Внимание!
1 февраля 2023 года сайт «Образовательная инициатива» прекратит работу.
Рассматриваем предложения по приобретению действующей платформы.
Овчинникова Наталия Валентиновна +7(985)922-80-14

Консультация для родителей по развитию речи.

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Консультация для родителей

 «Развитие речи детей четвертого года жизни»

В первые 3 года жизни ребенка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает большой словарный запас. Если в первые три года жизни малыша взрослые не уделяли внимания  речи ребенка, то и в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Возраст  4 года отмечается новыми достижениями .

 Дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делают  умозаключения.

 В речевом развитии у детей этого возраста могут быть резкие индивидуальные различия: одни дети  достаточно хорошо владеют речью, а  у других она  далека от совершенства.

В возрасте 4 года дети, в основном  свободно вступают в контакт с близкими, но и уже начинают с удовольствием общаться и с посторонними людьми. Чаще всего инициатива общения исходит от самого ребенка. Это вызвано потребностью в  расширении своего  кругозора, желание познать окружающий мир.  Ребенок  все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Возраст от 3 до 5 психологи называют возрастом почемучек.

В этом возрасте у детей  продолжает укреплятся  артикуляционный  аппарат. Дети  начинают  произносить многие звуки родного языка правильно, слова со стечением двух-трех согласных.

У детей наблюдается неправильное произношение ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

-сокращения слов («сипед»- велосипед);

-перестановки слогов и звуков в слове («замукальные»- музыкальные);

-пропуски звуков при их стечении («басой мальчик»-большой мальчик);

- в ряде случаев для облегчения произношения трудных слов между согласными звуками дети вставляют гласные («корабель»-корабль).

В связи с укреплением мышц языка (кончика и средней его части) согласные звуки смягчаются реже («санки» вместо «сянки»).

В этом возрасте, дети как правило,  неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими:

[ш] на [с] (вместо «шапка» — «сапка»,

 [ж] на [з] («жук» — «зук»,

 [ч] на [ц] («чайник» — «цайник»,

[щ] на [с'] («щетка» — «сетка»);

сонорные согласные [р], [р'], [л] заменяют звуком [л'], реже [й]: «либа»«йыба» вместо «рыба»«лепа» вместо «репа»«ляпата»«йапата» вместо «лопата».

В сложных словах дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги, например, слово «температура» — «тематура».

В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Несмотря на то, что дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Малыши понимают, что слово может звучать правильно или неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно.

Дети четвертого года жизни свою речь строят уже из нескольких фраз, пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов, но  не могут самостоятельно рассказать о событиях, которые они видели. В их  рассказе нет  развернутости, которая характерна для связной речи. Дети четвертого года, говорят короткими предложениями, не соблюдают последовательность в изложении события.

Словарный запас достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается количество существительных и глаголов и других частей речи. Обогащается словарный запас за счет наречий, числительных, личных и притяжательных местоимений.

Таким образом, к четырем дети:

владеют словарным запасом  примерно в 2000 слов, начинает употреблять сложные предложения, говорит предложениями из 4-5 слов, задают  много вопросов, используя слова "кто?», "почему", выражений  "я думаю, что. ",  правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, правильно произносит звуки П, Б, Т, Д, Ф, В, К, Г, X, М, Н, С, 3, Ц,  некоторыхе дети начинают произносить щипящие Ш, Ж, Щ, Ч, с появлением этих звуков наблюдается смешение свистящих и шипящих звуков, отсутствуют  в речи сонорные звуки Л, Р, Рь.

Роль родителей в развитии речи ребенка огромна.

 Ребенок стремится к общению с близкими ему людьми, подражает им во всем. Взрослые должны уделять общению с детьми достаточно времени, т. к. дефицит внимания негативно сказывается на их всестороннем развитии.

Развитие речи тесно связано с развитием движений и формированием основных психических процессов, у детей очень важно развивать общую и мелкую моторику, для чего дома полезно иметь  пластилин, конструктор, мозаику, набор  крупных бусин для нанизывания и другие настольные игры, развивающие мышление, внимание, память.

Постоянно читайте детям качественную и богато иллюстрированию детскую литературу, беседуйте с ребенком о прочитанном, пересказывайте сказки и рассказы вместе с детьми словами, близкими к тексту – это пополнит его словарь.

 

Советы родителям:

Читайте детские книжки, стихи, потешки. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка, особенности его восприятия и эмоциональное состояние.

Пойте песни.

Не искажайте слова, говорите правильно и отчётливо. Ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении. Речь ребёнка развивается путём подражания речи близких людей

Разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Например, каждый вечер обсуждайте, как прошёл день, что нового в садике, просите малыша высказать своё мнение.

 Ошибки в речи ребёнка исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте его.

 

Объясняйте ребёнку значение новых слов, вводимых в его лексикон. Подкрепляйте объяснения наглядными примерами: картинками, видеозаписями.

 

Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь выяснить «Что ты сказал? Какой ты хочешь мяч? Где лежит твоя кукла?»

 

Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление. Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети.

 С раннего возраста нужна свобода действий.  Научите малыша рисовать пальчиками, осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите.

 Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока». Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги.

 

Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков. Чтобы  ребёнку было интересно  и увлекательно, предложите  ему дуть на вертушку ( надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать снежинки, одуванчики,  листочки с ладошки) и тд.

 

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут способствовать развитию нежелательных качеств характера (застенчивость, нерешительности, замкнутости, негативизма, вызывать нервозы и заикание.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования