ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Кайнова Наталья Викторовна (nvkaynova@yandex.ru),

Янгулова  Екатерина Владимировна (metod_uo@mail.ru)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» (МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»)

  С вступлением в силу Федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» одним из наиболее важных направлений образовательной политики становится обеспечение равнодоступности качественного образования детей с ОВЗ и инвалидностью.

  По данным, представленным Управлением социальной защиты населения и учреждением здравоохранения на территории Бейского района Республики Хакасия проживает 4757 детей в возрасте от о до 18 лет. Из них 84 имеют инвалидность, в школах обучается 162 ребенка, имеющих статус либо ребенок с ОВЗ, либо ребенок-инвалид, а в некоторых случаях и оба эти статуса.

Администрацией Бейского района, Управлением образования Бейского района в прошедшем году была поставлена задача организовать систему сопровождения детей с ОВЗ. По истечению года мы уже можем подвести некоторые итоги работы в этом направлении.

На базе МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» в августе 2014 года был создан Бейский районный центр для родителей (законных представителей), педагогических работников и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, воспитывающихся в условиях семьи. 

Принципом работы районного консультативного центра является  «Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой), который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

  Основной целью создания районного консультативного центра является создание специальных условий для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Бейского района Республики Хакасия, посещающих образовательные организации.

  Основными формами деятельности консультативного центра являются организация теоретических и практических семинаров для родителей (законных представителей), педагогических работников, индивидуальных и групповых консультаций     по     запросу     родителей     (законных     представителей), педагогических работников образовательных организаций.

 Структура районного консультативного центра представлена следующими подразделениями: методическое, психологическое, социальное, педагогическое (логопедическое  и дефектологическое).

Практическое взаимодействие специалистов подразделений с образовательными организациями района  осуществляется через психолого – медико - педагогический консилиумы образовательных организаций.

 Специалистами центра было обследовано 93 ребенка, проведено 63 консультации специалистов образовательных организаций, 57 консультаций родителей. Постоянно занимаются в центре 5 детей с тяжелыми формами нарушений развития.

В целях просвещения, реализации опыта проведено 5 районных мероприятий:

«Организация сопровождения детей с ОВЗ на территории Бейского района» - август 2014;

«Открытое заседание психолого-медико-педагогического консилиума» - ноябрь 2014 года;

Семинар «Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ» - декабрь 2014 г.;

Семинар «Методические приемы, используемые при развитии познавательной деятельности детей с ОВЗ» - март 2015;

Семинар «Система комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации» - август 2015.

При Управлении образования Администрации Бейского района в течение года действует ПМПК. По заявлению родителей обследование на комиссии прошли 68 детей дошкольного и школьного возраста.

Специалисты Центра входят в состав территориальной ПМПК, что позволяет улучшить качество диагностики, снизить риски во взаимодействии с родителями детей, повысить качество выдаваемых рекомендаций.

Все специалисты, работающие в ПМПК, включая медиков,  прошли дистанционное обучение на Федеральных курсах для специалистов Центральных и территориальных ПМПК.

Работая в данном направлении, мы не сидим на месте, постоянно совершенствуемся, перенимаем опыт соседних регионов (Республика Тыва, Алтайский край, Красноярский край), делимся своим опытом.

Говоря о детях с ОВЗ, нельзя не коснуться и перспектив нашей работы. В августе принята новая программа развития коррекционной школы на 2015 – 2020 годы. Согласно этой программе, школа становится ресурсным Центром по реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ и будет развиваться по пяти направлениям: психолого-педагогическому, методическому, «Образование», социальному, этнокультурному.

Очень отрадно, что все больше и больше специалистов образовательных учреждений района осознают важность организации работы по сопровождению детей с проблемами в здоровье и развитии, специалисты дошкольных учреждений понимают важность оказания ранней помощи детям.

Районный центр является большим помощником в организации сопровождения детей – инвалидов, детей с ОВЗ.

Многое уже сделано, но еще больше предстоит сделать… И мы постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы образование Бейского района, в части обучения детей с ОВЗ, стало конкурентоспособным, перспективным и равнодоступным на уровне Республики Хакасия, а может быть и Российской Федерации.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования