Формирование личности дошкольников с учетом их индивидуально - психологических особенностей

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Актуальность:

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об "индивидуальной работе как важной форме воспитания".

Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческого потенциала личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через "внутренние условия", без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.  Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

 Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

-        знание и понимание детей;
-        любовь к детям;
-        основательный теоретический баланс;
-         способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

 

ПЛАН:

Сентябрь: 1. "Рисуем настроение" - формировать у детей умение осознавать свои чувства, эмоциональное состояние. Побуждать проявлять положительные эмоции по отношению к другим детям.

2. Чтение доклада родителям на тему: "Воспитание ребенка с учетом его индивидуально-психологических особенностей".

3. "Где живёт моя семья" (беседа) -  закрепить знания домашнего адреса. Формировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств.

 

Октябрь: 1. НОД "Мой дом - моя крепость"

2. С/р игра "Наш дом-планета Земля" - способствовать формированию разумного поведения и бережного отношения к природе.

3.  Оформление стенда детских творческих работ "Наше творчество"

 

Ноябрь:1.Составить картотеку "Подвижные игры для старших дошкольников". Конкурс рисунков "Моя любимая игра"

2.Игра "Город мастеров" - Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

3. Игра малой подвижности "Хвастунишки" - формировать у детей с помощью игры моральные представления. Учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики.

 

Декабрь: 1."Подарок другу" (продуктивная деятельность) - изготовление подарка для друга с учетом его интересов (друга) и возможностей ребенка.

2.С/р игра "Детский сад" - Расширить сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада, предоставить ребенку возможность занять позицию взрослого.

3. Рассматривание своих фотографий "Это я" и рассказывание о себе.

 

Январь: 1. Консультация "Семья-главный фактор в становлении личности ребенка"

2.Словесная игра "Узнай друга по описанию"

3. Рассматривание иллюстраций к сказке "Снежная королева" - побуждать детей высказывать своё мнение о характере героев, на примере персонажей произведения, формировать представление о настоящей дружбе.

 

Февраль: 1. Интервью с детьми "Дружба, добро и зло".

2. Беседа "Шаловливые игры" - побуждать детей находить выход из конфликтных ситуаций, формировать понятие о индивидуально-психологических особенностях детей.

3.С/р игра "Салон красоты" - Расширять знания детей о мужских и женских причёсках. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Развивать воображение, учить самостоятельно, объединять несколько игр, обогащать сюжет.

 

Март: 1.Фотоконкурс "Самые похожие" (ребенок с родителями)

2. "Зачем нужен друг" (пословицы и поговорки о дружбе) - воспитывать и развивать взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, формировать понятие о дружбе, друзьях.

3. Хороводная игра: "В хороводе были мы" - развивать умение выражать свои чувства, переживания жестом, движением.

 

Апрель: 1. Консультация "Куда сходить с ребенком в выходные"; Фото -выставка "Мое любимое место в городе"

2. Беседа "Нарочно и нечаянно" - развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие, формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёров.

3.С/р игра "Скорая помощь" - воспитывать уважительное отношение к труду медицинских работников, отражать в игре личный опыт и знания, полученные из бесед и рассказов.

 

Май: 1. Тест "Цветик-семицветик" - выявить способности осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру. Побуждать к эмоциональному сопереживанию.

2. Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как "Эмоционально отзывчивый ","Способный управлять своим поведением", "Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками".

 

3.  Беседа "Скоро в школу" - подготовить детей к переходу в новый коллектив, поупражнять в различных формах знакомства.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования