Формирование взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 Дошкольный возраст -  является возрастом первоначального становления личности ребенка. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника.  Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то ее можно использовать как одно из эффективных средств формирования взаимоотношений детей  старшего дошкольного возраста со сверстниками.  Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности ребенка  дошкольного возраста. К старшему дошкольному возрасту усложняются формы взаимодействия детей в совместной ролевой игре: от механического взаимодействия к взаимодействию на основе содержания игры, когда детей объединяет и заставляет действовать согласованное понимание общего замысла игры. Детей объединяет в игре общая цель, общие переживания и интересы, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.  Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Содержание игр требует проявления дружеских чувств, внимания к окружающим. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

 

Цель моей работы: формирование дружеских взаимоотношений  детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.

 

Исходя из цели, определяются задачи

 

- воспитание желания и умения совместно играть;

 

-воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища) ;

 

- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть, совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

 

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.

 

Исполнение воспитателем главной роли;

 

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

 

Внесение образных игрушек;

 

Прием параллельной игры;

 

Прием ролевой игры с продолжением;

 

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

 

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

 

разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

 

В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:

 

Участие воспитателя в игре (главная роль) ;

 

Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера) ;

 

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

 

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) ;

 

Изменение игровой среды;

 

Наблюдение;

 

Прежде всего, я создала эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.

 

В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

 

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

 

 Мною были подготовлены и проведены:

 

• ряд занятий с элементами сюжетно – ролевой игры («Моя семья», «Ателье», «Профессия – моряк», «Магазин».

 

• Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде учителя», «Беседа о труде инспектора ГИБДД», «Мастера своего дела») .

 

• Занятия по рисованию («Кем я буду», «Мама (папа) на работе»; рисование иллюстраций к любимым рассказам) .

 

• Организация самостоятельных сюжетно – ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа) .

 

• Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Защитник Отечества», «Стать космонавтами хотим», «Я хочу быть врачом», «Моя мама (папа) врач») .

 

• Настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «Профессии»)

 

• Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»

 

• консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .

В заключение хочу сказать, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования