Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный валеолог".

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ ВАЛЕОЛОГ»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства и общества. Школа является центром для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности.

            Программа кружка дополнительного образования «Юный валеолог» адресована учащимся среднего звена специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Нормативно правовое обеспечение программы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) ст.43. п.1., ст.43.п.4.
  2. Конвенция о правах ребенка (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) ст.29, ст.31
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) ст. 5. п.5., ст. 9. п.1.
  4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233)
  5. Письмо Минобразования «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» №28-51-391/16 от 20.05.2003

Программа кружка «Юный валеолог» является программой общекультурного уровня, т.к. предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в образовательной области здоровьесбережение.

Программа составлена с учётом принципа концентричности.

Программа направлена на формирование у учащихся достоверных знаний в области здоровьесбережения. укрепление психического и физического здоровья детей.

Программа содействует развитию личности ребенка, содействует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия учащихся.

В ходе реализации программы участники приобщаются к общечеловеческим ценностям.

Содержание программы способствует профилактике асоциального поведения

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями учащихся в ходе реализации программы кружка повышает её эффективность и практическую ценность.

Содержание занятий кружка способствует валеологическому просвещению учащихся, привитию и отработке валеологических навыков, воспитанию потребности в здоровом образе жизни.

На занятиях кружка учащиеся получают научные сведения о здоровом образе жизни, овладеют знаниями о современных способах оздоровления организма, закрепят практические навыки в ходе выполнения практических заданий, научатся соотносить вред и пользу тех или иных факторов, влияющих на здоровье.

Занятия в объединении предполагают развитие коммуникативных навыков и мотивации к повышению своего общекультурного уровня, что поможет учащимся в дальнейшей социализации.

Предполагается также, что в ходе освоения данного курса учащиеся не только получат достоверные знания о ЗОЖ, но и научатся действенным приёмам поддержания организма в активной форме.

 

Цель курса внеурочной деятельности:

  • Общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами

овладения методами решения заданий, связанных с охраной здоровья, окружающей среды и прочее, экологического и природоведческого содержания в условиях внеурочной деятельности.

 

Задачи курса внеурочной деятельности:

  • Разработать механизмы вовлечения в работу по здоровьесбережению всех участников образовательного процесса.
  • Научить практическим способам сохранения и укрепления здоровья
  • Научить анализировать вредные и полезные факторы, влияющие на здоровье
  • Способствовать развитию у учащихся деятельностного подхода в применении знаний здорового образа жизни
  • Активизировать речевую и мыслительную деятельность
  • Развивать познавательные и психические процессы: внимание, память, анализ и синтез.
  • Развивать коммуникативные навыки через неформальное общение друг с другом в ходе занятий
  • Воспитывать у учащихся уверенность в себе и ответственность.

 

Тематика занятий подобрана с учетом актуальности.

Учебно-тематический план программы представлен по годам обучения,

раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия

Методическое обеспечение программы представлено контрольно-

измерительными материалами (анкеты, тесты, контрольные задания, викторины), разработками занятий, мероприятий, методическими рекомендациями.

Формы проведения занятий разнообразны и применяются педагогом в зависимости от тематики, особенностей усвоения материала и с учётом эффективности (учебное занятие, экскурсия, круглый стол викторина, линейки ЗОЖ, выступление агитбригады, участие в конкурсах, анкетирование, рейдовая деятельность и пр.)

Основными методами организации образовательного процесса являются наглядные словесные и практические. В то же время применяются элементы исследовательской деятельности в рамках соуправления с учётом возможностей детей с ОВЗ.

Список литературы для педагогов, воспитанников (их родителей) представлен в Приложении к программе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

 

 

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий познавательного характера.

- развитие внимательности, целеустремленности наблюдательности, настойчивости

-воспитание чувства ответственности за себя и своих близких.

-,формирование экологической грамотности, ценностного отношения к своему здоровью и окружающему миру.

 

Метапредметные результаты:

- искать и выделять необходимую информацию

-анализ/наблюдение за объектами с целью выделения общих признаков

-строить речевое высказывание в устной форме

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, целью

Работать с соседом по парте, распределяя работу между собой

-выделять и формировать познавательную цель

-владеть диалоговой формой речи

 

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

-практическим способам сохранения здоровья

- поискам информации по вопросам здоровьесбережения.

 

 

Ожидаемые результаты по годам обучения:

1 год обучения:

Учащиеся получат сведения об основах здоровьесбережения, о том, что человек способен влиять на собственное здоровье и самочувствие. Дети также освоят начальные умения в области практических способов сохранения здоровья.

 

2 год обучения:

В результате занятий в объединении учащиеся смогут анализировать вредные и полезные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека, получат навыки осуществления контроля в ходе рейдовой деятельности(под руководством педагога). Предполагается повышение мотивации воспитанников на ведение здорового образа жизни.

3 год обучения:

Учащиеся ознакомятся и частично (в соответствии с психофизиологическими особенностями) овладеют навыками поиска информации по вопросам здоровьесбережения, алгоритмами здоровьесберегающего поведения, в перспективе программа должна способствовать формированию устойчивой потребности в ведении здорового образа жизни.

 

В целом ожидается повышение активности всех участников образовательных отношений в работе по сохранению, укреплению и здоровья и пропаганде ЗОЖ, усиление активности и взаимодействия всех участников реализации программы в области применения технологий здоровьесбережения в повседневной жизни каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности «Юный валеолог»

 

Сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся устойчивых стереотипов и потребностей в здоровом образе жизни - приоритеты деятельности системы образования.

Содержание программы направлено на воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;

Программа предусматривает использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника, опору на его личный опыт и уже имеющиеся знания.

Учебно-тематический план программы представлен по годам обучения, построен с учётом последовательного изучения тематики предлагаемого курса. В программе указано количество часов на изучение каждого раздела; определено соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия. Дети, занимающиеся в объединении, распределены по группам (младшее и старшее звено)

Разделы учебного плана программы выстроены в соответствии с принципами постепенного усложнения, концентричности. Содержание программы реализуется с обязательным учётом индивидуальных возможностей воспитанников.

Учебный план программы предусматривает раскрытие содержания следующих разделов: «Что такое здоровый образ жизни», «Береги себя», «Здоровое питание – отличное настроение», «Общаемся правильно», «Мы – за здоровый образ жизни».

В разделе «Что такое здоровый образ жизни» педагог помогает детям понять, что такое здоровье, определить его составляющие, раскрывает основную сущность здоровья как базовой жизненной ценности.

Содержание раздела «Береги себя» определяется содержанием и примерным планом одноимённой межведомственной профилактической акции. В ходе освоения его содержания воспитанники объединения получают знания о вредных факторах, оказывающих негативное влияние на здоровье человека, учатся анализировать негативное воздействие на организм вредных привычек, моделируют с помощью педагога ситуации безопасного поведения.

Содержание раздела «Здоровое питание – отличное настроение» даёт возможность расширить представления детей о здоровой пище, разнообразии и пользе продуктов, принципах здорового питания, витаминах, грамотно составить ежедневный рацион, научиться анализировать какая пища полезна для организма, какая вредна.

Раздел «Мы – за здоровый образ жизни» позволяет перевести теоретические знания и представления детей о здоровом образе жизни в русло практического применения, т.к. является закрепляющим, повторительным разделом. В ходе его реализации чаще применяются практические методы, такие как составление коллажей, деловые игры, конкурсы и соревнования со здоровьесберегающей тематикой.

Завершают изучение курса итоговые занятия в виде викторины или Дня здоровья, где ученики имеют возможность продемонстрировать знания о ЗОЖ.

 

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности:

в 7а,б классах (вт., сб.)

Тематика разделов

Дата

Кол-во

часов

теория

практика

 

1-я четверть          

17 зан.

21 ч.

10

11

I

Введение

 

 

 

 

1

Беседа: что полезного для здоровья я сделал в период летних каникул.

Конкурс рисунков о лете.

 

1

0,5

0,5

2

Определение целей, распределение функций между членами кружка, составление плана работы.

 

1,5

0,5

1

II

Здоровый образ жизни

 

 

 

 

3

ЗОЖ – что это такое?

 

1

0,5

0,5

4

Портрет здорового человека Составляющие здоровья

 

1,5

0,5

1

5

Факторы, сохраняющие здоровье человека

 

1

0,5

0,5

6

Рейд по организации питания в школьной столовой. Выпуск «Молнии» по итогам рейда.

 

1,5

0,5

1

7

Виды, правила закаливания.

 

1

0,5

0,5

8

Двигательная активность и здоровье?

Расчет ежедневной необходимой физической активности (практикум)

 

1,5

1

0,5

9

Рациональные способы поддержания здоровья в течение дня.

 

1

0,5

0,5

10

Составление режима на будние и выходные дни.

 

1,5

0,5

1

11

Отдых как важная часть жизнедеятельности организма.

 

1

0,5

0,5

12

Стереотипы общественного поведения и здоровье людей

 

1,5

1

0,5

13

Влияют ли мои друзья на мое здоровье.

 

1

0,5

0,5

14

Быть здоровым – право или обязанность? Дискуссия

 

1,5

0,5

1

15

Мы выбираем ценности ЗОЖ (занятие психолога)

 

1

0,5

0,5

16

Центры здоровья и спорта в нашем городе.

 

1,5

1

0,5

17

Подготовка к линейке ЗОЖ. Агитбригада. Итоги работы Министерства ЗОЖ.

 

1

0,5

0,5

 

2-я четверть

14 зан.

17,5 ч.

9,5

8

III

Береги себя

 

 

 

 

18

Акция «Береги себя»: цели, задачи, план.

 

1

0,5

0,5

19

Вакцинация и другие способы профилактики ОРВИ и гриппа Беседа врача.

 

1,5

1

0,5

20

10 антигриппозных правил, народные рецепты при простуде

 

1

0,5

0,5

21

Какие бывают вредные привычки.

 

1,5

1

0,5

22

Рейд валеоактива по сформированности гигиенических навыков учащихся

 

1

0,5

0,5

23

Всемирный День борьбы со СПИДом

 

1,5

1

0,5

24

Вся правда об алкоголе. Пивной алкоголизм

 

1

0,5

0,5

25

Скрытая реклама вредных привычек, её влияние на человека.

 

1,5

1

0,5

26

ВИЧ-инфекция: что нужно знать

 

1

0,5

0,5

27

Влияние вредных привычек на органы и системы человека.

 

1,5

0,5

1

28

Участие в районном конкурсе «Территория будущего»

 

1

0,5

0,5

29

Курение опасно для жизни.

 

1,5

1

0,5

30

Подводим итоги акции «Береги себя»

 

1

0,5

0,5

31

Зимние каникулы с пользой.

 

1,5

0,5

1

 

3-я четверть

19

зан.

23,5

часов

11

12,5

32

Зимние виды спорта, техника безопасности.

 

1

0,5

0,5

33

10 причин быть активнее зимой

 

1,5

0,5

1

34

Плюсы и минусы тренажёров, как выбрать правильно.

 

1

0,5

0,5

IV

Здоровое питание

 

 

 

 

35

Рейд по организации школьного питания

 

1,5

0,5

1,0

36

Роль питания в поддержании здоровья Значение и состав пищи.

 

1

0,5

0,5

37

Критерии качественной пищи.

 

1,5

1

0,5

38

Гигиенические требования приготовления пищи

 

1

0,5

0,5

39

Способы витаминизации пищи.

 

1,5

0,5

1

40

Секреты вкусной и полезной пищи.

 

1

0,5

0,5

41

Причины ожирения или худобы.

 

1,5

1

0,5

42

Рациональное меню.

 

1

0,5

0,5

43

Конкурс семейных рецептов здорового питания

 

1,5

0,5

1

44

Мифы о еде и похудении

 

1

0,5

0,5

45

Игровая программа «Все о еде».

Полезные и вкусные рецепты.

 

1,5

1

0,5

V

Экология и здоровье человека

 

 

 

 

46

Что такое экология?

 

1

0,5

0,5

47

Способы сохранения экологии

 

1

0,5

0,5

48

Законы РФ о природных ресурсах и экологии.

 

1,5

0,5

1

49

Разумное экологическое поведение в природе и быту

 

1

0,5

0,5

50

Экологическая викторина «Все обо всем»

 

1,5

0,5

1

 

4-я четверть

18 зан.

20 ч.

8

12

VI

За здоровый образ жизни

 

 

 

 

51

Акция «За здоровый образ жизни» в нашей школе

 

1

0,5

0,5

52

Рейд валеологического актива по проверке санитарного состояния школы и участка.

 

1,5

0,5

1

53

Всемирный День здоровья

 

1

0,5

0,5

54

Секреты здоровья разных народов.

 

1,5

0,5

1

55

Подготовка к Дню Здоровья (ОШМ) и Неделе здоровья

 

1

0,5

0,5

56

День здоровья в начальной школе

 

1,5

0,5

1

57

День здоровья 5-9 классах «Юные туристы» Агитбригада валеологов.

 

1

0,5

0,5

58

Субботник, участие в акции «Чистый город»

 

1,5

0,5

1

VII

Общаемся правильно

 

 

 

 

59

Причины плохого настроения

 

1

0,5

0,5

60

Меры борьбы с депрессией.

 

1,5

0,5

1

61

Стресс – причины и профилактика

 

1

0,5

0,5

62

Конфликты разрушают здоровье.

Правила мирного выхода из конфликта.

 

1,5

0,5

1

63

Тренинг позитивного общения с приглашением психолога

 

1

0,5

0,5

64

Вред сквернословия.

 

1,5

0,5

1

65

Эмоции и здоровье

 

1

0,5

0,5

66

Гигиена нервной деятельности

 

 

 

 

VIII

Подводим итоги

 

1,5

0,5

1

67

Народная мудрость о здоровье

 

1

0,5

0,5

68

Итоговая викторина

«Путешествие на поезде здоровья»

 

1,5

0,5

1

 

ИТОГО

68

зан.

84,5

часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

 

 

Список литературы, рекомендованной педагогу:

  1. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. – Изд. 4-е, перераб. – Ростов н/Д :Феникс, 2011. – (Сердце отдаю детям).
  2. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /

Е. А. Воронова.– Ростов н/Д : Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям).

  1. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы. /. – М.: Глобус, 2007. (Воспитательная работа)
  2. Разговор о правильном питании: Занятия, конкурсы, праздники, викторины, соревнования: М.: ООО «Нестле Фуд», 2003.

 

Список литературы, рекомендованной ученику:

Авторские разработки педагогов школы по вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования

 

Список литературы, рекомендованной родителю:

Журнал «Здоровье школьника»

Формы предоставления и учета результата промежуточной или итоговой аттестации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая информация,

мониторинг эффективности реализации программы

            Необходимость разработки данной программы продиктована актуальностью вопросов сохранения и преумножения ресурсов человека в современном мире, напряженной экологической обстановкой в нашем регионе.

Разработке программы предшествовал анализ ряда факторов, отражающих состояние здоровья школьников и состояние здоровьесбережения в школе. Применялись тестирование, анкетирование, опросы всех участников образовательного процесса по вопросам здоровьесбережения, анализ данных ежегодных медосмотров учащихся. В результате углублённых осмотров и анализа заболеваемости за 3 года выявлено, что у учащихся МБОУ «С(К)ОШ № 60» отмечен рост заболеваний глаз, нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний нервной системы. На прежнем уровне остаётся заболеваемость ОРВИ. В целом в современных семьях существует проблема с обеспечением здоровым питанием.

Анализ, не только высветил ряд проблем, но и показал, что целесообразно начинать работу по валеологическому просвещению как можно раньше. В то же время учащиеся начального звена ещё не готовы к восприятию достаточно сложной информации по данному вопросу.

Т.о, оптимальным возрастом для начала валеологической работы в коррекционной школе является средний школьный возраст.

Таким образом, среди выявленных проблем наиболее значимыми являются:

  • снижение уровня здоровья обучающихся по некоторым параметрам (нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение зрения, ЖКТ, ОРВИ)
  • недостаточное количество времени на сообщение знаний со здоровьесберегающей тематикой в ходе преподавания предметов
  • снижение двигательной активности современного школьника
  • недостаточное планирование мероприятий с тематикой ЗОЖ, тематика не отличается разнообразием.
  • недостаточная вовлечённость семей учащихся в работу по здоровьесбережению
  • незнание учащимися элементарных способов поддержания здоровья.

Данная программа призвана решать выявленные проблемы.

 

Для контроля за реализацией программы были определены следующие критерии, отобрано их содержание:

           

№ п/п

Критерии

Содержание критерия

1

Активность

Ученик принимает участие в конкурсах, творческих заданиях, рейдовой деятельности, стремится участвовать в мероприятиях, стремится самостоятельно повышать уровень своих знаний и умений.

2

Знание и соблюдение правил ЗОЖ в повседневной жизни

Ученик знает основные требования здорового образа жизни и выполняет их без напоминания (мытьё рук перед едой, пользование индивидуальными предметами личной гигиены, способен видеть нарушение правил другими)

3

Умение обосновать выбранный способ действия

Ученик доказывает свой выбор, приводит аргументы в защиту выбора, оценивает выбор другого.

            Оценка эффективности программы заключается в количественном и качественном сравнении данных периода начала занятий по каждому ученику, и данных, полученных в конце каждого года реализации программы.

 

Критерии оценок для осуществления мониторинга

Описание оценки

Оценка

Умение сформировано в достаточной степени для усвоения программы специальной (коррекционной) школы. Ученик применяет его почти во всех необходимых для этого случаях, допуская лишь очень редкие ошибки, связанные с эмоциональными и другими причинами.

5

Умение в основном сформировано. Ученик применяет его более чем в 60% необходимых случаев. Причины неприменения лежат в отсутствии прочного навыка. Необходимо закреплять умение, переводя его в разряд навыка.

4

Умение сформировано частично. Ученик редко применяет его самостоятельно, а чаще при целенаправленной помощи учителя.

3

Формирование умения находится в начальной стадии. Ученик в основном затрудняется в его применении, постоянно нуждается в помощи учителя.

2

Умение ещё не сформировано. Идёт процесс накопления опыта у ученика для формирования данного умения.

1

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования