«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 

 В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно новой технологией, интересным методическим  пособием  – лэпбук.

Что же такое лэпбук?

  Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.  Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

    В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

   Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

      Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. 

     Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

       Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1.      Целеполагание (выбор темы)

2.       Разработка лэпбука (составление плана)

3.       Выполнение (практическая часть)

4.      Подведение итогов

     При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

        Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

       Родители обеспечивают поддержку:

·           организационную (экскурсии, походы)

·           техническую (фото, видео)

·           информационную (сбор информации для лэпбука)

·           мотивационную (поддерживание интереса,  уверенности в успехе)

 

      Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

•         включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

•         добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•         свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

•         открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

 

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

       Во-первых,  лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

       Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

       В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает  информацию.

       В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

        Ну и, в конце концов, это просто интересно.

 

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

·         умение планировать предстоящую деятельность;

·         договариваться со  сверстниками;

·         распределять обязанности;

·         искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

·         самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

·         принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

·         используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

 

Преимущества использования лэпбуков:

·         ребенок  самостоятельно собирает нужную информацию;

·         структурирует большой объем данных;

·         побуждает интерес у детей к познавательному развитию;

·         может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;

·         развивает креативность и творческое мышление;

·         простой способ запоминания;

·         объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.

   Эффективно использовать лэпбук можно  как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования