумагой, клеем.
- Воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
- «Новогодняя открытка –приглашение».
Цели:
• Закрепить умение обобщать и систематизировать признаки зимы;
• Закрепить умение детей работать с бумагой; выполнять общую композицию в аппликации.
• Развивать мелкую моторику, память, логическое мышление.
• Воспитывать интерес детей к коллективному творчеству, внимательное и доброжелательные отношения ребят друг к другу;
• поощрять детское творчество, инициативу.
- «Снегурочка».
Цели:
- Учить рисовать шубку Снегурочки используя вертикальные и горизонтальные линии.
- Закрепить умение рисовать аккуратно красками.
- Развивать творческое мышление.
- «Зима».
Цели:
- Учить детей передавать в рисунке картинку зимнего города.
- Закрепить умение рисовать разные дома и деревья.
- Учить рисовать гуашью.
- Развивать образное восприятие.
- «Украшаем елку».
(Коллективная)
Цели:
- Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски и составлять из них на плоскости елку.
- Продолжать учить украшать изделие мелкими деталями
- Развивать творческое мышление.
- «Проказы матушки зимы».
Цели:
- Обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце – декабре, используя разные жанры устного народного творчества.
- Учить видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их.
- Закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях.
9. «Новый год у ворот».
Цели:
- Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года. Расширять представления детей о культуре своего народа.
- Обогащать словарный запас.
10. «Снеговик».
Цели:
- Учить детей составлять снеговика из частей.
- Продолжать учить самостоятельно подбирать элементы для доведения предмета до нужного образа.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к сказкам.
- Развивать воображение.
- «Осторожно, елка! ».
Цель:
- Знакомить детей с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках.
- Ситуации, общение:
- «На кого похожа елочка», «Как звери елку наряжали», «У елочки на Дне рождении».
- Раскраски на новогоднюю тему.
- Чтение и заучивание стихов и песен про Новый год.
- Использование художественной литературы (чтение рассказов о елке, беседа по тексту): К.Чуковский «Елка».Зощенко М.М. «Елка», Гайдар А.П. «Чук и Гек» (в сокращении), Михалков С. В. «В лесу стояла елочка», Чуковский К. И. «Елка». «Снегурочка», «Дед мороз» В.Месковский. «Новогодняя сказка», «Возле елки в Новый год» Н. Мигунова. «Где ночует Дед Мороз?» О. Корнеева. «Зимовье зверей», «Морозко».
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Елочный базар.
- Рассматривание новогодних картинок, иллюстраций, фотографий в свободной деятельности.
Содержание деятельности родителей:
- Изготовление новогодних игрушек, снежинок в домашних условиях совместно с детьми.
- Участие в оформлении группы, смотре – конкурсе «Наша снежинка», в создании мини –музея «Новогодняя открытка».
- Подготовка костюмов к новогоднему празднику.
Заключительный этап.
- Проведение новогоднего утренника.
- Благодарность самым активным родителям за участие в организации и реализации проекта.