ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Жалельщикова Елена Александровна,

музыкальный руководитель,

МБДОУ «Детский сад №441 «Кузнечик»

Советского района города Нижнего Новгорода

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ

ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО

Музыкальное воспитание во все времена считалось  благотворным фактором гармонизации социальных отношений и  всестороннего развития личности. В широком социальном контексте художественно-музыкальное образование ребёнка рассматривается как процесс передачи новому поколению культурного, музыкального, социального наследия.

Последние два десятилетия среди педагогов необычайную популярность приобрело понятие «экология детства». Как утверждают  И.В. Вагнер и А.Н.Ткачёва   «так называют социально-педагогические модели организации жизнедеятельности детей» [2]. Современная социальная экология детства, как наука, определяет предметом своего изучения специфику и возможности гармонизации связей между ребёнком и средой. Под средой подразумевается не только природа, но и общество, семья, а так же  социально- культурное и социально - образовательное  пространство жизнедеятельности ребёнка.

В педагогическом понятии «экология детства» - это создание благоприятных психолого-педагогических условий для самореализации индивидуальности ребёнка, бережное отношение к его внутреннему миру, корректное и профессиональное педагогическое сопровождение [3].

Музыкальное воспитание, развитие и образование осуществляется в МБДОУ №441 в контексте  ФГОС ДО и основано на психолого-педагогическом сопровождение дошкольников, а именно:

- уважение взрослыми детей, участие в формировании положительной самооценки дошкольников, уверенности в собственных силах и способностях;

- использование в музыкальном воспитании в ДОУ по ФГОС форм и методов, соответствующих возрасту детей и их индивидуальным способностям (запрещается искусственно ускорять или замедлять процессы развития детей).

- построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированного на возможности и интересы каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

- содействие взрослых в доброжелательном отношении воспитанников друг к другу и их взаимодействия в различных видах деятельности;

-поддержка заинтересованности, инициативности дошколят в специфических для них видах деятельности в рамках музыкального воспитания в ДОУ в контексте ФГОС ДО;

- предоставление воспитанникам возможности выбора - материалов, форм активности, участников общей деятельности и общения;

- защита детей от любых форм насилия - физического и психологического

Несомненно, что именно приобщение детей дошкольного возраста к основам музыкальной культуры можно считать ведущим фактором гармонизации сферы социальной экологии детства.  В подтверждении этой позиции  можно отнести так называемые арт- факторы музыкального искусства:

- полифункциональность (по мнению Выготского Л.С. -эстетическая, социально-преобразующая, терапевтическая, художественная, мотивационная, прогностическая, нравственная, духовная направленности);

- интерогенность (разработки Узнадзе Д.Н., Леонтьева А.Н. – теория позитивного влияния на изменение субъекта личности: эмоциональное, мотивационное, эстетическое, интеллектуальное, коммуникативное);

- многообразие и многоплановость «моделей мира», воплощённых в художественно - музыкальных образах (музыкальное искусство затрагивает и моделирует весь спектр социальных отношений: внутренний мир эмоций, переживаний, этническую принадлежность, национальные и культурные традиции и другие предпочтения);

- приоритет индивидуальности, творчества и свободы преобразований – основные критерии художественного  и музыкального творчества - свобода, новизна, индивидуальность;

-эмоционально - экспрессивная доминанта -  в музыкальном искусстве эмоциональная сторона является доминантной; 

- коммуникативная направленность – художественно - музыкальная коммуникация является творческим общением, смысл которого обратная связь « автор – исполнитель», «исполнитель - слушатель» и другое;

- возможность трансцендентного переживания – включения нового духовного опыта в свой внутренний мир переживаний [1].

 Музыкальное искусство всегда рассматривалось как средство духовной эволюции человечества. Недаром говорят, что если хочешь вырастить нобелевского лауреата – занимайся с ребёнком музыкой.

В широком социальном контексте художественно-музыкальное образование ребёнка - это процесс передачи новому поколению культурного, музыкального, социального наследия[2]. Поэтому цель моей  педагогической деятельности как музыкального руководителя ДОО это:

- формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы;

- развитие эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС;

- восприятие фольклора, музыки, художественной литературы;

- побуждение к  сопереживанию литературным персонажам;

- осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

- знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;

- развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры;

- формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;

- развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам;

- развитие навыка детей - звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.

Принципиальную основу педагогической деятельности составляют следующие принципы:

- полноценное  проживание  ребенком  всех  этапов  детства  (младенческого,  раннего  и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение  образовательной  деятельности  на  основе  индивидуальных   особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в  выборе  содержания своего  образования,  становится  субъектом образования  (далее  -   индивидуализация дошкольного образования);

- содействие  и  сотрудничество  детей  и  взрослых,  признание  ребенка   полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество ДОУ с семьей;

- приобщение   детей   к   социокультурным   нормам,   традициям   семьи,   общества    и государства;

- формирование   познавательных   интересов   и   познавательных   действий   ребенка   в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,  требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

 Экология детства как часть социальной экологии включает в себя взаимосвязь всего социального образовательного и культурного пространства  окружения  ребёнка. Именно поэтому расширению музыкально-образовательного пространства в МБДОУ №441 придаётся большое значение. Особенности взаимодействия музыкального руководителя МБДОУ №441 «Детский сад «Кузнечик» города Нижнего Новгорода с семьями  и социумом представлены в Таблице 1:

Таблица 1

Образовательная область

Вариативные формы взаимодействия с семьями воспитанников

Музыкально - эстетическое развитие

Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества «Мы рисуем музыку», «Музыкальные инструменты своими руками». Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства», «Немузыкальных детей нет!» и др.).

Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Семейная ассамблея», консультации и отчёты на сайте ДОУ mdoy.pro/nn441 и персональном сайте музыкального руководителя средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.). Встречи специалистов с родителями  на «Информационных днях» -«Художественной гостиной». Цель: знакомство с основными направлениями художественно-эстетического развития детей. Участие родителей и детей в коммуникативных и интерактивных праздниках: создание условий, организация декораций и костюмов. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия. Семинары-практикумы для родителей  художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Создание медиотеки по художественно-эстетическому развитию детей. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей. Сотрудничество с культурными учреждениями города: Библиотека имени Юрия Гагарина, Музей архитектуры и быта народов Поволжья «Щёлоковский хутор», Школа искусств №6, Школа хорового пения «Жаворонок», Училище Олимпийского Резерва, с целью оказания консультативной помощи родителям. Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений культурных центров города. Создание семейных клуба «Дошкольник».Организация совместных посиделок-чаепитий. Совместное создание мультимедиа-презентаций ко Дню матери и Выпускному празднику. Совместное создание мини-музеев, мини-коллекций, выставок и вернисажей.

 

Важным фактором  музыкального воспитания на всестороннее  развитие личности ребёнка дошкольного возраста в контексте понятия «экология дошкольного детства в МБДОУ №441 являются способы и направления поддержки детской инициативы. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду  осуществляется в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности. Способы и направления поддержки детской инициативы представлены в Таблице 2:

Таблица 2

Возрастная группа

Способы и направления поддержки детской инициативы

Ранний возраст

(от 1,5 до3 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами; обогащение собственного музыкального сенсорного опыта восприятия окружающего мира (создание коллекций погремушек, дидактические предметные пособия различных размеров (большой - маленький барабан, маленькая и большая неваляшки и т.д.)

Для поддержки детской инициативы создаются следующие условия:

- предоставляется детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, оказывается помощь в реализации собственных замыслов;

- отмечается и приветствуются даже самые минимальные успехи детей;

- не критикуется результаты деятельности ребенка и его самого как личность; создаются условия для формирования у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия;

- свободно пользоваться игрушками и пособиями; побуждаем детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами – подбор по звучанию и размеру);

- проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении в сопровождении фоновой музыки;

- доступность музыкальных игрушек; поощрение занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельностью, выражение одобрения любому результату труда ребенка.

Младший возраст

( от 3до 4 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет:

- создание условий для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; рассказы детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях;

- публичная поддержка любых успехов детей; поощрение самостоятельности детей в различных видах музыкальной деятельности;

- помощь ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

- поддержка радостного ощущения возрастающей умелости; в ходе занятий и в повседневной жизни терпимое отношение к затруднениям ребенка (позволять действовать ему в своем темпе); непозволительность критики результатов деятельности детей, а также их самих. Ограничение критики исключительно результатами продуктивной деятельности, использование в качестве субъекта критики игровые персонажи;

- учёт индивидуальных особенностей детей, стремление найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; уважение  каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; создание  положительного психологического микроклимата; - предоставление детям возможности для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

Средний возраст

(от 4 до 5 лет)

 

 

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы:

- создаются условия для содействия стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

- обеспечивается для детей возможность осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. В группах имеются наборы атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;

- создаются условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из музыкального конструктора, условия  для музыкальных сюжетных игр - игрушечные микрофоны, музыкальные игрушки - инструменты, ширмы и т.д.;

- руководство игрой проводится опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

- побуждение детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого; привлечение детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий; - создание аудио- коллекций  музыкальных сказок, песен  в группах, включение  детям по их просьбе музыки.

Старший возраст

(от 5 до 7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы создаются следующие условия:

- создание положительного психологического микроклимат, в равной мере проявление любви и заботы ко всем детям: выражение радости при встрече, использование приветственных попевок «Добрый день, добрый час, рады мы видеть вас!»;

- воспитание и уважение индивидуальных художественно- эстетических вкусов  детей;

- поощрение желания детей создавать что- либо по собственному замыслу;

- обращение внимания детей на полезность будущего продукта исполнительской деятельности (танца, песни, концерта) для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

- создание условий для разнообразной самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей;

- при необходимости помощь детям в решении проблем организации игры;

- обсуждение совместных проектов; создание условий для самостоятельной творческой, познавательной музыкальной деятельности детей по интересам.

 

Таким образом, гармонизируя средствами музыкального искусства внутренний мир ребенка и его картину внешнего мира, мы добиваемся устойчивого, радостного, жизнеутверждающего мировосприятия и таким образом создаем прочную основу для дальнейшего гармонического развития личности каждого ребёнка.

Список литературы:

         1.Барышева Т.А. Художественное образование ребенка в контексте социальной экологии / Санкт-Петербург 2015

  1. Вагнер И.В., Ткачёва А.Н. Экология детства: факторы культуры, воспитания и профессиональной компетенции педагога / Экология человека. 2015 №9. С.21-26

3.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2000

  1. art-education.narod.ruauthors/Barisheva1.htm
  2. 5. idetstva/ROIYA…Dobrova14_Slovar.pdf

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования