№189-877 Программа по организации и сопровождению оздоровления детей дошкольного возраста «Здоровый малыш»

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
1 экспертиза Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Каждый родитель хотел бы видеть своего ребёнка здоровым, счастливым и успешным. Многие семьи выделяют это как главную ценность, обеспечивающую максимально комфортную и безопасную жизнь в современном обществе. Термин «здоровье» многогранен, он включает в себя:  физическую, психологическую и интеллектуальную составляющие. В связи с этим, программа «Здоровый малыш» объединяет в себе 3 направления деятельности: развитие и укрепление физического, психологического и интеллектуального здоровья.

 

В основе программы лежит комплексный подход:

- разработана для детей от 1 года до 7 лет с преемственностью всех ступеней развития;

- включает в себя все аспекты детского развития: физический, психологический, интеллектуальный, которые органически входит в жизнь дошкольного учреждения, решают вопросы конструирования успешно адаптируемой здоровой личности ребёнка;

- работа ведётся ежедневно в соответствии с разработанной системой укрепления здоровья детей, эмоционального благополучия, развития основ целостной личности и повышения социальных возможностей детей.

Программа предполагает: создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с родителями воспитанников, способствующего созданию единого пространства в системе конструктивного взаимодействия: педагог, ребёнок, родитель; информирование родителей об актуальных задачах воспитания и обучения, сохранения и укрепления здоровья, , продвижения детей по программам; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с Центром мероприятиях.

Развитие детей обеспечивается за счет создания целеполагающей предметно-развивающей среды и реализации здоровьесберегающих педагогических технологий, как традиционных, так и инновационных.

 

Цель программы:

Формирование основ здоровой личности для успешной адаптации в современном мире.

Задачи программы:

1. Создание адекватных условий жизнедеятельности дошкольного учреждения, наиболее благоприятных для сохранения и укрепления здоровья детей, эмоционального благополучия, развития основ целостной личности и повышения социальных возможностей детей;

2. Введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий и оздоравливающих методик с целью развития личностного потенциала, формирования осознанного отношения к своему здоровью и накопления знаний о здоровом образе жизни;

3. Использование эффективных форм взаимодействия всех участников педагогического процесса (детей, воспитателей, специалистов, родителей воспитанников) в целях максимального совершенствования ресурсов ребенка.

Программа реализуется в течение учебного года , с последовательным, еженедельным введением новых видов и форм деятельности в соответствии с содержанием программы:

1.Формирование физического здоровья включает следующие блоки: соблюдение режима дня, оптимального двигательного режима;  соблюдение санитарно-эпидемиологического режима; индивидуальный подход к ребёнку с учётом; организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортных условий; закаливание; самомассаж; профилактика утомляемости и травматизма; профилактика нарушения осанки и плоскостопия; физическое развитие;упражнения по развитию основных движений; воспитание культурно-гигиенических навыков.

2.Формирование психологического здоровья включает следующие блоки: пcихогимнастика; кинезиологическая гимнастика; дыхательная гимнастика; глазодвигательная гимнастика; релаксационная гимнастика; педагогическая технология воспитания детей в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?»; рефлексия эмоционального состояния детей.

3.Формирование интеллектуального здоровья включает следующие блоки: организацию непосредственно образовательной (для детей от 3 до7 лет), развивающей деятельности с детьми; артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика.

Ожидаемые результаты:

1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического, психологического и интеллектуального развития, повышение ресурсов ребенка, адаптивных способностей позволяющих эффективно развиваться в современном мире

2. Воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.

3. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.

4. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, и эмоциональное благополучие.

Каждая развивающая программа предполагает комплексный подход к реализации. В данном случае, навыки, полученные ребенком в рамках развивающего Центра, обязательно должны закрепляться в повседневной жизни ребенка под контролем родителя, близкого взрослого.

Для реализации данного условия, специалистами Центра ведется информационная поддержка родителей и привлечение их к совместным оздоровительным мероприятиям («День здоровья», «Папа, мама, я- спортивная семья», «Здоровое поколение», «Спартакиада», «Здоровое питание», «Здоровенок» и др.)

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее - один из главных приоритетов современной государственной социальной политики в России. Он регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Данные ежегодно проводимой диспансеризации говорят о снижении доли здоровых детей  за последние четыре года с 14,7% в 2012 г. до 11,9% в 2016 г. Численность детей с хроническими заболеваниями сохраняется на уровне 26,2 – 26,6%.  В основе отрицательной динамики показателей здоровья детского населения лежит низкая грамотность по вопросам сохранения здоровья, как детей, так и родителей. Изменение образа жизни и снижение уровня факторов риска позволит повысить показатели здоровья в целом и обеспечить всестороннюю безопасность ребёнка в условиях современного мира.

Сегодня перед системой образования поставлена важная задача по сохранению здоровья детей, формированию у них навыков здорового образа жизни, воспитанию общей культуры здоровья, формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Данная программа нацелена на решение многих вышеуказанных задач, а дошкольный возраст является наиболее значимым и сензитивным для их решения.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования