РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Зверева О.П.

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.

На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–инвалидов и лиц с ОВЗ, которые испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний.

Несмотря на вышеперечисленные трудности, такие дети могут учиться по специальным программам и со специально подготовленными педагогами, знающими, как работать с данной категорией  обучающихся. При своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями могут быть преодолены.

Согласно Закону об образовании, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Основными задачами специального (коррекционного) образования является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников, имеющих ограничения здоровья, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

В основу организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ положены следующие принципы:

― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

― принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

― принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

― принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

― онтогенетический принцип;

― принцип преемственности;

― принцип целостности содержания образования;

― принцип         направленности на формирование        деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

― принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации;

― принцип сотрудничества с семьей.

В основу образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ положен деятельностный и дифференцированный подход.0

Для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи данной категории обучающихся должны применяться специальные педагогические подходы, методы и способы общения, которые заключаются в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

Зная особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогам будет легче разработать и внедрить в практику работы доступные виды деятельности и реализовать задачи их успешной социализации.

Помочь педагогам эффективно организовать обучение детей с ОВЗ помогут консультативная поддержка специалистов службы сопровождения, в состав которой может входить  учитель-дефектолог, педагог-психолог, логопед, социальный педагог, медицинские специалисты. Совместно со  специалистами вырабатывается индивидуальный маршрут обучающегося,  который реализуется совместно  педагогами и вышеперечисленными специалистами. В конце учебного года в отношении каждого учащегося с ОВЗ  специалистами, классными руководителями и учителями-предметниками подводятся итоги реализации маршрута обучающегося, когда на основании анализа динамики достижений и трудностей ученика подводится итог эффективности коррекции и развития, даются рекомендации всем специалистам и педагогам, работающим с учеником, делается прогноз на следующий период, планируется работа с семьёй обучающегося.

Педагог или специалист, работающий с обучающимися с ОВЗ должен учитывать ряд важных моментов:  

 - учёт характера инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания);

 - психофизиологические особенности  обучающегося (тип ВНД, темперамент, характер психических процессов и др.).

 - необходимо знание имеющихся у обучающегося недостатков физического здоровья  и понятие о способах их коррекции;

 - педагог должен чётко представлять, какие именно ограничения возможностей имеются у ребенка-инвалида, которые не позволяют участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), что лишает их нормальной социализации.

Важно знать, что взрослые из ближайшего окружения нередко стремятся уберечь такого ребенка от взаимодействия с социумом, что не способствует формированию и развитию личности ребенка, а, напротив, сужает рамки возможного развития.

Педагог должен иметь знания об изменениях в поведении,  которые являются симптомами заболевания и предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья и знать приёмы оказания доврачебной помощи.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставление особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения организации учебного места, подачи учебного материала, сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов преподнесения  информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Примером модификации может служить частичное либо упрощённое выполнение учащимся общеобразовательной программы, применение гибкого расписания.

         Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, позволяли ребенку достичь позитивных результатов.

Обучающимся с ОВЗ требуется более четкое,  часто повторяющееся разъяснение заданий, дополнительное акцентирование внимания на задании, возможно предоставление альтернативы объемным письменным заданиям небольших сообщений либо  устным сообщением по обозначенной теме.

Организуя работу в классе, в котором обучаются дети с ОВЗ педагог должен помнить следующее:

- для обучающихся с ограничениями здоровья необходимы индивидуальные правила организации учебного процесса.

- обязательно поддержание тишины во время интенсивных занятий.

- количество отвлекающих внимание предметов должно быть сведено к минимуму;

- при необходимости ребёнок должен быть обеспечен специальным оборудованием для выполнения заданий;

- учеников с ОВЗ необходимо располагать ближе к учителю.

- необходимо применение учебных материалов  разного уровня.

-  возможно обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий.

Педагогам следует способствовать созданию доброжелательной атмосферы во всех классах,

Одним из важнейших требований при организации обучения детей с ОВЗ является  чередование видов деятельности с целью снижения утомляемости.

Особое внимание необходимо уделять оценке достижений и знаний обучающихся с ОВЗ. С этой целью рекомендовано применять:

- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

- ежедневную  оценку деятельности обучающихся;

- акцентирование внимания на хороших оценках;

- разрешение переделать задание, с которым ученик не справился.

- использование нестандартной системы оценок достижений учащихся.

При организации учебного процесса необходима индивидуализация учебных планов и программ для обучающихся с особенностями развития. Важно помнить, что индивидуальные планы должны быть позитивно ориентированными и учитывать навыки и умения  «особого» школьника.

Педагог может для выполнения определённых заданий распределить учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.

         Учитель может расширить спектр применяемых им средств общения в учебном процессе через применение специальных приёмов, таких как, например, применение кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент. Также  возможна разработка определённых мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

Необходимым условием в работе с детьми-инвалидами является применение технологий достижения результатов (успеха). С этой целью уместно отмечать достижения ребенка относительно его прошлых успехов, а также его нестандартные достижения.

Важно поддерживать в детском коллективе положительную эмоциональную атмосферу,  когда дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, развивать взаимную поддержку, организовывать  коллективные дела, когда у каждого ученика было бы своё доступное ему задание или поручение.

В системе деятельности классного руководителя необходимо планировать значительное место для формирования нравственных чувств и качеств обучающихся, таких как толерантность, сочувствие, сопереживание, забота, взаимопомощь. Детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учить общению. Если в классе удалось сформировать атмосферу поддержки, дети будут рады и будут опекать любого новичка в классе. Они все будут чувствовать себя ответственными за то, чтобы новички хорошо себя чувствовали, и будут оказывать им посильную помощь и участие.

Следует использовать возможности внешкольной работы, например, во время занятий в кружках, игровых занятий, придавать значение обучению изобразительному искусству, музыке, драматическому искусству, танцам и физкультуре не меньше, чем другим предметам, так как навыки и достижения в этих областях, и как следствие этого, самооценка, ведут к достижению больших успехов по всем предметам.

Педагогам необходимо  ежедневно находить возможность говорить с детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят. Учитель должен показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти достижения.

Данные рекомендации позволят педагогам грамотно и продуктивно организовать работу  по обучению и воспитанию «особого» ребёнка, а также осуществлять эффективное взаимодействие с другими специалистами, включенными в процесс психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования