Об инициативе
Жалельщикова Елена Александровна,
музыкальный руководитель,
МБДОУ «Детский сад №441 «Кузнечик»
Советского района города Нижнего Новгорода
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО
Музыкальное воспитание во все времена считалось благотворным фактором гармонизации социальных отношений и всестороннего развития личности. В широком социальном контексте художественно-музыкальное образование ребёнка рассматривается как процесс передачи новому поколению культурного, музыкального, социального наследия.
Последние два десятилетия среди педагогов необычайную популярность приобрело понятие «экология детства». Как утверждают И.В. Вагнер и А.Н.Ткачёва «так называют социально-педагогические модели организации жизнедеятельности детей» [2]. Современная социальная экология детства, как наука, определяет предметом своего изучения специфику и возможности гармонизации связей между ребёнком и средой. Под средой подразумевается не только природа, но и общество, семья, а так же социально- культурное и социально - образовательное пространство жизнедеятельности ребёнка.
В педагогическом понятии «экология детства» - это создание благоприятных психолого-педагогических условий для самореализации индивидуальности ребёнка, бережное отношение к его внутреннему миру, корректное и профессиональное педагогическое сопровождение [3].
Музыкальное воспитание, развитие и образование осуществляется в МБДОУ №441 в контексте ФГОС ДО и основано на психолого-педагогическом сопровождение дошкольников, а именно:
- уважение взрослыми детей, участие в формировании положительной самооценки дошкольников, уверенности в собственных силах и способностях;
- использование в музыкальном воспитании в ДОУ по ФГОС форм и методов, соответствующих возрасту детей и их индивидуальным способностям (запрещается искусственно ускорять или замедлять процессы развития детей).
- построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированного на возможности и интересы каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
- содействие взрослых в доброжелательном отношении воспитанников друг к другу и их взаимодействия в различных видах деятельности;
-поддержка заинтересованности, инициативности дошколят в специфических для них видах деятельности в рамках музыкального воспитания в ДОУ в контексте ФГОС ДО;
- предоставление воспитанникам возможности выбора - материалов, форм активности, участников общей деятельности и общения;
- защита детей от любых форм насилия - физического и психологического
Несомненно, что именно приобщение детей дошкольного возраста к основам музыкальной культуры можно считать ведущим фактором гармонизации сферы социальной экологии детства. В подтверждении этой позиции можно отнести так называемые арт- факторы музыкального искусства:
- полифункциональность (по мнению Выготского Л.С. -эстетическая, социально-преобразующая, терапевтическая, художественная, мотивационная, прогностическая, нравственная, духовная направленности);
- интерогенность (разработки Узнадзе Д.Н., Леонтьева А.Н. – теория позитивного влияния на изменение субъекта личности: эмоциональное, мотивационное, эстетическое, интеллектуальное, коммуникативное);
- многообразие и многоплановость «моделей мира», воплощённых в художественно - музыкальных образах (музыкальное искусство затрагивает и моделирует весь спектр социальных отношений: внутренний мир эмоций, переживаний, этническую принадлежность, национальные и культурные традиции и другие предпочтения);
- приоритет индивидуальности, творчества и свободы преобразований – основные критерии художественного и музыкального творчества - свобода, новизна, индивидуальность;
-эмоционально - экспрессивная доминанта - в музыкальном искусстве эмоциональная сторона является доминантной;
- коммуникативная направленность – художественно - музыкальная коммуникация является творческим общением, смысл которого обратная связь « автор – исполнитель», «исполнитель - слушатель» и другое;
- возможность трансцендентного переживания – включения нового духовного опыта в свой внутренний мир переживаний [1].
Музыкальное искусство всегда рассматривалось как средство духовной эволюции человечества. Недаром говорят, что если хочешь вырастить нобелевского лауреата – занимайся с ребёнком музыкой.
В широком социальном контексте художественно-музыкальное образование ребёнка - это процесс передачи новому поколению культурного, музыкального, социального наследия[2]. Поэтому цель моей педагогической деятельности как музыкального руководителя ДОО это:
- формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы;
- развитие эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС;
- восприятие фольклора, музыки, художественной литературы;
- побуждение к сопереживанию литературным персонажам;
- осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
- знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;
- развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры;
- формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;
- развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам;
- развитие навыка детей - звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.
Принципиальную основу педагогической деятельности составляют следующие принципы:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Экология детства как часть социальной экологии включает в себя взаимосвязь всего социального образовательного и культурного пространства окружения ребёнка. Именно поэтому расширению музыкально-образовательного пространства в МБДОУ №441 придаётся большое значение. Особенности взаимодействия музыкального руководителя МБДОУ №441 «Детский сад «Кузнечик» города Нижнего Новгорода с семьями и социумом представлены в Таблице 1:
Таблица 1
Образовательная область |
Вариативные формы взаимодействия с семьями воспитанников |
Музыкально - эстетическое развитие |
Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества «Мы рисуем музыку», «Музыкальные инструменты своими руками». Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства», «Немузыкальных детей нет!» и др.). Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Семейная ассамблея», консультации и отчёты на сайте ДОУ mdoy.pro/nn441 и персональном сайте музыкального руководителя средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.). Встречи специалистов с родителями на «Информационных днях» -«Художественной гостиной». Цель: знакомство с основными направлениями художественно-эстетического развития детей. Участие родителей и детей в коммуникативных и интерактивных праздниках: создание условий, организация декораций и костюмов. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия. Семинары-практикумы для родителей художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Создание медиотеки по художественно-эстетическому развитию детей. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей. Сотрудничество с культурными учреждениями города: Библиотека имени Юрия Гагарина, Музей архитектуры и быта народов Поволжья «Щёлоковский хутор», Школа искусств №6, Школа хорового пения «Жаворонок», Училище Олимпийского Резерва, с целью оказания консультативной помощи родителям. Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений культурных центров города. Создание семейных клуба «Дошкольник».Организация совместных посиделок-чаепитий. Совместное создание мультимедиа-презентаций ко Дню матери и Выпускному празднику. Совместное создание мини-музеев, мини-коллекций, выставок и вернисажей. |
Важным фактором музыкального воспитания на всестороннее развитие личности ребёнка дошкольного возраста в контексте понятия «экология дошкольного детства в МБДОУ №441 являются способы и направления поддержки детской инициативы. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду осуществляется в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности. Способы и направления поддержки детской инициативы представлены в Таблице 2:
Таблица 2
Возрастная группа |
Способы и направления поддержки детской инициативы |
Ранний возраст (от 1,5 до3 лет) |
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами; обогащение собственного музыкального сенсорного опыта восприятия окружающего мира (создание коллекций погремушек, дидактические предметные пособия различных размеров (большой - маленький барабан, маленькая и большая неваляшки и т.д.) Для поддержки детской инициативы создаются следующие условия: - предоставляется детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, оказывается помощь в реализации собственных замыслов; - отмечается и приветствуются даже самые минимальные успехи детей; - не критикуется результаты деятельности ребенка и его самого как личность; создаются условия для формирования у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; - свободно пользоваться игрушками и пособиями; побуждаем детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами – подбор по звучанию и размеру); - проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении в сопровождении фоновой музыки; - доступность музыкальных игрушек; поощрение занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельностью, выражение одобрения любому результату труда ребенка. |
Младший возраст ( от 3до 4 лет) |
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет: - создание условий для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; рассказы детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях; - публичная поддержка любых успехов детей; поощрение самостоятельности детей в различных видах музыкальной деятельности; - помощь ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей; - поддержка радостного ощущения возрастающей умелости; в ходе занятий и в повседневной жизни терпимое отношение к затруднениям ребенка (позволять действовать ему в своем темпе); непозволительность критики результатов деятельности детей, а также их самих. Ограничение критики исключительно результатами продуктивной деятельности, использование в качестве субъекта критики игровые персонажи; - учёт индивидуальных особенностей детей, стремление найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; уважение каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; создание положительного психологического микроклимата; - предоставление детям возможности для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности. |
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
|
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы: - создаются условия для содействия стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением; - обеспечивается для детей возможность осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. В группах имеются наборы атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку; - создаются условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из музыкального конструктора, условия для музыкальных сюжетных игр - игрушечные микрофоны, музыкальные игрушки - инструменты, ширмы и т.д.; - руководство игрой проводится опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр); - побуждение детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого; привлечение детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий; - создание аудио- коллекций музыкальных сказок, песен в группах, включение детям по их просьбе музыки. |
Старший возраст (от 5 до 7 лет)
|
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы создаются следующие условия: - создание положительного психологического микроклимат, в равной мере проявление любви и заботы ко всем детям: выражение радости при встрече, использование приветственных попевок «Добрый день, добрый час, рады мы видеть вас!»; - воспитание и уважение индивидуальных художественно- эстетических вкусов детей; - поощрение желания детей создавать что- либо по собственному замыслу; - обращение внимания детей на полезность будущего продукта исполнительской деятельности (танца, песни, концерта) для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); - создание условий для разнообразной самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей; - при необходимости помощь детям в решении проблем организации игры; - обсуждение совместных проектов; создание условий для самостоятельной творческой, познавательной музыкальной деятельности детей по интересам. |
Таким образом, гармонизируя средствами музыкального искусства внутренний мир ребенка и его картину внешнего мира, мы добиваемся устойчивого, радостного, жизнеутверждающего мировосприятия и таким образом создаем прочную основу для дальнейшего гармонического развития личности каждого ребёнка.
Список литературы:
1.Барышева Т.А. Художественное образование ребенка в контексте социальной экологии / Санкт-Петербург 2015
- Вагнер И.В., Ткачёва А.Н. Экология детства: факторы культуры, воспитания и профессиональной компетенции педагога / Экология человека. 2015 №9. С.21-26
3.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2000