Проект "Организация в дошкольной образовательной организации работы по сохранению и возрождению исчезающих языков"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Культура страны складывается из культур народов, ее населяющих. Велика Россия, много разных народов проживает на ее территории. В том числе малые (малочисленные) народы, которых год от года становится еще меньше. Не потому, что они не рождаются, а потому, что утрачивается, ассимилируется культура, исчезает язык.

По данным ЮНЕСКО, каждую неделю в мире умирает по одному языку. 136 языков в России находятся в опасности, 20 из них уже признаны мертвыми. Такие цифры приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира ЮНЕСКО.

Вместе с языками в историю уходят говорящие на нём народы и целые пласты мировой культуры. Язык является основой этнической самоидентификации, отражает исторический опыт народа, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций.

Обучение на родном языке гарантировано Конституцией Российской Федерации и рядом международных актов, ратифицированных Россией. В федеральной целевой программе на 2014-2020 годы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» задача создания в образовательных организациях условий для сохранения и развития языков народов России, изучения родного языка определена как наиважнейшая. В решении этой задачи решающую роль может сыграть дошкольное образование, которое имеет для этого большие возможности.

Наш детский сад расположен на территории Республики Мордовия. Коренной народ  – мордва, не так уж мал – его численность составляет более 1,2 млн. чел. Однако традиционный регион расселения мордовского народа очень обширный, две трети мордвы проживает за пределами Мордовии. Демографическая динамика мордвы подвергалась воздействию разнообразных факторов, среди которых важнейшими были исторические процессы, определяющие темпы и масштабы естественного русско-мордовского смешения. Разбросанность мордвы с учетом единой с русскими религии и близостью их антропологических типов делает со временем неизбежной полную ассимиляцию мордовского населения за пределами Республики Мордовия.

Мордва - общее название народа, существует несколько этно-групп (мокша, эрзя, шокша, терюхане), у каждой - свой язык. Мокшанский язык в интерактивном Атласе исчезающих языков мира ЮНЕСКО отмечен как находящийся под угрозой исчезновения. Год от года язык теряет свою коммуникативную направленность, все больше людей предпочитают общаться не на родном, а на русском языке. Дети дошкольного возраста из мордовских семей зачастую даже не понимают родного языка.

Цель проекта: создание методической базы для организации обучения дошкольников одному из мордовских языков – мокшанскому и приобщения к культуре мордовского народа.

Этапы проекта:

1.Анализ существующей практики эффективного обучения языкам, изучение метода языковое «погружение».

2.Разработка программы обучения дошкольников языку в условиях русскоязычного детского сада.

3. Организация работы двуязычной (русско-мокшанской) группы.

4.Дидактическое сопровождение образовательного процесса.

Краткое описание проекта:

Проанализировав существующую практику эффективного обучения языкам, мы пришли к выводу, что для организации в дошкольной образовательной организации работы по сохранению и возрождению исчезающих языков необходимы программы и методические рекомендации на основе метода языкового «погружения».

Нами была разработана такая программа для обучения воспитанников русскоязычного детского сада мокшанскому языку. В отношении включения мокшанского языка в образовательный процесс «погружение» частичное: образовательный процесс осуществляется на двух языках (русском и мокшанском). В отношении детской деятельности «погружение» полное: языковым содержанием наполняются разные виды детской деятельности (игровая, познавательная, двигательная, музыкальная, продуктивная и т.д.). Называется программа - «Арзяня», что в переводе с мокшанского языка означает «Сундучок». Цель программы: формирование билингвальной бикультурной личности, которая заинтересована в сохранении и развитии этнокультурных ценностей мордовского народа, что будет способствовать интеграции в современное многоязычное общество и реализации национального потенциала, активизации гражданской позиции. Программа рассчитана на 3 года обучения, предназначена для работы с детьми 4-7 лет. Главный символ Программы - волшебный сундучок «Арзяня», который помогает детям в изучении мокшанского языка.

В методических рекомендациях к программе предлагаются различные решения вопросов организации образовательного процесса детского сада в условиях двуязычия. Дано практическое сопровождение интегрированного подхода к подаче единиц всех аспектов языка, предложены в качестве средства мотивации социально-коммуникативные ситуации, дидактические, подвижные, творческие игры и прочее.

Результативность проекта:

Создано методическое сопровождение для включения дошкольных образовательных организаций в дело сохранения и возрождения культуры мордовского народа. Разработана программа для обучения детей дошкольного возраста мокшанскому языку в условиях русскоязычного детского сада «Арзяня» в соответствии с современными требованиями, которая получила положительную рецензию ученых Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева и специалистов Поволжского центра культур финно-угорских народов. Программа была апробирована на отдельной группе детского сада.

Проект имеет большую практическую значимость. Основные идеи программы «Арзяня» и многие методические приемы подходят для обучения дошкольников любому языку. Интегрировав аналогичным образом языковую и культурно-нравственную составляющие народа, можно создать множество языковых программ.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования