Реализация ФГОС дошкольного образования в условиях функционирования экспериментальной площадки

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Реализация ФГОС дошкольного образования в условиях

функционирования экспериментальной площадки

 

Лобанова И.К.

 

В начале XXI века во многих странах мира раннее образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики.  Осознание важности развития и системного образования детей дошкольного возраста базируется на результатах многочисленных исследований и на практике многих стран. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с чем был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет понятие качественного дошкольного образования, ориентируя систему дошкольного образования в России на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста, для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. В том числе и создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества, чему способствует наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области.

Вместе с тем, проблема развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством организации проектной деятельности заключается в разработке эффективной модели развития детской одаренности в условиях реализации современных ФГОС. В целом же, актуальность проблемы исследования возникает из противоречий между потребностью общества и государства в выявлении и развитии одаренных детей и образовательной практикой работы дошкольного учреждения с одаренными детьми, осуществляемой без учета раннего выявления одаренности; необходимостью развития социальной одаренности личности начиная с дошкольного возраста и недостаточной теоретической разработанностью педагогических средств, обеспечивающих его; необходимостью построения образовательного пространства, обеспечивающего развитие социальной одаренности детей и традиционными формами и методами образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений, направленных в больше степени на развитие интеллектуальных способностей.

Создание республиканской экспериментальной площадки на базе Подсинского д/с «Радуга» было вызвано объективной необходимостью разработки эффективной модели развития социальной одаренности у дошкольников в условиях реализации современных стандартов образования, рекомендующих внедрение технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Реализуемая нами программа эксперимента направлена на распространение разработанной и апробированной методической системы работы воспитателей по использованию проектной деятельности как средства развития социальной одаренности детей дошкольного возраста. Реализация поставленной цели, осуществляется через:

1.                  Подбор диагностического инструментария для оценки социальной одаренности у детей дошкольного возраста.

2.                  Обеспечение научно-методического, информационного и материально-технического сопровождения проектной деятельности и развития социальной одаренности дошкольников

3.                  Осуществление интеграции разных видов деятельности детей с целью развития социальной компетентности дошкольников

4.                  Удовлетворение потребности ребенка в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях  в процессе межличностного взаимодействия через организацию делового взаимодействия в процессе решения проблемных ситуаций в рамках реализации исследовательского проекта

5.                  Организацию работы с родителями по формированию положительной установки на понимание сущности основ инновационной деятельности педагогов ДОУ.

6.                  Создание системы совершенствования педагогической компетентности педагогов посредством постоянно действующих семинаров-консультаций, мастер-классов, публикаций в научно-методических изданиях.

В качестве планируемых результатов мы рассматриваем:

-                    Составление пакета диагностических методик, направленных на выявление уровня развития актуальной и потенциальной социальной одаренности у детей среднего и старшего дошкольного возраста (психолого-педагогическая диагностика);

-                    сформированность у детей всех компоненты социальной одаренности (преставления о социальных нормах и значимости в процессе общения людей, развитие социальной перцепции, коммуникативных умений, навыков конструктивного межличностного взаимодействия, организаторских способностей);

-                    разработку, внедрение и распространение системы работы по развитию социальной одаренности дошкольников средствами проектной деятельности;

-                    подготовку методических рекомендаций и сопроводительных документов по освещению эффективного педагогического опыта в области использования проектной деятельности в качестве средства развития социальной одаренности детей дошкольного возраста;

-                    повышение профессионального мастерства педагогов.

В качестве возможных затруднений можно отметить первоначальное нежелание педагогов «перегружать» педагогический процесс дополнительной деятельностью детей (проектной), так как ее использование требовало обогащения предметной среды в группе и четкого планирования интеграции всех форм воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, не всегда родители выступают в качестве активных субъектов педагогического процесса ДОУ и придерживаются в сфере домашнего воспитания тех же принципов взаимодействия с ребенком, которые используют педагоги в рамках личностно-ориентированного общения. Также, в качестве одного из рисков можно отметить недостаточные возможности финансирования экспериментальной деятельности сада.

Минимизация рисков возможна, на наш взгляд, за счет освещения результатов эксперимента, знакомство с ними всех субъектов педагогического процесса, привлечение родителей в качестве спонсоров, а также участие в грантах.

Результаты  реализации программы имеют методическое значение для дошкольных образовательных учреждений, так как развитие социальной одаренности является одной из задач современного образования на всех его ступенях, при этом проектная деятельность может лечь в основу реализации преемственной связи между дошкольным и начальным школьным образованием. В силу малочисленности исследований в этой области, методическое оснащение, которое предоставит коллектив после обобщения результатов будет иметь практическое значение. В результате проделанной работы мы получаем более разносторонний подход организации педагогической деятельности, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 


Развитие детской одаренности средствами проектной деятельности

в условиях внедрения ФГОС

 

Длительное время, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.

Вместе с тем, стандартизация  дошкольного образования привела к изменению целей развивающей и образовательной деятельности педагогов дошкольных учреждений. В настоящее время приоритет отдается не сообщению детям конкретных знаний, не формированию у них определенных умений и навыков, а развитию у детей интегративных качеств, позволяющих эти ЗУНы приобретать. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

В настоящее время научный подход определяет одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Исходя из чего одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер. Следует отметить, что ФГОС рассматривает всех детей как потенциально одаренных. В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.

Частично выделенные затруднения решаются в дошкольном учреждении за счет реализации проектной деятельности, являющейся приоритетной в условиях функционирования ФГОС.

Проектная деятельность – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями. В его основе лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о возрастной специфики восприятия дошкольниками проектной деятельности. Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.

Непосредственная работа над проектом протекает в 4 этапа

Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

1. Что знаю?

2. Чего хочу узнать?

3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

·                     педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

·                     вовлекает дошкольников в решение проблемы;

·                     намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

·                     обсуждает план с семьями на родительском собрании;

·                     обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

·                     вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

·                     собирает информацию, материал;

Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

·                     проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

·                     даёт домашние задания родителям и детям;

·                     поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

·                     организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

·                     подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

В рамках функционирования на базе нашего ДОУ республиканской ЭксП мы внедряли в педагогический процесс проектную деятельность, целенаправленно включающую себя реализующую развитие социальной одаренности дошкольников посредством формирования у дошкольников социальных представлений о коллективном взаимодействие в ходе решения познавательной задачи; стимулирования детей к соблюдению правил социального взаимодействия, показывая их значимость в достижении общего и индивидуального результата; обогащение ситуации «проживания» воспитанниками социальных эмоций, обращая внимание на значимость адекватного их проявления

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует развитию как актуальной, так и потенциальной одаренности каждого ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования