РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Автор ЗВЕРЕВА Ольга Петровна

 

В новой редакции федерального закона «Об образовании в РФ» [1] подчёркивается важность создания необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи данной категории обучающихся должны применяться специальные педагогические подходы, методы и способы общения.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение как организационная поддержка обучающихся включает в себя комплекс действий, методик, мероприятий, реализующих цель: обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными и индивидуальными потребностями, а также обеспечивающих поддержку обучающихся на пути овладения знаниями, социально-значимыми компетенциями.

Работа по психолого-медико-педагогическому сопровождению в коррекционной школе строится на тщательном изучении особенностей, возможностей и потребностей каждого ребёнка по всем возможным параметрам, осуществлении комплекса развивающих и коррекционных мероприятий и отслеживании динамики его развития.

Цепочка согласованного взаимодействия специалистов и соответствующих структур (ПМПК района и школы) позволяет более качественно определять и реализовывать образовательную программу школы и индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты обучающихся.

Для максимального использования потенциальных способностей при получении образования, ребенку  с ограниченными возможностями здоровья важно, чтобы коррекционное воздействие осуществлялось в системе и комплексно специалистами, учителями-предметниками,  педагогами дополнительного образования и семьёй особого обучающегося.

Отражением системы и комплексного подхода являются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты обучающихся, внедрённые в специальной коррекционной школы VIII вида № 60 г.Челябинска.

Совместная творческая работа специалистов службы сопровождения и педагогов школы позволила  разработать и реализовать в МБСКОУ № 60 оригинальный вариант индивидуального коррекционно-развивающего маршрута обучающегося (ИКР-маршрут), реализация которого позволяет  в системе осуществлять динамическое наблюдение за состоянием здоровья, развития и коррекции каждого обучающегося, корригировать недостатки развития, осуществлять индивидуальный подход.

ИКР-маршруты обучающихся  или дневники наблюдений учащихся, как называют их  педагоги, ведутся на каждого учащегося в течение всего времени его обучения в школе.

Маршрут каждого ученика базируется на заключении и рекомендациях районной психолого-медико-педагогической консультации, что является обязательным   основанием зачисления ребёнка в школу СКОУ VIII вида.

Содержание маршрутов отражает данные анамнеза, историю прихода ученика в МБСКОУ № 60, общее состояние здоровья ученика, данные ежегодных медицинских осмотров, заключение районной ПМПК, результаты первичного и динамического обследований специалистами, а также итоги реализации маршрута по годам обучения.

В начале текущего учебного года на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума коллегиально педагогами, медиками и специалистами вырабатывается индивидуальная  коррекционно-развивающая траектория обучающегося, включающая расписание коррекционных занятий, дополнительных занятий в кружках и секциях школы, а также рекомендации по осуществлению наблюдения и специальной работы по решению индивидуальных проблем ребёнка специалистами по запросам классных руководителей, родителей, учителей.

Динамическое наблюдение педагогом – психологом, учителем – логопедом, учителем – дефектологом, социальным педагогом,  классным руководителем и учителями-предметниками осуществляется в начале, середине и по окончании каждого учебного года по определённым каждым специалистом параметрам мониторинга.

В отношении детей «группы риска» в  дневниках также отмечаются  сведения о дополнительной профилактической работе, проделанной с учеником  и его семьёй в целях исправления отклоняющегося поведения или коррекции внутрисемейного неблагополучия. В данном случае фиксируется перечень профилактических мероприятий, направленных на решение конкретных проблем (заседания советов Профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних, беседы с инспектором и т.д.) Более подробная информация по учащимся «группы риска» ведется социальным педагогом в Дневнике учащегося «группы риска».

В конце учебного года в отношении каждого учащегося специалистами и классными руководителями и учителями-предметниками подводятся итоги реализации ИКР-маршрута, когда на основании анализа динамики достижений и трудностей ученика подводится итог эффективности коррекции и развития, даются рекомендации всем специалистам и педагогам, работающим с учеником, делается прогноз на следующий период, планируется работа с семьёй обучающегося.

Логическим завершением ИКРМ является страничка катамнестического наблюдения обучающегося, которое осуществляется в тесной связи со специалистами профессиональных образовательных учреждений и работодателями в течение 3-х лет после выпуска из школы.

Именно данные катамнеза показывают реальную картину социализации выпускника, т.к. его устроенность после выхода из стен школы и есть показатель эффективности комплекса коррекционно-воспитательных воздействий в ходе школьного обучения.

Следует отметить, что дневники наблюдений учащихся (ИКРМ), не являются статичной формой. В ходе совещаний, семинаров педагоги неоднократно усовершенствовали эту форму с учётом новых требований, а также на фоне усложнения диагнозов обучающихся.

Визуализация информации в ИКР-маршруте обучающегося дает возможность специалистам не только целенаправленно воздействовать на формирование отдельных социальных компетенций, взаимодействовать на благо каждого ученика, но и видеть успехи и  проблемы коррекции, полученные другими специалистами в работе с данным ребёнком, а значит эффективно  осуществлять личностно - ориентированное обучение.

Форма ИКР-маршрута обучающегося   МБСКОУ № 60 опубликована в сборнике «Разрабатываем разделы основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. [2]

 

Литература:

 

  1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
  2. «Разрабатываем разделы основной образовательной программы общеобразовательного учреждения»: Часть 3. Программа коррекционной работы: методические рекомендации / под ред. Ю.Ю.Барановой, М.И.Солодковой, Г.В.Яковлевой. – Челябинск: Издательство «Полиграф-Мастер», 2011.
  3. «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОО»: методические рекомендации для педагогов С/К/ОУ/ авт.сост. И.М.Чернова, Е.И.Шевченко, О.П.Зверева; под ред. Г.В.Яковлевой. – Челябинск: ЦИЦЕРО, 2013.
  4. «Личностно-ориентированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ввведния ФГОС общего образования»: проблемы и перспективы: сборник материалов/ под ред. С.В. Потапчук, А.В.Ильиной, Н.В.Полешовой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013.
  5. «Организация и содержание обучения детей со сложной структурой дефекта»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (12-14 марта 2014 г.)/ Под ред. Белявского Б.В. (отв. редактор), Зарубиной И.Н., Кутеповой Н.Г., Потапчук С.В., Соловьёвой И.Л. – Челябинск, 2014.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования