«Место ФГОС в государственной образовательной политике»

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Место ФГОС в государственной образовательной политике»

Автор: Зверева Ольга Петровна.

 

 

 

Приоритетной целью современного российского образования становится не трансляция знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие у обучающегося способности учиться: самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?», точнее «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

 Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

 В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев отметил:

«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Значит, организация учебного процесса должна быть настолько совершенной и конструктивной, чтобы у школьника была возможность реализовать себя».

Соответственно разработка нового поколения образовательных стандартов - просто вызов времени, в котором мы живем.

Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкуретноспособность отечественной школы, ее готовность к решению новых социальных задач: консолидации общества, формированию российской идентичности, выравниванию социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучающихся, стимулируя тем самым инновационные аспекты в деятельности педагогов. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты. Стандарт второго поколения призван изменить ситуацию в системе образования.

Инновационный характер стандарта второго поколения?

Впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования.

Стандарт второго поколения впервые рассматривается как целостная система, призванная обеспечить системные изменения всей деятельности образовательного учреждения.

Основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования, призванная обеспечить эффективность этой системы.

ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования.

В основе ФГОС второго поколения лежат несколько фундаментальных принципов:

Единство преемственности и инновационности.

Переход от «догоняющей» модели развития образования и копирования западных моделей  - к «опережающей» модели.

Гибкость и адаптивность системы образования по отношению к внешним запросам и мотивам личностного роста граждан России.

ФГОС – качественно новый этап в развитии подходов к нормированию и проектированию российского образования

Таким образом, сегодня образовательный стандарт должен ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства и является развивающим и прогностическим инструментом модернизации системы образования Российской Федерации. 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования