Методический потенциал конкретной поэзии в обучении иностранному языку

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Конкретная поэзия, появившаяся в середине 50-х годов прошлого столетия, представляет собой  экспериментальное литературное направление, в котором изобразительное искусство переплетается со словами. Основной принцип конкретной поэзии заключается в игре со словами и буквами, в частности: игра со значениями, с объемными возможностями шрифта, с графическим расположением слов и букв в пространстве.  Поэты-конкретисты стремятся показать обычное слово и другие элементы языка с необычной для читателя стороны, помогают увидеть за обычной графической оболочкой слова его внутренний образ и глубинный смысл.  Обратим внимание на форму написания стихов. В них отсутствует рифма. Поэты намеренно нарушают конвенциональные правила грамматики и синтаксиса обычной речи. Большинство из них обходятся в своих произведениях небольшим количеством слов, выражающим основную тему и авторское настроение.

По-детски простые и гениальные по содержанию произведения конкретной поэзии открывают обширное поле творческой деятельности и требуют нетрадиционных методов и приемов работы с ней. Элементы конкретной поэзии многофункциональны: мы можем использовать ее на этапе рефлексии или как способ закрепления лексических единиц, она позволяет включить все психические процессы,  активизирующие интеллект, эмоциональность, эмпатию, креативность.

Наиболее популярными поэтическими произведениями являются – синквейны, рондели, диаманты, алфавитные стихи, акростихи, хокку и др.

      «Рондель», от французского слова «Rondelle» (ротонда, овал) - стихотворение из 8 строк, в котором  повторяются 2-я, 4-я, 7-я строки, Одна и та же мысль как бы кружит в голове и не дает покоя:

Keiner ist zu Hause

Ich habe Angst

Mir geht Schreckliches durch den Kopf

Ich habe Angst

Momentan bin ich schweißgebadet

Hoffentlich fällt die Schularbeit gut aus

Ich habe Angst

Hast du auch manchmal Angst?

 

Никого нет дома

Мне страшно

В голову лезут жуткие мысли

Мне страшно

Меня вдруг обдает холодным потом

Надеюсь, я хорошо написал контрольную?

Мне страшно

А тебе бывает иногда страшно?

 

 

«Синквейн» в переводе с французского слово означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

        Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлектировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Первая строчка – существительное (тема синквейна). Вторая строка -  два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. Третья строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.  Четвертая строчка - целая фраза, предложение, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте  темы. Последняя строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение:

 

Musik

sinnlich zärtlich

beruhigt bewegt fasziniert

Man vergisst alles Böse.

Quelle!

 

Музыка

чувственная  нежная

успокаивает  волнует  завораживает

Забываешь все злое

Источник!

 

        «Диаманта» - стихотворение–метамарфора, показывающее и раскрывающее переход от одной темы, заданной в начале стихотворения, к ее антиподу в конце текста (любовь – ненависть, лето – зима,  и т. п.). На конкретном примере учащиеся легко усваивают правила написания подобных стихов: певая строка- имя существительное, открывающее тему произведения, на второй располагаются прилагательные (наречия), характеризующие описываемое явление или объект, третья строка, состоящая из имен существительных, продолжает развивать заданную тему. Четвертая стока − целое предложение. Именно здесь  начинается постепенный переход к новой теме. В пятой строке новая мысль развивается с помощью имен существительных, в шестой она усиливается с помощью прилагательных (наречий) и в последней строке, состоящей из одного слова (существительного), происходит окончательный перелом темы: 

Liebe

schön heiss

Küsse Freude Begeisterung

Man wartet immer  auf das Treffen

Vorfreude Enttäuschung Depression

schlaflos kraftlos

Hass

 

Любовь

красивая  горячая

поцелуи радость восхищение

Постоянно ждешь новой встречи

Предчувствие разочарование депрессия

Бессонница бессилие

                   Ненависть

 

«Акростих» - стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-то слово или фразу.

 

Put three words

On each line

Easy if you

Make it rhyme

 

Only this award is

Supposed to be the most prestigious.

Ceremony is gripping,

Actors are striving to win it.

Russian films also get Oscar.

 

 

 

 

 

На своих уроках английского языка я научила детей писать акростихи и синквейны.

Данное направление вызвало интерес у учащихся, нестандартное задание позволяет проявить творческие способности и выразить свое мнение по теме. Такой формат работы дал возможность повторить части речи английского языка, расширить словарный запас и поработать со словарем, обобщать изучаемый материал и представлять в краткой креативной форме. Составление синквейнов и акростихов на уроке занимает сравнительно немного времени, но это является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Подводя итог всему вышеуказанному, выделим достоинства использования конкретной поэзии на уроках:

  1. повышается интерес к изучаемому материалу;
  2. развивается образное мышление;
  3. развиваются творческие способности учащихся;
  4. совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  5. развивается мышление и воображение;
  6. вырабатывается способность к анализу;
  7. уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  8. расширяется словарный запас

https://yadi.sk/i/7SarTNFk3M5L5U Примеры

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования